Выучить таблицу умножения за 2 минуты. Эта простая хитрость в два счета научит твоих детей умножению! Каникулы не испорчены

В начальной школе многих детей и родителей мучает один вопрос — как выучить таблицу умножения, чтобы ребенок ее запомнил и понял.

Согласно программам обучения, изучение таблицы умножения практически полностью делегировано семье. В рамках школьных уроков просто нет времени на это.

Программа знакомит детей с таблицей от 2 до 9 буквально за два месяца. Дети не успевают ее запомнить на уроках. И каждый день ребенок приходит из школы с новой задачей: выучить еще один «столбик таблицы»

Но мало не просто выучить таблицу, важно не забыть выученную

К сожалению, маленькие дети склонны быстро забывать учебную информацию. Таблица умножения (Таблица Пифагора) — это самый популярный математический инструмент для вычислений.

Но как показывает практика, что не смотря на то, что ученики знакомятся с таблицей умножения уже во 2 классе и постоянно ее применяют, многие школьники так и не могут ее выучить полностью

И даже если весь вечер просидят за зазубриванием «столбиков», утром на контрольной ребенок снова впадает в «ступор»

В этой статье мы разберем что мешает выучить таблицу умножения и как это исправить.

Первое. Дети не понимают смысл действия умножения

Из-за этого ошибаются в задачах, из-за этого не могут быстро посчитать в уме. С одной стороны, смысл таблицы прост — сложение одинаковых чисел. С другой — для ребенка это очень трудное понятие.

Поэтому вначале нужно обязательно поиграть с ребенком.

Продиктуйте ему примеры:

100+100+100+100+100 =

2+2+2+2+2+2+2+2+2 =

Можно даже с большими числами: 1000+1000+1000+1000

— Да! — Скажет ребенок.

— А писать?

— Нет, писать долго.

А ведь математики — очень ленивые люди. Они всегда все упрощают и сокращают. Поэтому вместо того, чтобы так длинно писать, они сократили пример, и получилось «по 100 взяли 4 раза», «по 2 взяли 9 раз», «по 50 взяли 5 раз».

Но писать тоже длинно, поэтому запись еще упростили, и поставили между числами точку, которую назвали — умножением:

100*4=200, 2*9=18, 50*5=200

Поиграйте с ребенком. Напишите примеры сложением с одной стороны, со знаком умножение с другой стороны. Предложите соединить стрелочкой.

Для большего эффекта можно дополнить примерами, которые нельзя свернуть в умножение(например, 71 + 17 на картинке ниже)

Второе. Дети забывают выученные примеры таблицы умножения.

Согласно исследованиям немецкого ученого Генриха Эббингауза в первый час забывается 60% новой информации.

Чтобы этого не случилось, важно знать, какими бы способами вы не учили, не меньшую ценность представляет то, как вы или ребёнок информацию повторяет.

Генрих посвятил этому жизнь и выявил, что оптимальное повторение выглядит следующим образом:

  • первое повторение - сразу по окончании чтения;
  • второе повторение - через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение - через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение - через 24 часа после третьего.

Обязательно делайте 4 повторения(по интервалам выше) с каждым выученным блоком таблиц. Тогда ребенок запомнит их навсегда

Третье. Зазубривание чисел очень тяжело дается.

Число — понятие абстрактное. И запомнить 7*7=49, ровно как и 9*9=81 для ребенка очень трудно.

Поэтому лучше использовать две техники запоминания:

1. Стихотворения для запоминания сложных примеров таблицы умножения

Свинка свинёнка решила проверить:
- Сколько получится «девять на девять»?
- Восемьдесят - хрю - один! -
Так ответил юный свин.

У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек -
Шестьдесят три.

2. Мнемотехнику и ассоциации для запоминания сложных примеров

Пример в видео ниже:

Четвертое — При проверке повторяется ВСЯ таблица, а т.к. примеров много, невыученные теряются

Важно не повторять «все подряд», а только те примеры, в которых у ребенка есть трудности. Для этого необходимо «найти» потенциальные ошибки.

Возьмите таблицу умножения, начните спрашивать ребенка. Если он отвечает верно — ничего не отмечайте.

Если ошибается или путается, поставьте напротив примера «точку» или «галочку». Так вы увидите, в скольки примерах ребенок допускает ошибки. Эти примеры и нужно выучить.

Их будет не так много, как может показаться вначале.



Пятое. Дети не понимают смысл переместительного закона

Взрослым-то понятно, что 4*2=2*4. А вот ребенку нужно объяснить, что если поменять местами сомножители, результат не изменится.

Возьмите по 4 карандаша в две руки. Посчитайте, сколько всего карандашей.

А потом возьмите с ребенком по два карандаша в 4 руки. Посчитайте. Отметьте, что общее количество карандашей не изменилось.

Так Вы покажете ребенку что от перестановки множетелей произведение не меняется, а значит полтаблицы можно не учить, просто меняя

Ну и главное — используйте техники эффективного обучения, помогайте детям учиться.

Ведь очень часто одно простое действие может убрать непонимание, слезы, истерики, нежелание ребенка учиться, замотивировать его на учебу и показать ему простые и легкие способы запоминания сложных для ребенка примеров таблицы.

Можно зубрить, а можно просто понять и запомнить
Можно не помогать ребенку, а можно научить его учиться
Можно тратить годы, а можно дать ребенку техники эффективного обучения

Результат одинаков - усилие разное

Именно для этих целей, 26 февраля с 18:00 по мск мы проводим вечерний тренинг «Техники запоминания таблицы умножения за вечер»

На нем Вы узнаете:

  1. Что такое умножение и как его объяснить ребенку(техника фломастеры)
  2. Мотивация ребенка на изучение таблицы(Помогатор Гирлянда)
  3. Выявление слабых мест в текущей таблице умножения(техника Аудит)
  4. Лайфхаки умножения(умножение на 9, умножение на 5)
  5. Сокращение в 2 раза количества примеров(техника Перевертыш)
  6. После первого года обучения перед родителями возникает проблема, как научить детей таблице умножения. Причём сделать так, чтобы у маленьких учеников возникло желание запомнить её, а не потому, что так надо. Простое зазубривание слишком быстро надоест , и продолжить данный процесс будет довольно сложно.

