Язык гипертекстовой разметки. Технологии web Язык разметки гипертекста называется

I . Основные сведения об HTML .

За последние годы разработки для Интернета эволюционировали от статических страниц до динамических информационных систем. Некоторое время назад создание современных Web-страниц не требовало практически ничего, кроме совершенного владения языком разметки гипертекста (Hypertext Markup Language, HTML).

HTML представляет собой простой язык обработки текстов; на этом языке при помощи набора тегов (tags ) создается документ, который можно просматривать специальной программой просмотра Web (browser ).

HTML - не язык программирования в том смысле, как C++ или Visual Basic; он больше напоминает средства форматирования документов с использованием управляющих последовательностей. Кодирование на HTML часто сравнивают с созданием документа в формате Microsoft Word путем набивки кодов форматирования прямо в Notepad. Очевидно, что функциональность этого крайне мала.

Под гипертекстовым документом понимают документ, содержащий ссылки на другой документ. Реализовано все это через протокол передачи гипертекста HTTP (Hyper Text Transfer Protocol).

Информация в документах Web может быть найдена по ключевым словам. Это означает, что каждый обозреватель Web содержит определенные ссылки, через которые образуются гиперсвязи, позволяющие миллионам пользователей Internet вести поиск информации по всему миру.

Гипертекстовые документы создаются на базе языка HTML (Hyper Text Markup Language). Этот язык весьма прост, управляющие коды его, которые, собственно, и компилируются обозревателем для отображения на экране, состоят из текста ASCII. Ссылки, списки, заголовки, картинки и формы называются элементами языка HTML .

В настоящее время существует масса редакторов Web-страниц, которые не требуют от вас знаний основ HTML. Но для того чтобы уметь профессионально подготавливать гипертекстовые документы, вы должны знать их внутреннее строение, то есть код документа HTML.

HTML позволяет вам формировать различную гипертекстовую информацию на основе структурированных документов.

Обозреватель определяет сформированные ссылки и, через протокол передачи гипертекста HTTP, открывает доступ к вашему документу другим пользователям Internet. Разумеется, для успешной реализации всего этого необходим софт, полностью совместимый с WWW и поддерживающий HTML.

II. Описание HTML

HTML-документ - это обычный текстовой файл . Используя любой Web-обозреватель, вы можете просмотреть результат вашей работы, просто загрузив в него созданный на основе синтаксиса HTML текстовой файл.

Гипертекстовый язык предоставляет только информацию для чтения . Это означает, что редактировать Web-страницы может лишь тот, кто их создал, а не простой пользователь Сети.

Самый главный элемент гипертекстового языка - это ссылки . В мировой паутине вы просто нажимаете на ссылку и мгновенно оказываетесь в другой точке земного шара на выбранной вами страничке.

Тэги.

Тэг - оформленная единица HTML-кода .

Тег HTML состоит из следующих друг за другом в определенном порядке элементов:

  • левой угловой скобки < (такого же, как "меньше чем" символа)
  • необязательного слэша /, который означает, что тег является конечным тегом, закрывающим некоторую структуру . Таким образом в этом контексте Вы можете читать символ /, как конец...
  • имени тега, например TITLE или PRE
  • необязательных, если даже тег может иметь их, атрибутов . Тег может быть без атрибутов или сопровождаться одним или несколькими атрибутами, например: ALIGN=CENTER
  • правой угловой скобки > (такой же, как символа "больше чем").

Большинство тегов имеют открывающий элемент <> и закрывающий . Между ними и находятся коды , которые распознает Web-обозреватель

В таких случаях два тега и часть документа, отделенная ими, образуют блок, называемый HTML элементом . Некоторые теги, например


, являются элементами HTML сами по себе, и для них соответствующий конечный тег неверен.

Для каждого тега определяется множество возможных атрибутов . Большинство тегов допускает один или несколько атрибутов, однако атрибутов может и совсем не быть. Спецификация атрибута состоит из расположенных в следующем порядке:

  • имени атрибута, например WIDTH
  • знак равенства (=)
  • значения атрибута, которое задается строкой символов, например, "80".

Всегда полезно заключить значение атрибута в кавычки , используя либо одинарные ("80"), либо двойные кавычки ("80"). Строка в кавычках не должна содержать такие же кавычки внутри себя . Так, если дата заключена в двойные кавычки, используйте одинарные кавычки для последующего заключения в кавычки, и наоборот. Вы можете также опустить кавычки для значений атрибутов, которые состоят только из следующих символов:

  • символов английского алфавита (A - Z, a - z)
  • цифр (0 - 9)
  • промежутков времени
  • дефисов (-)

Hyper Text Markup Language (HTML) - язык разметки гипертекста - предназначен для написания гипертекстовых документов, публикуемых в World Wide Web.

Гипертекстовый документ - это текстовый файл, имеющий специальные метки, называемые тегами, которые впоследствии опознаются браузером и используются им для отображения содержимого файла па экране компьютера.

С помощью этих меток можно выделять заголовки документа, изменять цвет, размер и начертание букв, вставлять графические изображения и таблицы. Но основным преимуществом гипертекста перед обычным текстом является возможность добавления к содержимому документа гиперссылок - специальных конструкций языка HTML, которые позволяют щелчком мыши перейти к просмотру другого документа.

HTML-документ состоит из двух частей: собственно текста, т. е. данных, составляющих содержимое документа, и тегов - специальных конструкций языка HTML, используемых для разметки документа и управляющих его отображением. Теги языка HTML определяют, в каком виде будет представлен текст, какие его компоненты будут исполнять роль гипертекстовых ссылок, какие графические или мультимедийные объекты должны быть включены в документ.

Графическая и звуковая информация, включаемая в HTML-документ, хранится в отдельных файлах. Программы просмотра HTML-документов (браузеры ) интерпретируют флаги разметки и располагают текст и графику на экране соответствующим образом. Для файлов, содержащих HTML-документы приняты расширения .htm или .html .

В большинстве случаев теги используются парами. Пара состоит из открывающего <имя_тега> и закрывающего тегов. Действие любого парного тега начинается с того места, где встретился открывающий тег, и заканчивается при встрече соответствующего закрывающего тега. Часто пару, состоящую из открывающего и закрывающего тегов, называют контейнером , а часть текста, окаймленную открывающим и закрывающим тегом, - элементом .

Последовательность символов, составляющая текст может состоять из пробелов, табуляций, символов перехода на новую строку, символов возврата каретки, букв, знаков препинания, цифр, и специальных символов (например #, +, $, @), за исключением следующих четырех символов, имеющих в HTML специальный смысл: (больше), & (амперсанд) и " (двойная кавычка). Если необходимо включить в текст какой-либо из этих символов, то следует закодировать его особой последовательностью символов.

Структура HTML-документа

Самым главным из тегов HTML является одноименный тег . Он всегда открывает документ, так же, как тег должен непременно стоять в последней его строке. Эти теги обозначают, что находящиеся между ними строки представляют единый гипертекстовый документ. Без этих тегов браузер или другая программа просмотра не в состоянии идентифицировать формат документа и правильно его интерпретировать.

HTML-документ состоит из двух частей: заголовок (head) и тела (body), расположенных в следующем порядке:

Заголовок документа Тело документа

Чаще всего в заголовок документа включают парный тег ... , определяющий название документа. Многие программы просмотра используют его как заголовок окна, в котором выводят документ. Программы, индексирующие документы в сети Интернет, используют название для идентификации страницы. Хорошее название должно быть достаточно длинным для того, чтобы можно было корректно указать соответствующую страницу, и в то же время оно должно помещаться в заголовке окна. Название документа вписывается между открывающим и закрывающим тегами.

Тело документа является обязательным элементом, так как в нем располагается весь материал документа. Тело документа размещается между тегами и . Все, что размещено между этими тегами, интерпретируется браузером в соответствии с правилами языка HTML позволяющими корректно отображать страницу на экране монитора.

Текст в HTML разделяется на абзацы при помощи тега <р> . Он размещается в начале каждого абзаца, и программа просмотра, встречая его, отделяет абзацы друг от друга пустой строкой. Использование закрывающего тега необязательно.

Если требуется «разорвать» текст, перенеся его остаток на новую строку, при этом, не выделяя нового абзаца, используется тег разрыва строки
. Он заставляет программу просмотра выводить стоящие после него символы с новой строки. В отличие от тега абзаца, тег
не добавляет пустую строку. У этого тега нет парного закрывающего тега.

Язык HTML поддерживает логическое н физическое форматирование содержимого документа . Логическое форматирование указывает на назначение данного фрагмента текста, а физическое форматирование задает его внешний вид.

При использовании логического форматирования текста браузером выделяются различные части текста в соответствии со структурой документа. Чтобы отобразить название, используется один из тегов заголовка. Заголовки в типичном документе разделяются по уровням. Язык HTML позволяет задать шесть уровней заголовков: h1 (заголовок первого уровня), h2, h3, h4, h5 и h6. Заголовок первого уровня имеет обычно больший размер и насыщенность по сравнению с заголовком второго уровня. Пример использования тегов заголовков:

l. Название главы

l.l. Название раздела

Теги физического форматирования непосредственно задают вид текста на экране браузера, например пара выделяет текст полужирным начертанием, задает подчеркивание текста, управляет шрифтом текста.

Тег вставляет изображение в документ, как если бы оно было просто одним большим символом. Пример применения тега:

Для создания гипертекстовой ссылки используется пара тегов <а>... . Фрагмент текста, изображение или любой другой объект, расположенный между этими тегами, отображается в окне браузера как гипертекстовая ссылка. Активация такого объекта приводит к загрузке в окно браузера нового документа или к отображению другой части текущей Web-страницы. Гипертекстовая ссылка формируется с помощью выражения:

Href здесь является обязательным атрибутом, значение которого и есть URL-адрес запрашиваемого ресурса. Кавычки в задании значения атрибута href не обязательны. Если задается ссылка на документ на другом сервере, то вид гиперссылки такой:

<а href = "http://www.school.donetsk.ua/11.jpg">Фотография 11-А

С помощью различных тегов можно рисовать таблицы, форматировать текст, вставлять в документ изображения, видео- , звуковые файлы и прочее.

Internet Engineering Task Force ) опубликовал черновик предложения по стандарту HTML

Структура документа HTML

Документ HTML 4 состоит из трех частей:

  • строка, содержащая информацию о версии HTML ,
  • объявляющий раздел header/"шапка" (ограниченный элементом HEAD ),
  • тело, содержащее собственно сам документ.