    Также, уже доказано, что простое заучивание примеров со временем приводит к тому, что некоторые их них слишком быстро забываются. Попробуем привести простые приёмы, которые помогут легко и быстро выучить таблицу умножения.

    С чего начинать

    Отвечая на вопрос, как объяснить ребёнку таблицу умножения, следует отметить один правильный приём. Необходимо доступно пояснить, в чём заключается принцип данного действия.

    К тому времени, когда приходит время приступать к изучению примеров на таблицу умножения, дети уже хорошо понимают, что такое сложение и вычитание. То есть, действие умножение заменяется сложением одинаковых слагаемых.

    К примеру, 3 умножить на 2 – означает, что число 3 необходимо сложить два раза – 3+3. Если 5 умножить на 3, то складываем пятёрки три раза 5+5+5.

    Очень неплохо бы было, если во время объяснения примеры на таблицу закреплялись наглядными примерами: «Мама купила Вове и Маше 2 коробки карандашей. В каждой коробке по 6 штук. Сколько карандашей в двух коробках? Как можно посчитать ? 6 плюс 6 равно или 6 умножить на 2. И в первом и во втором случае получим 12».

    Несколько приёмов изучения

    Учить с ребёнком таблицу умножения можно с разными приёмами. Опираемся на тот факт, что в таком возрасте у большинства детей хорошо развита механическая память. Некоторые требует визуального восприятия такого, как зарисовки, видеосюжеты, эмоциональная стихотворная подача или игровые моменты. Предоставим суть нескольких их них.

    Таблица Пифагора

    Один из ответов на вопрос, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения, является таблица Пифагора . Есть столбики и строчки с числами от 0 до 9. Если пальчиком соединить строчку и столбик, в которых записаны множители, то получим число – результат умножения.

    Несмотря на то, что на первый взгляд таблица кажется громоздкой, пугаться не стоит. Необходимо сразу пояснить своему ребёнку, что примеры на умножение в столбик очень легко запоминать. Основные простые правила:

    • По диагонали записаны самые простые и лёгкие произведения одинаковых чисел.
    • Последняя строчка и крайний столбец, содержит умножение на 10, при котором к множителю просто дописывают .
    • Первый столбец и первая строчка показывает результат умножения на единицу, результатом которого является то же самое .
    • Ребенку надо пояснить основной принцип пользования таблицей Пифагора, который заключается в нахождении числа. Результат располагается на пересечении столбца и строчки с необходимыми множителями.

    Отметим ряд преимуществ изучения таблицы умножения в столбик по методу Пифагора:

    • дети с удовольствием образуют квадратики из горизонтальных и вертикальных линий, отыскивая правильный ответ;
    • при выполнении данных действий развивается логика математического мышления;
    • созерцание перед собой таблицы, а не просто записанных примеров, которые ему ни о чём не говорят, помогает более существенно понять изучаемый материал;
    • отсутствие посторонних знаков позволяет более результативно зрительно запомнить числа, записанные в таблице;
    • пользуясь методом на постоянной основе , допустим, находя ответы на вопросы, которые ему задают взрослые, ребёнок быстрее запоминает место расположения числа и само число, при этом он не воспроизводит в дальнейшем результаты, которых нет в таблице.

    Важно! Чтобы процесс изучения умножения был результативным, необходимо поместить таблицу Пифагора на видном месте, и регулярно работать с малышом на нахождения правильных ответов.

    Изучение по карточкам

    Лёгкий способ запомнить таблицу умножения – использование специальных карточек. Данный процесс должен быть спланирован, и изучение проводится постепенно. Начать следует с изготовления двусторонних карточек. На одной стороне карточки записан пример на умножение, а с другой – ответ на данный пример.

    Для начала с малышом изучают, к примеру, таблицу умножения на два. После первичного изучения, закрепляют материал с помощью карточек. Ребёнок берёт в руки карточки, которые разложены на столе примерами вниз , по одной, читает пример и называет результат решения.

    Затем карточка переворачивается и проверяется правильность ответа. Если результат верный, то карточка откладывается в сторону. В том случае, если допущена ошибка, то карточка возвращается в общую кучку.

    Преимуществом предложенного способа – это игровая форма изучения. Играя, всегда легче и проще запоминать. Кроме этого, у детишек развивается зрительная память, слуховая память и речь, так как необходимо прочитать вслух пример. Запоминается математическая терминология.

    Процесс изучения лучше построить таким образом:

    1. Сначала изучаем таблицу на два, а затем закрепляем её посредством карточки.
    2. Далее изучается таблица на три. Затем карточки с данными примерами добавляются к кучке с ранее изученными. Закреплять необходимо уже примеры и на два, и на три.
    3. С увеличением запаса знаний, увеличивается количество карточек.

    Особенности изучения

    На этом этапе приведём особенности изучения таблицы на каждый множитель. Каждая из них имеет свою изюминку, зная о которой, можно помочь ребёнку быстро выучить таблицу умножения и обеспечить твёрдость её запоминания. Итак, хитрости таблицы заключаются в следующем.

    Умножение на 10 и на 1

    Самые простые методы запоминания таблицы умножения содержатся в примерах на 1 и на 10. Именно поэтому специалисты рекомендуют начинать обучение с этих упражнений. Особенности заключаются в следующем:

    • при умножении числа на 1, получаем то же самое число;
    • при умножении на 10, просто приписываем к числу ноль.

    Умножение на 2

    Как правильно и быстро учить таблицу умножения на 2? В первую очередь объясним ребёнку, что умножение легко заменяется действием сложения . К примеру, 2×2 означает, что необходимо сложить 2+2, а 3×2=3+3. Так что сложности запоминания нет и выучить её можно довольно быстро.

    Таблица на 4

    Педагоги рекомендуют после изучения примеров на 2 перейти к примерам на 4. Простой способ выучить таблицу умножения — это подробно и доступно объясняем малышу, что умножить на 4 – означает дважды выполнить умножение на 2. То есть число умножаем на 2, а затем ещё раз на 2. К примеру, 3×4 означает, что 3×2=6, а затем 6×2=12. Такой способ поможет быстрее произвести вычисления.

    Умножаем на 3

    Запоминания таблицы умножения на 3 вызывает у малышей некоторые трудности. Поэтому в данном случае, специалисты советуют применить стихотворную форму изучения. Стишки можно сочинить самостоятельно, а можно уже взять готовые.

    Следующий способ, это объяснить детям на конкретных бытовых примерах. К примеру, приме 3×4 решается с помощью практической задачки. У мамы было 4 яблока, у папы тоже 4 и у тебя 4.

    Сколько всего яблок? Причём задачи должны быть ассоциативными, чтобы ребёнок мог легко представить ситуацию и найти ответ.

    Умножение на 5

    Данные примеры всегда легко даются детям. Первый признак, по которому легко научить детей умножению на 5, это тот факт, что каждый последующий пример отличается от предыдущего на пятёрку. Следует пояснить:

    • цифры 2, 4, 6, 8 являются чётными и умножая их на 5 получим число которое выражает число десятков, то есть заканчивается на ноль;
    • цифры 1, 3, 5, 7, 9 – нечётные и их произведение с 5, даёт число которое заканчивается на 5.

    Таблица на 9

    Особенную хитрость имеет таблица на 9. Если её начать изучать просто как примеры, то результат не всегда будет удачным. А проще всего её запомнить методом загибания пальцев. Суть его заключается в следующем:

    1. Посчитайте ребёнку пальчики и присвойте каждому свой номер согласно счёту.
    2. Далее при умножении 9 на какое-либо число загибаем палец с соответствующим номером.
    3. Объясняем малышу, что загнутый палец разделяет остальные пальцы на две части: правую и левую. Пальцы слева означают количество десятков, а пальцы справа количество единиц.

    К примеру, 9×6. Загибаем 6 по номеру палец. Слева от него остаётся не загнутыми 5 пальцев. Что означает 50. Справа – 4 пальца, что означает количество единиц. Сложив числа, получим 54. Итак, 9×6=54.

    Умножаем на 6, 7, 8

    Приступая к изучению данных примеров, чётко поясняем маленькому ученику, что многие примеры он уже знает. К примеру, если нужно умножить 6 на 4, что это то же самое что 4×6. Из этого делаем вывод, что осталось совсем немного запомнить.

    Для изучения оставшихся примеров необходимо применить любой выше приведённый метод. Самый практичный из них – таблица Пифагора.

    Существует множество способов, как помочь ребёнку выучить таблицу умножения. Особенно просто это сделать в мир технологий. Можно предложить онлайн игры на изучение данной темы. В этом случае малыш проведёт время с определённой пользой.

    Важно! Следует помнить, что каждый ребёнок требует индивидуального подхода. И тот метод, который подходит одним, может вызвать затруднения у других.

    Как легко выучить таблицу умножения

    Учим таблицу умножения в игровой форме

    Вывод

    Главное правило: не заставляйте ребёнка из-под палки . Лучше проводить обучение, когда у маленького ученика подходящее настроение и как бы играя с ним. Изучение таблицы в игровой форме принесёт намного больше пользы, чем её однотонное заучивание, несмотря на то, в каком классе проходят умножение.

    Первый множитель имеет значения от 11 до 20, а второй множитель от 1 до 10.


    11 12 13 14 15
    11 × 1 = 11 12 × 1 = 12 13 × 1 = 13 14 × 1 = 14 15 × 1 = 15
    11 × 2 = 22 12 × 2 = 24 13 × 2 = 26 14 × 2 = 28 15 × 2 = 30
    11 × 3 = 33 12 × 3 = 36 13 × 3 = 39 14 × 3 = 42 15 × 3 = 45
    11 × 4 = 44 12 × 4 = 48 13 × 4 = 52 14 × 4 = 56 15 × 4 = 60
    11 × 5 = 55 12 × 5 = 60 13 × 5 = 65 14 × 5 = 70 15 × 5 = 75
    11 × 6 = 66 12 × 6 = 72 13 × 6 = 78 14 × 6 = 84 15 × 6 = 90
    11 × 7 = 77 12 × 7 = 84 13 × 7 = 91 14 × 7 = 98 15 × 7 = 105
    11 × 8 = 88 12 × 8 = 96 13 × 8 = 104 14 × 8 = 112 15 × 8 = 120
    11 × 9 = 99 12 × 9 = 108 13 × 9 = 117 14 × 9 = 126 15 × 9 = 135
    11 × 10 = 110 12 × 10 = 120 13 × 10 = 130 14 × 10 = 140 15 × 10 = 150
    16 17 18 19 20
    16 × 1 = 16 17 × 1 = 17 18 × 1 = 18 19 × 1 = 19 20 × 1 = 20
    16 × 2 = 32 17 × 2 = 34 18 × 2 = 36 19 × 2 = 38 20 × 2 = 40
    16 × 3 = 48 17 × 3 = 51 18 × 3 = 54 19 × 3 = 57 20 × 3 = 60
    16 × 4 = 64 17 × 4 = 68 18 × 4 = 72 19 × 4 = 76 20 × 4 = 80
    16 × 5 = 80 17 × 5 = 85 18 × 5 = 90 19 × 5 = 95 20 × 5 = 100
    16 × 6 = 96 17 × 6 = 102 18 × 6 = 108 19 × 6 = 114 20 × 6 = 120
    16 × 7 = 112 17 × 7 = 119 18 × 7 = 126 19 × 7 = 133 20 × 7 = 140
    16 × 8 = 128 17 × 8 = 136 18 × 8 = 144 19 × 8 = 152 20 × 8 = 160
    16 × 9 = 144 17 × 9 = 153 18 × 9 = 162 19 × 9 = 171 20 × 9 = 180
    16 × 10 = 160 17 × 10 = 170 18 × 10 = 180 19 × 10 = 190 20 × 10 = 200