Тело может содержаться в элементах BODY или FRAMESET . Пробельные символы (пробелы, символы новой строки , символы табуляции и комментарии) могут появляться до или после этого раздела.

Simple page

Hello world!

Документ начинается с элемента типа документа, или doctype . Он описывает, какой тип HTML будет использован - чтобы клиентское приложение пользователя могло определить, как интерпретировать документ, и решить, следует ли он тем правилам, которым собирался следовать по своему заявлению.

После этого можно видеть открывающий тег элемента html . Это оболочка вокруг всего документа. Закрывающий тег html является последним объектом в любом документе HTML .

Внутри элемента html имеется элемент head . Он содержит информацию о документе ( метаданные ). Внутри head находится элемент title , который определяет заголовок "Simple page" в панели меню .

После элемента head следует элемент body , который является оболочкой, содержащей реальное содержимое страницы - в данном случае только элемент заголовка первого уровня (h1 ), который содержит текст "Hello world!" .

Элементы часто содержат другие элементы. Тело документа всегда будет содержать множество вложенных друг в друга элементов.

Разделы страницы создают общую структуру документа, и могут содержать подразделы. Они также могут содержать заголовки , параграфы, списки и т.д. Параграфы могут содержать элементы, которые создают ссылки на другие элементы, цитаты, выделения и т.д.

Синтаксис элементов HTML

Базовый элемент в HTML состоит из двух тэгов вокруг блока текста. Существуют элементы, которые не являются оболочкой для текста, и почти в каждом случае элементы могут содержать подэлементы (как html содержит head и body в примере выше).

Элементы могут также иметь атрибуты , которые могут модифицировать поведение элемента и вводить дополнительное значение .

Основы HTML

В этом примере элемент div (раздел страницы, способ разбиения документов на логические блоки) имеет добавленный атрибут id , для которого задано значение masthead . Элемент div содержит элемент h1 (заголовок первого, или самого важного уровня), который в свою очередь содержит некоторый текст. Часть этого текста упакована в элемент abbr (который используется для определения расширения сокращений), который имеет атрибут title , значение которого задано как Hypertext Markup Language .

Многие атрибуты в HTML являются общими для всех элементов, но некоторые являются специфическими для данного элемента или элементов. Все они имеют форму:

ключевое_слово="значение"

Значение должно быть помещено в одиночные или двойные кавычки (в некоторых ситуациях кавычки могут отсутствовать, но это не слишком хорошо с точки зрения предсказуемости, понимания).

Атрибуты и их возможные значения определяются в основном спецификациями HTML (http://www.w3.org/TR/html401/index/attributes.html), поэтому - нельзя создавать свои собственные атрибуты. Единственными реальными исключениями являются атрибуты id и class , значения полностью которых предназначены для добавления в документы вашего собственного значения и семантики.

Элемент внутри другого элемента называют "потомком" этого элемента. В примере выше abbr является потомком h1 , который в свою очередь является потомком div . И наоборот, div является "предком" элемента h1 .

Элементы блочного уровня и строковые элементы

Имеется две основные категории элементов в HTML , которые соответствуют типам контента и структуре, которую представляют эти элементы - элементы блочного уровня и строковые элементы .

Блочный уровень означает более высокий уровень элемента, обычно информирующий о структуре документа. Элементы блочного уровня можно представлять как элементы, которые начинаются с новой строки, отрываясь от того, что было перед этим. Распространенными блочными элементами являются параграфы, пункты списка, заголовки и таблицы .

Строковые элементы содержатся внутри структурных элементов блочного уровня и охватывают только части текста документа, а не целые области. Строковый элемент не приводит к появлению в документе новой строки, т.к. они являются элементами, которые появляются в параграфе текста. Распространенными строковыми элементами являются гипертекстовые ссылки, выделенные слова или фразы и краткие цитаты .

Заголовок

Заголовок HTML -документа является необязательным элементом разметки. Первоначально существование заголовка определялось необходимостью именования окна браузер . Это достигалось за счет элемента разметки TITLE :

Это заголовок ... ...

Еще одной функцией заголовка HTML -документа является управление HTTP -обменом через элемент разметки META . При современной практике размещения Веб-узлов компаний на серверах провайдеров администраторы этих узлов могут не иметь возможности управлять программой-сервером. В этом случае для управления обменом остается только одна возможность - через заголовок HTML -документа.

Заголовок HTML -документа также предназначен для описания поискового образа документа, необходимого для индексирования документа роботами поисковых систем. Элемент META позволяет хранить списки ключевых слов и описания документа, которые будут использоваться для составления индекса поисковой системы и появляться в качестве описания документа в случае выдачи ссылки на него при поиске по ключевым словам.

Основные теги заголовка - это элементы HTML -разметки, которые наиболее часто встречаются в заголовке HTML -документа, т.е. внутри элемента разметки HEAD :

  • TITLE (заглавие документа);
  • BASE (база URL );
  • ISINDEX (поисковый шаблон);
  • META (метаинформация);
  • LINK (общие ссылки);
  • STYLE (описатели стилей);
  • SCRIPT (сценарии).

Чаще всего применяются элементы TITLE, SCRIPT, STYLE . Использование элемента META говорит об осведомленности автора о правилах индексирования документов в поисковых системах и возможности управления HTTP -обменом данными. BASE и ISINDEX в последнее время практически не применяются. LINK указывают только при использовании внешних относительно данного документа описателей таблиц стилей.