    Первое известное в истории математики изображение таблицы умножения в виде квадрата 10x10 приведено в книге «Введение в арифметику» Никомаха Геразского (I-II век). Автор отмечал, что такое изображение таблицы умножения применял Пифагор (ок. 570-500 г. до. н.э.).

    Пифагорово представление таблицы умножения от 1 до 10.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    2 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20
    3 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30
    4 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40
    5 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
    6 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60
    7 7 14 21 28 35 42 49 56 63 70
    8 8 16 24 32 40 48 56 64 72 80
    9 9 18 27 36 45 54 63 72 81 90
    10 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

    Пифагорово представление таблицы умножения от 1 до 20.

    × 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    2 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40
    3 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 33 36 39 42 45 48 51 54 57 60
    4 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 44 48 52 56 60 64 68 72 76 80
    5 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 55 60 65 70 75 80 85 90 95 100
    6 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72 78 84 90 96 102 108 114 120
    7 7 14 21 28 35 42 49 56 63 70 77 84 91 98 105 112 119 126 133 140
    8 8 16 24 32 40 48 56 64 72 80 88 96 104 112 120 128 136 144 152 160
    9 9 18 27 36 45 54 63 72 81 90 99 108 117 126 135 144 153 162 171 180
    10 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200
    11 11 22 33 44 55 66 77 88 99 110 121 132 143 154 165 176 187 198 209 220
    12 12 24 36 48 60 72 84 96 108 120 132 144 156 168 180 192 204 216 228 240
    13 13 26 39 52 65 78 91 104 117 130 143 156 169 182 195 208 221 234 247 260
    14 14 28 42 56 70 84 98 112 126 140 154 168 182 196 210 224 238 252 266 280
    15 15 30 45 60 75 90 105 120 135 150 165 180 195 210 225 240 255 270 285 300
    16 16 32 48 64 80 96 112 128 144 160 176 192 208 224 240 256 272 288 304 320
    17 17 34 51 68 85 102 119 136 153 170 187 204 221 238 255 272 289 306 323 340
    18 18 36 54 72 90 108 126 144 162 180 198 216 234 252 270 288 306 324 342 360
    19 19 38 57 76 95 114 133 152 171 190 209 228 247 266 285 304 323 342 361 380
    20 20 40 60 80 100 120 140 160 180 200 220 240 260 280 300 320 340 360 380 400

    Таблица умножения в упрощенном виде.
    Без множителей 1 и 10.

    2 3 4 5 6 7 8 9
    2 4 6 8 10 12 14 16 18
    3 6 9 12 15 18 21 24 27
    4 8 12 16 20 24 28 32 36
    5 10 15 20 25 30 35 40 45
    6 12 18 24 30 36 42 48 54
    7 14 21 28 35 42 49 56 63
    8 16 24 32 40 48 56 64 72
    9 18 27 36 45 54 63 72 81

    Где и как изучают таблицу умножения.

    Впервые в школьную программу таблица умножения была введена в Англии в конце Средних веков. Это была таблица умножения до 12, которую, кстати, юные британцы проходят, и по сей день. , что связано в том числе с единицами английской системой мер длины (1 фут = 12 дюймов) и денежного обращения (существовавшей до 1971 г.: 1 фунт стерлингов = 20 шиллингам, 1 шиллинг = 12 пенсам).

    А вот в Индии ученики до сих пор зубрят исходный вариант таблицы - до 20.

    В России таблицу умножения до 10 обычно изучают в 7-8 лет. А вот в английских школах таблица умножения должна быть выучена к возрасту 11 лет.

    Таблица умножения тренирует память.

    Таблица умножения это отличная тренировка памяти. И очень хорошо, если эта тренировка будет регулярной - результаты будут лучше. Учите таблицу постепенно.

    Чтобы легче запомнить таблицу, можно использовать стихи.

    Владимир Творогов (2011). Квадраты чисел.

    1 × 1 = 1
    Один на один – сам себе господин.

    2 × 2 = 4
    Дважды два – четыре, это всем известно в целом мире.

    3 × 3 = 9
    Три на три – у телефона девять цифр и много звона.

    4 × 4 = 16
    Четыре собаки купались в реке, шестнадцать следов на песке.

    5 × 5 = 25
    Пятью пять – двадцать пять, это надо знать!

    6 × 6 = 36
    Шестью шесть – полна корзина, и десятков – половина.

    7 × 7 = 49
    Семью семь – сорок девять, не забудь проверить!

    8 × 8 = 64
    Восемь на восемь – в шахматном мире клеток на поле шестьдесят четыре.

    9 × 9 = 81
    Единицу от девятки отнеси направо, вот и вся забава!

    Таблица умножения в стихах (А. Усачев).

    Что такое Умножение?
    Это умное сложение.
    Ведь умней - умножить раз,
    Чем слагать всё целый час.

    1х1
    Один пингвин гулял средь льдин.
    Одиножды один - один.

    1х2
    Один в поле не воин.
    Одиножды два двое.