Элемент разметки HEAD содержит заголовок HTML -документа. Данный элемент разметки не является обязательным. При наличии тега начала элемента разметки желательно использовать и тег конца элемента разметки . По умолчанию элемент HEAD закрывается, если встречается либо тег начала контейнера BODY , либо тег начала контейнера FRAMESET .

Контейнер заголовка служит для размещения информации, относящейся ко всему документу в целом.

Элемент разметки TITLE служит для именования документа в World Wide Web . При выборе текста для содержания контейнера TITLE следует учитывать, что отображается он системным шрифтом , так как является заголовком окна браузера.

Синтаксис контейнера TITLE в общем виде выглядит следующим образом:

название документа

Заголовок не является обязательным контейнером документа. Его можно опустить. Роботы многих поисковых систем используют содержание элемента TITLE для создания поискового образа документа. Слова из TITLE попадают в индекс поисковой системы. Из этих соображений элемент TITLE всегда рекомендуется использовать на страницах Веб-узла.

Элемент разметки BASE служит для определения базового URL для гипертекстовых ссылок документа, заданных в неполной (частичной) форме. Кроме того, BASE позволяет определить целевое окно загрузки документа по умолчанию при выборе гипертекстовой ссылки текущего документа. Наиболее часто BASE встречается на страницах узлов, которые имеют "зеркала". Часть документов основного сервера по разным причинам на "зеркальный" сервер не переносится. В этом случае документ с принудительно заданным базовым URL всегда будет ссылаться на основной сервер .

Тег начала контейнера содержит один обязательный атрибут HREF , и может содержать один необязательный атрибут TARGET . Синтаксис контейнера BASE в общем виде выглядит следующим образом:

Элемент разметки ISINDEX используется для указания поискового шаблона и унаследован от ранних версий HTML . В HTML 4.0 этот контейнер не определен.

Элемент разметки META

META содержит управляющую информацию, которую браузер использует для правильного отображения и обработки содержания тела документа , например с помощью атрибута Content-type можно задать перекодировку документа на стороне клиента.

С помощью META также можно задать и другие операторы . Например, запретить кэширование документа. Для запрета кэширования достаточно вставить в заголовок META - тег вида:

В новой версии протокола HTTP (HTTP 1.1) управление кэшированием осуществляется через оператор Cache-Control . Для получения такого же результата, как в случае с Pragma , в заголовке HTML -документа достаточно указать:

Можно запретить хранение документа после пересылки.

Введение

§ 1. Общие сведения о языке разметки гипертекста (HTML)

§ 2. Структура HTML-документа

§ 3. Элементы дизайна Web-страниц

§ 4. Практическое применение языка разметки гипертекста HTLM

Заключение

Литература

Введение

В работе рассматривается язык разметки гипертекста HTML (Hypertext Markup Language); первая спецификация этого универсального и общедоступного языка разметки - HTML была утверждена в 1991 году. HTML стал стандартом и одновременно «корнем» для всех разрабатываемых Web страничек.

Актуальность темы работы определена тем, что на сегодняшний день HTML остается самым универсальным, даже незаменимым средством разметки гипертекста, а, следовательно, и публикации в Интернет. Написание Web страничек на HTML не требует интерпретации исходного кода в двоичный код.

Современные Web-страницы уже не обходятся одним только HTML. Его гармонично дополняют средства динамического HTML: скрипт языки JavaScript и/или VBScript, каскадные таблицы стилей(CSS), иногда присутствуют Java-апплеты. По сути дела, можно вывести для современной Web-страницы: Web-страница=HTML+DHTML(JavaScript/VBScript, CSS, Java-апплеты)+CGI То есть на любой странице должна присутствовать HTML-верстка - расположение элементов дизайна текста и необходимые скрипты - как расширение HTML в области расположения и описания свойств различных объектов. CGI-скрипты могут играть первостепенную роль, формируя всю страницу, наполняя ее необходимыми, обновленными данными или второстепенную роль, - включаясь в нее.

Цель работы состоит в общей характеристике языка разметки гипертекста HTML. В соответствии с поставленной целью задачи работы сформулированы следующие:

1. обзор основных возможностей HTML

2. анализ практического применения HTML (на примере обучающих программ).

§ 1. Общие сведения о языке разметки гипертекста (HTML)

Гипертекст - текст со вставленными в него словами (командами) разметки, ссылающимися на другие места этого текста, другие документы, картинки и т.д. Во время чтения такого текста (в соответствующей программе, его обрабатывающей и выполняющей соответствующие ссылки или действия) вы видите подсвеченные (выделенные) в тексте слова. Если наехать на них курсором и нажать клавишу или на кнопку (глаз) мышки, то высветится то, на что ссылалось это слово, например, другой параграф той же главы этого же текста. В WWW по ключевым словам можно попасть в совершенно другой текст из другого документа, войти в какую-нибудь программу, произвести какое-либо действие и т.д. В Internet в контексте WWW можно получать доступ к чему угодно, к telnet, e-mail, ftp, Gopher, WAIS, Archie, USENET News и т.п. В WWW можно ссылаться на данные на других машинах в любом месте сети, тогда при активации этой ссылки эти данные автоматически передадутся на исходную машину и вы увидите на экране текст, данные, картинку, а если провести в жизнь идею мультимедиа, то и звук услышите, музыку, речь. Это слегка напоминает Gopher, но фактически это принципиально другое и новое. В Gopher имеется жесткая структура меню, по который вы двигаетесь, как вам угодно. Эта структура не зависит от того, что вы делаете, какой документ пользуете и т.д. В WWW вы двигаетесь по документу, который может иметь какую угодно гипертекстовую структуру. Можно свободно организовать структуры меню в гипертексте. Имея редактор гипертекстов, можно создать любую структуру рабочей среды, включая документацию, файлы, данные, картины, программное обеспечение и т.д., и это не будет новое программное обеспечение, а просто гипертекст.

Современные программы разработки Web-серверов, такие как MS FrontPage или Web Pen для Windows, дают возможность даже новичку без всякого штудирования учебников легко создавать готовые странички. При этом cпециалист по созданию Web-сайтов, называемый Web-мастером, берет готовые файлы (тексты, таблицы, графику, базы данных, звук, анимацию, видеофильмы, программы) и с помощью кнопок и команд меню оформляет страницы сайта. Подобные программы, выполняя команды инструментальных и операционного меню, формируют гипертекст WWW-сервера.

Исходные текстовые, табличные и графические и другие объекты включаются в Web-site посредством тегов (tag = ярлык, этикетка). Тег - это последовательность символов, задающая

). положение объекта на странице сайта,

). внешний вид объекта или

Тег называют также управляющим маркером, флагом. Программы типа Web Pen сами расставляют теги, поэтому пользователь таких программ может не знать языка разметки гипертекста (HTML = HyperText Markup Language).

Знание HTML необходимо по пяти причинам.
Во-первых, Web-мастер анализирует сайты фирм-конкурентов и просто удачные экземпляры WWW-серверов. Такой анализ, необходимый для совершенствования своего сайта, невозможен без знания языка разметки гипертекста.

Во-вторых, совершенствование своего Web-сервера без полной его переделки (что долго и дорого) удобно производить путем ручной вставки и удаления объектов и тегов.

В-третьих, HTML непрерывно развивается, поэтому программы типа MS FrontPage все время отстают от новейших возможностей языка.

В-четвертых, не следует забывать о достаточно высокой стоимости таких программ.

Наконец, в-пятых, потратив деньги на приобретение программы, нужно еще потратить время на ее освоение.

Используя HTML, Web-мастер определяет структуру гипертекстового документа и вид каждой его страницы. HTML задает синтаксис тегов, в соответствии с которыми программа просмотра отображает содержимое документа: текст, изображения, таблицы и данные других типов. Cами теги программой просмотра не отображаются.

В HTML реализована поддержка механизма специальных гипертекстовых ссылок, которые обеспечивают связь данного документа с другими документами. Последние могут находиться:

) на данном сайте, то есть в папке, содержащей все htm-файлы, графику, звук, анимацию, видеофильмы, программы;

) вне сайта в других в папках на данном компьютере;

) в системе World Wide Web, то есть на других Web-серверах;

) в Internet на серверах других типов(FTP, Gopher).

Применение механизма гипертекстовых ссылок создает всемирное единое информационное пространство, из которого сотрудники торговой фирмы получают нужные им сведения. Стандарт HTML, как и все другие стандарты, имеющие отношение к Web, разрабатывается под эгидой консорциума World Wide Web Consortium (W3C). Спецификации стандартов и проекты новых предложений можно найти по адресу #"578258.files/image001.gif">на панели задач.

Создать новое окно текстового процессора MS Word, используя команду операционного меню {Окно, Новое окно} или щелкнув мышкой по кнопке инструментального меню “Стандартное”.

Командой операционного меню {Окно, Упорядочить все} разместить на дисплее сразу два окна: с методичкой и новое. Курсор должен находиться в новом окне. Командой операционного меню MS Word {Вставка, Рисунок...} открыть диалоговую панель “Вставить рисунок”.

Из списка wmf-файлов в левой части диалоговой панели выбрать щелчком мыши файл 1stplace.wmf. Рассмотреть рисунок, появившийся в правой части диалоговой панели.

Повторяя действия, указанные в пункте 6, просмотреть несколько рисунков. Выбрать понравившийся многоцветный рисунок, щелкнув по кнопке OK в левой нижней части диалоговой панели. Этот рисунок появится в новом окне MS Word.

Расположить указатель мыши на рисунке и щелкнуть левой клавишей мыши. Скопировать рисунок в буфер обмена, используя команду операционного меню {Правка, Копировать} или щелкнув мышкой по кнопке инструментального меню “Стандартное”.

Закрыть окно с рисунком, используя клавишную команду . Сделать максимальными размеры окна с методичкой, щелкнув мышью по кнопке максимизации размеров этого окна.

Перейти в окно графического редактора Paint, щелкнув мышью по кнопке на панели задач.

Редактором LView Pro прочтем bmp-файл, созданный посредством Paint, и сохраним его как gif-файл, уяснив и выполнив для этого следующие действия.

Запустить проводник, используя кнопку “Пуск” на панели задач:

ПУСК => ПРОГРАММЫ => ПРОВОДНИК

На диске D: открыть папку LWPRO и запустить редактор LView Pro двойным щелчком на имени файла Lviewpro.exe.

Прочесть bmp-файл, созданный посредством Paint, используя команду операционного меню LView Pro {File, Open}.