    2х2
    Два атлета взяли гири.
    Это: дважды два - четыре.

    2х3
    Сел петух до зари
    На высокий шест:
    - Кукареку!..Дважды три,
    Дважды три - шесть!
    В пирог вонзилась пара вилок:
    Два на четыре - восемь дырок.

    2х5
    Двух слонов решили взвесить:
    Дважды пять - получим десять.
    То есть весит каждый слон
    Приблизительно пять тонн.

    2х6
    Повстречался с раком краб:
    Дважды шесть - двенадцать лап.

    2х7
    Дважды семь мышей -
    Четырнадцать ушей!

    2х8
    Осьминоги шли купаться:
    Дважды восемь ног - шестнадцать.

    2х9
    Вы видали подобное чудо?
    Два горба на спине у верблюда.
    Стали девять верблюдов считаться:
    Дважды девять горбов - восемнадцать.

    2х10
    Дважды десять - два десятка!
    Двадцать, если скажем кратко.

    3х3
    Кофе пили две букашки
    И разбили по три чашки.
    Что разбито, то не склеить…
    трижды три - выходит девять.

    3х4
    Целый день твердит в квартире
    Говорящий какаду:
    - Трри умножить на четырре,
    Трри умножить на четырре…
    Двенадцать месяцев в году.

    3х5
    Школьник стал писать в тетрадь:
    Сколько будет «трижды пять»?..
    Был он страшно аккуратен:
    Трижды пять - пятнадцать пятен!

    3х6
    Стал Фома оладьи есть:
    Восемнадцать - трижды шесть.

    3х7
    Трижды семь - двадцать один:
    На носу горячий блин.

    3х8
    Прогрызли мыши дыры в сыре:
    Трижды восемь - двадцать четыре.

    3х9
    Трижды девять - двадцать семь.
    Это нужно помнить всем.

    3х10
    Три девицы под окном
    Наряжались вечерком.
    Перстни меряли девицы:
    Трижды десять - будет тридцать.

    4х4
    Четыре милых свинки
    плясали без сапог:
    Четырежды четыре - шестнадцать голых ног.

    4х5
    Четыре учёных мартышки
    Ногами листали книжки…
    На каждой ноге - пять пальцев:
    Четырежды пять - двадцать.

    4х6
    Шла на парад
    Картошка-в-мундире:
    Четырежды шесть - двадцать четыре!

    4х7
    Цыплят считают под осень:
    Четырежды семь - двадцать восемь!

    4х9
    У Бабы Яги сломалась ступа:
    «Четырежды восемь» - тридцать два зуба! -
    Беж жубов ей нечем есть:
    - Четырежды девять - «тридцать шешть»!

    4х10
    Гуляли сорок сорок,
    Нашли творожный сырок.
    И делят на части творог:
    Четырежды десять - сорок.

    5х5
    Вышли зайцы погулять:
    Пятью пять - двадцать пять.

    5х6
    Забежала в лес лисица:
    Пятью шесть - выходит тридцать.

    5х7
    Пять медведей из берлоги
    Шли по лесу без дороги -
    За семь верст кисель хлебать:
    Пятью семь - тридцать пять!

    5х8
    Влезть сороконожке
    Трудно на пригорок:
    Утомились ножки -
    Пятью восемь - сорок.

    5х9
    Встали пушки на пригорок:
    Пятью восемь - вышло сорок.
    Пушки начали стрелять:
    Пятью девять - сорок пять.

    5х9
    Если лаптем щи хлебать:
    Пятью девять - сорок пять…
    Будет этот лапоть
    Всем на брюки капать!

    5х10
    Рыли грядку кабачков
    Пять десятков пятачков.
    И хвостов у поросят:
    Пятью десять - пятьдесят!

    6х6
    Шесть старушек пряли шерсть:
    Шестью шесть - тридцать шесть.

    6х7
    Шесть сетей по шесть ершей -
    Это тоже тридцать шесть.
    А попалась в сеть плотва:
    Шестью семь - сорок два.

    6х8
    Бегемоты булок просят:
    Шестью восемь - сорок восемь…

    6х9
    Нам не жалко булок.
    Рот откройте шире:
    Шестью девять будет -
    Пятьдесят четыре.

    6х10
    Шесть гусей ведут гусят:
    Шестью десять - шестьдесят.

    7х7
    Дураков не жнут, не сеют,
    Сами нарождаются:
    Семью семь - сорок девять…
    Пусть не обижаются!

    7х8
    Раз олень спросил у лося:
    - Сколько будет семью восемь? -
    Лось не стал в учебник лезть:
    - Пятьдесят, конечно, шесть!

    7х9
    У семи матрёшек
    Вся семья внутри:
    Семью девять крошек -
    Шестьдесят три.

    7х10
    Учат в школе семь лисят:
    Семью десять - семьдесят!

    8х8
    Пылесосит носом
    Слон ковры в квартире:
    Восемь на восемь -
    Шестьдесят четыре.

    8х9
    Восемь медведей рубили дрова.
    Восемью девять - семьдесят два

    8х10
    Самый лучший в мире счёт
    Наступает Новый год…
    В восемь рядов игрушки висят:
    Восемью десять - восемьдесят!

    9х9
    Свинка свинёнка решила проверить:
    - Сколько получится «девять на девять»?
    - Восемьдесят - хрю - один! -
    Так ответил юный свин.

    9х10
    Невелик кулик, а нос-то:
    Девятью десять - девяносто.

    10х10
    На лугу кротов десяток,
    Каждый роет десять грядок.
    А на десять десять - сто:
    Вся земля как решето!

    Таблица умножения. Марина Казарина.

    Ученики и ученицы!
    Чтоб было проще вам считать,
    Мы Пифагорову таблицу
    В стихах решили написать.

    По ней легко найти решенье,
    Куплет достаточно прочесть,
    А чтоб запомнить вычисленья,
    Везде своя подсказка есть!

    Ну что ж, откладывать не станем,
    Тетрадь и карандаш достанем
    И примемся за дело бойко.
    Итак, на старт выходит ДВОЙКА!

    2×1=2
    Умножив два на единицу,
    Получим ДВОЙКУ - лебедь-птицу,
    Спасает каждый ученик
    От этих «птичек» свой дневник.

    2×2=4, 2×3=6
    Известно детям в целом мире,
    Что дважды два равно ЧЕТЫРЕ.
    Им также следует учесть,
    Что дважды три получим ШЕСТЬ.

    2×4=8
    Два на четыре - будет ВОСЕМЬ.
    И всех ребят мы очень просим
    Забыть капризы, ссоры, лень
    Восьмого марта - в мамин день!

    2×5=10
    Нам два на пять умножить нужно,
    И если все возьмемся дружно,
    Да поднатужимся, ребятки,
    То сразу попадем в ДЕСЯТКУ!

    2×6=12
    О том, что дважды шесть - ДВЕНАДЦАТЬ,
    Вам календарь расскажет, братцы,
    А в нём подсказку вам дадут
    Двенадцать месяцев в году!

    2×7=14
    Красиво два на семь умножить
    Февральский праздник нам поможет,
    День всех влюбленных, помню я, -
    ЧЕТЫРНАДЦАТОГО, друзья!

    2×8=16
    А сколько будет дважды восемь,
    Десятиклассников мы спросим.
    Они подскажут нам ответ,
    Ведь им уже ШЕСТНАДЦАТЬ лет!

    2×9=18, 2×10=20,
    Запомнить надо постараться,
    Что дважды девять – ВОСЕМНАДЦАТЬ.
    И очень просто догадаться,
    Что дважды десять - будет ДВАДЦАТЬ!

    Мы хорошенько постарались
    И с двойкой быстро разобрались.
    Теперь, друзья, держитесь стойко,
    В игру уже вступает ТРОЙКА!

    3×1=3
    Умножив три на единичку,
    Мы попадаем на страничку
    Из книги сказок для ребят
    Про ТРЕХ веселых поросят!

    3×2=6, 3×3=9
    Что трижды два равно ШЕСТИ,
    Ответ в шпаргалке подглядим!
    А трижды три, решим и сами,
    Равно ШЕСТЕРКЕ ВВЕРХ НОГАМИ.

    3×4=12
    Три на четыре умножая,
    Я циферблат воображаю
    И представляю я тотчас,
    Как бьют часы ДВЕНАДЦАТЬ раз.

    3×5=15
    Что трижды пять равно ПЯТНАДЦАТЬ,
    Легко должно запоминаться.
    Представь, как в школе первоклашки
    Играют весело в пятнашки!

    3×6=18
    Умножим три на шесть в два счета,
    Скорее взрослым стать охота!
    Ты знаешь, годы быстро мчатся,
    Глядишь, тебе уж ВОСЕМНАДЦАТЬ!

    3×7=21
    Умножить три на семь придется,
    И это нам легко дается,
    Ведь трижды семь - ответ один,
    Получится ДВАДЦАТЬ ОДИН!

    3×8=24
    А сколько будет трижды восемь,
    За сутки справимся с вопросом,
    Ведь в сутках, как известно в мире,
    Часов всего ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!

    3×9=27, 3×10=30
    Мы по секрету скажем всем,
    Что трижды девять - ДВАДЦАТЬ СЕМЬ.
    И надо ж было так случиться,
    Что трижды десять будет ТРИДЦАТЬ!

    Ну, вот и тройку одолели,
    Устать мы, к счастью, не успели.
    А дел ещё невпроворот,
    Нас впереди ЧЕТВЁРКА ждёт!

    4×1=4
    Четверку на один умножив,
    Мы изменить ее не сможем,
    В произведеньи с единицей
    Должна ЧЕТВЕРКА получиться!

    4×2=8
    Четыре на два - будет ВОСЕМЬ,
    Восьмерку на нос мы набросим,
    Вдруг подойдет тебе и мне
    Восьмерка в качестве пенсне?

    4×3=12
    Четыре на три как умножить?
    Придется в зимний лес идти,
    ДВЕНАДЦАТЬ месяцев помогут
    Зимой подснежники найти!

    4×4=16
    Умножь четыре на четверку,
    Такой пример легко решить!
    В произведении этом только
    ШЕСТНАДЦАТЬ можно получить!

    4×5=20
    Для вас четыре на пятерку
    Умножат ловко мушкетеры,
    С врагами шпаги вновь скрестя
    В романе «ДВАДЦАТЬ лет спустя».

    4×6=24
    Четыре мы на шесть умножим
    И в результате будет что же?
    Идут часы, бегут минутки…
    ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ – ровно сутки!

    4×7=28
    Четыре на семь – ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ –
    Деньков обычно в феврале.
    А для проверки всех попросим
    Искать ответ в календаре!

    4×8=32
    Умножь четыре на восьмерку,
    И ТРИДАТЬ ДВА – звучит ответ.
    У человека ровно столько
    Во рту зубов в расцвете лет!

    4×9=36, 4×10=40
    Умножь четыре на девятку –
    Получишь ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ,
    Ну, а умножишь на десятку,
    Пиши смелее СОРОК здесь!

    Червёрка позади осталась,
    Другая цифра показалась…
    И предстоит запоминать
    Нам умноженье с цифрой ПЯТЬ!

    5×1=5
    Умножив пять на единицу,
    Мы без труда получим ПЯТЬ!
    И нашу складную таблицу
    Продолжим дальше изучать.