Цвета в документах HTML могут задаваться двумя способами - указанием кода цвета или указанием названия цвета на английском языке. При первом способе код цвета записывается в виде шестнадцатеричного числа, содержащего шесть цифр: первые две цифры задают интенсивность красного цвета, вторые - зеленого, третьи - синего. При втором способе используются следующие названия цветов: black (черный), maroon (темно-красный), green (зеленый), olive (оливковый), navy (синий), purple (фиолетовый), teal (зеленовато-синий), gray (серый), silver (серебристый), red (красный), lime (известковый), yellow (желтый), blue (голубой), fuchsia (ярко-малиновый), aqua (морской волны) и white (белый).

Создадим документ, содержащий таблицу, ячейки которой окрашены в разные цвета. Фон документа установим черным. Документ наберем (или отредактируем) Блокнотом и запишем в рабочую папку в файл colortab1.htm.

Посмотрите с помощью MS Internet Explorer на результат. Этот результат достигнут применением новых атрибутов и тегов. Атрибут BGCOLOR задает цвет фона в тегах и . Он может использоваться также в тегах и для определения цвета фона строки в целом. Тег

означает абзац (paragraph). В данном случае ко всему абзацу применено выравнивание по центру окна (атрибут ALIGN со значением CENTER). Атрибут ALIGN может также принимать значения LEFT и RIGHT. Абзац заканчивается тегом

и после конца абзаца прекращается действие его атрибутов.

- это так называемый тег заголовка таблицы. Фактически он объявляет строку, в которой должен быть записан заголовок таблицы. В данном случае он имеет атрибут COLSPAN, определяющий, сколько ячеек из следующей строки должен перекрыть этот заголовок. Тег определяет установки свойств шрифта. В данном случае устанавливается цвет текста в строке заголовка. Вообще говоря, в тегах можно использовать несколько атрибутов, но тег является исключением - для каждого изменения свойств текста используется отдельный тег , например:

Создайте в рабочей папке документ font1.htm, в тело которого включите текст приведенного выше примера и просмотрите результат. Ускорить выполнение задания можно путем копирования этого примера в текст, создаваемый Блокнотом. Для этого следует выделить пример в методичке, протащив указатель мыши (при нажатой ее левой клавише) по полосе выделения слева от трех строк примера. Используя как образец документ colortab1.htm, создайте в рабочей папке документ table3.htm, содержащий таблицу с заголовком "Координаты ячеек" и с 16-ю клетками (4 строки по 4 ячейки), в которых записаны координаты этих клеток по принципу С1К1 (где С - строка, К - колонка с соответствую-щими номерами). Фон документа должен быть сине-зеленым, фон строки заголовка - белым, текст строки заголовка - желтым. Текст в ячейках таблицы должен быть черным на сером фоне. Ячейки таблицы должны иметь границы.

§ 4. Практическое применение языка разметки гипертекста HTLM

Основным принципом формирования интерактивной обучающей среды при всех концепциях обучения, как показывает практический опыт, является гипертекстовый принцип структурирования и представления информации. Разрабатываемая в литературе теория гипертекста, а также имеющийся опыт по созданию гипертекстовых структур позволяют наметить ряд его сущностных, структурно значимых понятийных признаков. Вспомним историю формирования этого явления. Первоначально гипертекстовые технологии привлекли внимание преподавателей как средство интеграции текстовой информации и информации, представляемой в других модальностях - мультимедиа (звук, видео, анимация и т.д.). Затем авторы - разработчики компьютерных обучающих программ открыли для себя гипертекст как средство моделирования когнитивных процессов и тем самым как новое средство управления этими процессами. Симптоматично, что сама идея гипертекста (хотя и без введения именно этого термина) была впервые, как утверждается во всех западных учебниках по истории этого понятия и как принято сейчас считать в интернетовском информационном сообществе, изложена в статье Ванневара Буша, озаглавленной следующим образом: «As we may think»; именно от этой работы начинается отсчет эпохи гипертекста как некоторого особого явления в теории информации, лингвистике и когнитивной психологии, а также в сфере художественного слова нового типа (hypertext fiction).

В настоящее время термин «гипертекст» применяют к разным объектам: 1) так называют особый метод построения информационных систем, обеспечивающий прямой доступ к данным с сохранением логических связей между ними; 2) это определенная система представления текстовой и мультимедийной информации в виде сети связанных между собой текстовых и иных файлов; 3) это особый универсальный интерфейс, отличительными чертами которого является его интерактивность и необычайная дружелюбность по отношению к пользователю. Разработка гипертекстовых систем для целей обучения была начата за рубежом в 80-е годы, аналогичные работы в России до последнего времени находились в пилотной стадии. В 2004 г. у нас наблюдается экспоненциальный рост числа гипертекстовых систем, предлагаемых для дистанционного обучения, что соответствует мировым тенденциям в этой области.