    5×2=10
    А пять на два, хочу заметить,
    Умножить просто – будет ДЕСЯТЬ!
    Ответ всегда в твоих руках:
    Он – в рукавичках и в носках!

    5×3=15
    Умножим пять на тройку дружно,
    Немного времени нам нужно.
    ПЯТНАДЦАТЬ получили сразу –
    Управились за четверть часа!

    5×4=20
    Как пять умножить на четыре,
    Дадут ответ в телеэфире!
    Смотрите на экране вы
    ДВАДЦАТКУ клипов МузТV!

    5×5=25
    А пятью пять – ответ известный,
    О нём поётся в детской песне,
    И каждый школьник должен знать,
    Что здесь получим ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ!

    5×6=30, 5×7=35
    Пять на шестёрку умножаем,
    В итоге ТРИДЦАТЬ получаем.
    И пятью семь – легко считать -
    Ответ короткий: ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!

    5×8=40
    А сколько будет пятью восемь,
    Али-Бабу из сказки спросим.
    Когда к разбойникам попал,
    Он их все СОРОК насчитал!

    5×9=45, 5×10=50
    Друзья, хочу вам подсказать,
    Что пятью девять – СОРОК ПЯТЬ,
    И знает каждый из ребят,
    Что пятью десять – ПЯТЬДЕСЯТ!

    Пятёрку враз мы рассчитали
    И совершенно не устали.
    Решаем дальше! Силы есть!
    Теперь займёмся цифрой ШЕСТЬ!

    6×1=6
    Шесть на один – ШЕСТЕРКА вышла,
    А за окном гитару слышно!
    И льются песни ночью лунной
    Под переливы шестиструнной.

    6×2=12
    Шестерку на два умножаем -
    ДВЕНАДЦАТЬ ровно получаем.
    В двенадцать ночи каждый год
    К нам в дом приходит Новый Год!

    6×3=18
    Шесть на три – только ВОСЕМНАДЦАТЬ!
    В такие годы можно, братцы,
    Жениться, замуж выходить,
    Самим автомобиль водить!

    6×4=24
    Простой пример «шестью четыре»
    Его мы с вами походили!
    Подумать надо с полминутки…
    ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ – снова сутки!

    6×5=30
    А шестью пять - получим ТРИДЦАТЬ,
    Здесь циферблат нам пригодится:
    Большая стрелка на часах
    Покажет ровно полчаса!

    6×6=36
    А, верно, шесть на шесть умножить
    Нам снова песенка поможет,
    В ее словах решенье есть:
    Шесть на шесть будет ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ.

    6×7=42
    «Шесть на семь» умноженье учим,
    Подсказку в обувном получим,
    Ведь носят многие мужчины
    СОРОК ВТОРОЙ размер ботинок!

    6×8=48
    Что шестью восемь - СОРОК ВОСЕМЬ,
    Удав мартышке объяснял,
    Но сам в длину – лишь тридцать восемь
    Он «в попугаях» составлял!

    6×9=54, 6×10=60
    А шестью девять – мы решили.
    Получим ПЯТЬДЕСТЯТ ЧЕТЫРЕ!
    И каждый нам ответить рад,
    Что шестью десять – ШЕСТЬДЕСЯТ!

    Друзья, отличная работа!
    С шестёркой справились в два счёта!
    А дальше предлагаем всем
    Решить примеры с цифрой СЕМЬ!

    7×1=7
    «Семью один» - найти ответик
    Поможет цветик-семицветик!
    Ведь у таких, как он цветков,
    СЕМЬ разноцветных лепестков!

    7×2=14
    Семь на два мы умножим просто,
    ЧЕТЫРНАДЦАТЬ – хороший возраст,
    Ведь в этом возрасте прекрасном
    Ребята получают паспорт!

    7×3=21, 7×4=28
    Что семью три – ДВАДЦАТЬ ОДИН,
    Сказал нам важный господин,
    Давайте у него же спросим:
    «Cемью четыре?» ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ!

    7×5=35
    Умножим семь на пять! Готово!
    Ответ знакомый - ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!
    Попросим тридцать три коровы
    Его погромче промычать!

    7×6=42
    Для всех пропел Валерий Сюткин,
    Что шестью семь – ответ простой,
    Проводит СОРОК ДВЕ минутки
    Он ежедневно под землёй!

    7×7=49
    Хотите семь на семь умножить?
    Мы всем подсказку можем дать:
    Взгляните, «СОРОК ДЕВЯТЬ» можно
    Лишь раз в таблице повстречать!

    7×8=56
    А умножая семь на восемь,
    ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ответ дадим!
    Людей по городу развозит
    Автобус с номером таким!

    7×9=63, 7×10=70
    Семь умножаем на девятку,
    Получится ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ.
    И с «семью десять» всё в порядке,
    Здесь ровно СЕМЬДЕСЯТ, смотри!

    Итак, с семёркой мы в расчёте,
    А цифра ВОСЕМЬ на подходе!
    Чтоб даром время не терять,
    Начнём-ка, братцы, умножать!

    8×1=8
    Восьмерку на один умножит
    Подводный житель осьминог,
    Ходить по суше он не может,
    Хоть и имеет ВОСЕМЬ ног!

    8×1=16, 8×3=24
    А восемь на два - знайте, братцы,
    Решенье верное – ШЕСТНАДЦАТЬ!
    А восемь на три – не забыли?
    Ответ «в часах» - ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ!

    8×4=32
    Умножим восемь на четыре,
    Здесь только ТРИДЦАТЬ ДВА, друзья,
    Хоть в Лукоморье говорили
    Про тридцать три богатыря!

    8×5=40
    Умножим восемь на пятёрку -
    Здесь СОРОК, вариантов нет!
    А вот подсказка-поговорка:
    «За сорок бед - один ответ!»