Учебные материалы, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, обладают рядом очевидных преимуществ как для учителя, обеспечивающего, направляющего и контролирующего процесс обучения, так и для обучаемого: прежде всего, это принципиально новые возможности презентации учебного материала, связанные с использованием зрительной и аудитивной наглядности. Необходимо также отметить, что сама гипертекстовая структурированность учебного материала обладает собственным дидактическим значением, так как является значительно более гибкой формой подачи информации, позволяющей в максимальной степени учитывать индивидуальные потребности обучающегося. По сути дела каждое обращение к автоматизированному обучающему курсу, основой которого является база данных, выполненная в гипертекстовом формате, является процессом создания своего собственного учебного текста, наиболее адекватно соответствующего данной актуальной задаче, вследствие чего процесс обучения приобретает творческий аспект. Устанавливая логические связи информационных блоков, выстраивая информацию, следуя собственной логике ее осмысления, обучающийся по сути дела становится соавтором, и, может быть, это и становится наиболее привлекательной стороной использования подобных курсов в процессе обучения. Однако необходимо подчеркнуть, что ключевой проблемой в такой системе становится проблема организации «навигации», свободная или навязываемая автором-разработчиком стратегия исследования данного информационного поля, которая к тому же должна решать и собственно дидактические задачи. В исследованиях по теории гипертекста вопросы организации «чтения» гипертекстовой информации рассматриваются в совокупности с формальным анализом структуры гипертекстового поля, возможностями технических средств управления «навигацией», а также особенностями когнитивных стратегических предпочтений человека (вновь подчеркнем, что последнее остается до сих пор наименее изученной областью). В качестве достаточно хорошо проработанных формализованных стратегических моделей часто выступают модели, лежащие в основе систем автоматизированного поиска и систем автоматической обработки запросов.

а) на первом, самом высоком уровне, используется жанр максимально коротких аннотаций для всех базовых терминологических понятий,

б) на следующем уровне дается предметное истолкование тех или иных понятий,

В подготовленных учебных компьютерных материалах было экспериментально получено оптимальное количество допустимых ссылок в расчете на один абзац текста (не более 1 - 2 ссылок), а также рекомендуемый объем текстовой информации: при выводе на экран компьютера он должен занимать не более 1,5 или 2-х экранов. Допустимая и рекомендуемая иерархическая глубина связей устанавливалась в соответствии с данными теории восприятия информации и когнитивной лингвистики. Предполагалось, что в зависимости от индивидуальных когнитивных стилей усвоения информации она может колебаться от 2 до 5 шагов. В ряде психологических и психолингвистических работ, посвященных теории гипертекста, были предприняты попытки выявления базовых стратегий, которые оказывались предпочтительными для разных групп людей; полученные данные позволяют наметить три основных типа поведения в гипертекстовом пространстве, их принято в англоязычной традиции называть depth-first navigation, breadth-first navigation и два варианта промежуточной стратегии (random navigation), совмещающей в определенных долях два первых подхода). Однако нельзя не отметить, что все без исключения исследователи подчеркивают необходимость дополнительных экспериментов в этом направлении для установления степени достоверности полученных данных. Несомненно, этот вопрос нуждается в дальнейшем, более глубоком изучении, поэтому в данной работе руководствовались преимущественно интуитивными представлениями об оптимальной структуре связей, которые были продиктованы спецификой лежащего в основе гипертекста материала.

Контрольное тестирование и устный опрос являются одними из наиболее широко используемых и хорошо разработанных средств проверки знаний в высшем образовании. Классический тест представляет собой последовательность достаточно простых вопросов. На каждый вопрос имеется простой ответ, который может быть формально проверен и оценен как правильный, неправильный или частично правильный (например, неполный). Вопросы обычно классифицируются по типам соответственно типу ожидаемого ответа. Классические типы вопросов делятся на вопросы типа [да/нет], вопросы типа [много вариантов/один ответ] (МВ/ОО), вопросы типа [много вариантов/много ответов] (МВ/МО) и вопросы открытого типа с текстовым или числовым ответом. Более продвинутые типы вопросов включают вопросы на соответствие, вопросы на правильную последовательность, вопросы на указывание (ответ - одна или несколько областей на рисунке), а также графические вопросы (ответ - простой граф). Кроме этого, каждая предметная область может иметь некоторые специфические типы вопросов.

Варианты поддержки на стадии создания обычно зависят от технологии, используемой для хранения отдельного вопроса в системе. В настоящее время, нам известно два различных способа хранения вопроса: в формате представления и во внутреннем формате. В контексте Web-основанного обучения, хранение вопроса в формате представления означает его хранение как части HTML-кода (обычно в виде HTML-формы). Такие вопросы могут также называться статическими вопросами. Они являются «черными ящиками» для WBE-системы. Система может представлять статические вопросы только «как есть» (в том виде, в котором они были созданы). Создание вопросов этого типа часто не поддерживается WBE-системой, так как это может быть сделано в любом HTML-редакторе.

Тип интерактивной технологии, используемой для получения ответов обучаемого, является одной из наиболее важных характеристик WBE-систем. Он определяет всю функциональность на стадии выдачи вопросов, а также влияет на стадии создания и оценки вопросов. В настоящее время, различают пять технологий: HTML-ссылки, HTML/CGI-формы, скриптовые языки, внедрение (plag-in) и Java.ссылки - самая простая технология взаимодействия, реализующая набор возможных ответов как список HTLM-ссылок. Каждая ссылка связана с определенной страницей обратной связи. При использовании этого подхода возникает две проблемы: сложность создания вопросов (логика вопроса должна быть жестко встроена в гипертекст курса) и поддержка всего двух типов вопросов: [да/нет] и [МВ/ОО]. Эта технология использовалась в основном на заре Web-основанного обучения, когда более продвинутые технологии взаимодействия, такие как CGI, JavaScript или Java еще не были разработаны.

Наиболее популярной технологией Web-тестирования, используемой в настоящий момент многочисленными коммерческими и университетскими системами является комбинация HTML-форм и CGI-скриптов. HTML-формы чрезвычайно удобны для представления основных типов вопросов. Вопросы типа [да/нет] и [МВ/ОО] представляются наборами иконок, списками выбора, всплывающими меню. Вопросы [МВ/МО] представляются списками множественного выбора или наборами переключателей. Вопросы открытого типа реализуются в виде полей редактирования. Более продвинутые вопросы, такие как вопросы на соответствие или на правильную последовательность, также могут быть реализованы, при помощи форм. Кроме того, скрытые поля могут использоваться для хранения дополнительной информации о тесте, в которой может нуждаться CGI-скрипт. Значительные преимущества от использования технологии «стороны сервера» (к которой относится и технология «форма/CGI») и схожей с ней технологии «карты стороны серверной» возникают при реализации графических вопросов на указывание.

Заключение

По итогам решения задач работы получены следующие результаты:

HTML - это обычный, текстового вида файл, в котором то, что мы обычно видим на страничках, перемежается невидимым для просмотра из броузера кодом. Вот этот-то невидимый код и есть язык разметки HTML.

HTML - это не язык программирования, - он служит лишь для разметки странички, придания определенного вида тому или иному элементу, будь то таблица, текст или картинки.

Осуществляется это путем присвоения каждому элементу своих параметров, которые распознает броузер. Параметры эти могут быть заданы как для одного, так и для группы или типа элементов. Тип элементов может быть таким: таблицы, ячейки, ссылки, текст и т.п. То есть что-то, что можно назвать одним термином. Отдельные свойства можно присваивать и выбранным элементам персонально. Основная причина появления в последнее время большого количества Web-серверов заключается в том, что они сравнительно просты в установке и становятся все большим инструментом, который можно использовать в бизнесе. Вторая причина - появление большего количества улучшенных HTML-редакторов и конвертеров текста, позволяющие создавать новые Web-страницы

В отношении сферы применения можно сказать следующее. Будущее Web также связанно с увеличением скорости передачи данных в Интернет, так как Web неразрывно связан с Интернет.

Вероятно, останется проблема несовместимости между броузерами и Web-серверами, так как компания Netscape Communications несколько расширила HTML, из-за чего не все броузеры отображают документы, написанные в новом формате HTML.

Литература

1. Бройдо В.Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации СПб, Питер 2002- 464 с.

2. Информатика /под редакцией С.В.Симоновича. СПб, Питер 2001- 400 с.

Кирмайер М. Информационные технологии. СПб.: Питер, 2003 - 443 с.

Мэтьюз Дж. Web - сервер. СПб.: Символ, 1998 - 356 с.

Олифер В. Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. СПб.: Питер, 2005 - 864 с

Олифер В. Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. СПб.: Питер, 2003 - 539 с.

НTML - это язык гипертекстовой разметки.

Язык используется для организации веб-страниц. Проведем аналогию. Вы покупаете газету. В ней напечатаны несколько статей. У каждой статьи есть название, в ней есть фотографии. А текст набирается несколькими колонками. Это - структура газетной страницы.

На сайте все происходит так же. Чтобы сделать правильную структуру статьи - контента - нужно использовать язык разметки текста.

Для чего нужен HTML

Язык HTML нужен, чтобы сообщить браузеру, как нужно отобразить страницу на экране.

Язык распространен повсеместно. Это универсальное средство для оформления контента на странице. Его использование возможно в любой браузере. Если писать код на языке программирования - нужно знать какие-то особенности, операторы, типы данных и так далее.

HTML состоит из набора тегов - команд, и атрибутов - свойств. Их несложно запомнить, и всегда можно найти справочные материалы.

Что такое HTML-код

Код - это команды браузеру, как следует отобразить страницу. Есть структура, которая должна соблюдаться всегда. Например, наличие только одного заголовка H1 на странице, основная информация помещается в раздели т. д.

В языке есть три инструмента.

Теги бывают двух видов - парные и одиночные.

  • - парный тег, открывающий и закрывающий. Они действуют на текст, помещенный между ними.
  • Одиночный тег, он действует на текст, стоящий после него до следующего тега.

Структура HTML-кода на странице

Мы говорили, что структура у любого html-документа всегда одна и та же. Далее перечислим обязательные элементы.

  1. ! - указывает, что в документе используется HTML.
  2. ... - в этот тег помещается весь код страницы. Все, что в него не помещено, не распознается браузером и не отображается.
  3. ... - парный тег, в него помещается технрическая информация, например, о кодировке документа.
    1. ... - это заголовок страницы, он помещается внутри раздела head. У любой страницы должен быть свое уникальное название.
    2. - это служебная информация. Она подключает к странице отдельные стили - css и т. д. Не отображается пользователю.
  4. ... - тело страницы. Вся основная информация заключается в этот тег.
    1. ... - гиперссылки.
    2. - изображения.
    3. ... - жирный текст.
    4. ... - курсив.

Элементов внутри body может быть неограниченное количество.

Например, вот так выглядит часть кода страницы одной из записей нашего блога.

Чем чаще использовать теги, тем быстрее они запоминаются. Всегда можно найти справочник со всеми тегами, атрибутами и их значениями.



Статьи по теме