    8×6=48, 8×7=56
    Восьмёрочку на шесть умножим –
    Выходит СОРОК ВОСЕМЬ здесь!
    Ну а на семь помножив, сможем
    Мы получить - ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ!

    8×8=64
    На восемь восемь научились,
    Мы без ошибок умножать,
    И ровно ШЕСТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ
    Должны в ответе указать!

    8×9=72, 8×10=80
    На девять восемь умножаем.
    Вот результат: СЕМЬДЕСЯТ ДВА!
    На десять восемь – отвечаем:
    Здесь ВОСЕМЬДЕСЯТ, господа!

    9×1=9
    Умножим девять на один,
    Историю страны листая,
    Пусть помнит каждый гражданин
    О славном дне – ДЕВЯТОМ мая!

    9×2=18
    Умножить девять на два просто,
    А чтоб не забывать ответ,
    Запомни: твой «гражданский» возраст
    Начнётся в ВОСЕМНАДЦАТЬ лет!

    9×3=27, 9×4=36
    «Девятка на три», вслух считаем,
    Здесь ДВАДЦАТЬ СЕМЬ - решенье есть!
    А на четыре умножаем –
    Получим ровно ТРИДЦАТЬ ШЕСТЬ!

    9×5=45
    Совсем не сложно научиться
    На пять девятку умножать!
    Должно в итоге получиться
    Произведенье СОРОК ПЯТЬ!

    9×6=54
    А чтоб на шесть умножить девять,
    Нам ничего не нужно делать!
    Мы с вами это проходили,
    В ответе – ПЯТЬДЕСЯТ ЧЕТЫРЕ!

    9×7=63
    А вот и умница Мальвина
    Прилежно учит Буратино,
    И говорит ему: «Смотри,
    Девятью семь – ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ»!

    9×8=72
    Девятью восемь - вот задача,
    Давай, работай, голова!
    Но нас не подвела удача,
    Даём ответ - СЕМЬДЕСЯТ ДВА!

    9×9=81
    На девять девять умножаем,
    Ответ в таблице проверяем,
    А равен, судя по всему,
    Он ВОСЕМЬДЕСЯТ ОДНОМУ!

    9×10=90
    Пример последний остаётся,
    И он нам сразу поддаётся!
    Девятью десять – это просто!
    В ответе - ровно ДЕВЯНОСТО!

    Таблица умножения. Владимир Даль. Солдатские досуги. (1861).

    Умножение на 2
    Волга Дону пошире:
    Дважды два четыре.
    Нет книг у дяди, а карты есть:
    Дважды три шесть.
    Хлеб жнём, а сено косим:
    Дважды четыре восемь.
    Без закваски хлеб не месят:
    Дважды пять десять.
    На руках, на ногах пальцев двадцать:
    Дважды шесть двенадцать.
    Пять пальцев убрать - пятнадцать:
    Дважды семь четырнадцать.
    Дважды девять восемнадцать,
    Дважды десять двадцать.

    Умножение на 3
    У кого аршин, тому и мерять:
    Трижды три девять.
    Слушай ухом: без восьми двадцать:
    Трижды четыре двенадцать.
    Трижды пять пятнадцать,
    Трижды шесть восемнадцать.
    Мучицы и маслица, вот тебе блин:
    Трижды семь двадцать один.
    Мало ль диковин в Божьем мире:
    Трижды восемь двадцать четыре.
    Днём свет, а ночью темь:
    Трижды девять двадцать семь.

    Умножение на 4
    Четырежды четыре шестнадцать,
    Четырежды пять двадцать.
    На мосту - по-татарски - на купире:
    Четырежды шесть двадцать четыре.
    Угодно откушать, так милости просим:
    Четырежды семь двадцать восемь.
    Кто атаман, у того и булава:
    Четырежды восемь – тридцать два.
    Велика честь, да нечего есть:
    Четырежды девять тридцать шесть.
    И крот в своём углу зорок:
    Четырежды десять сорок.

    Умножение на 5
    Кинь указку, пойдём гулять:
    Пятью пять, двадцать пять.
    Коли нет, так нечего взять:
    Пятью семь – тридцать пять.
    И мал золотник, да дорог:
    Пятью восемь сорок.
    Бери оглоблю, пойдём воевать:
    Пятью девять сорок пять.
    Отлежал бока, от того и болят:
    Пятью десять пятьдесят.

    Умножение на 6
    Мастер Самсоныч лапти плесть:
    Шестью шесть тридцать шесть.
    Что заслужили, то и носим:
    Шестью восемь сорок восемь.
    Кто сказку слышал о царе Кире?
    Шестью девять пятьдесят четыре.
    Полезай на стену, коли велят:
    Шестью десять шестьдесят.

    Умножение на 7
    Дурни плодятся, не надо их сеять:
    Семью семь сорок девять.
    Ино прилечь, ино присесть:
    Семью восемь пятьдесят шесть.
    Чего не знаешь, того не ври:
    Семью девять шестьдесят три.
    Рядком сумы на простенке висят:
    Семью десять семьдесят.

    Умножение на 8
    Не буянь у хозяина на квартире:
    Восемью восемь шестьдесят четыре.
    Живи, поколе на плечах голова:
    Восемью девять семьдесят два.

    Умножение на 9
    Делам своим всяк сам господин:
    Девятью девять восемьдесят один.
    Что хитро, то и просто:
    Девятью десять девяносто.
    Полно долбить, покинь долото:
    Десятью десять сто.

    

    Как научить ребенка умножению быстро и легко, чтобы уже с начальных классов он хорошо решал разные математические задачи? Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получал всестороннее развитие, без помощи ему не обойтись.

    В наш век изобилия информации можно найти множество вспомогательных материалов – карточки, курсы в игровой форме, аудио- и видеопрограммы и многое другое, однако ни один из способов не является универсальным. Все дети по-своему уникальны, поэтому и подход к каждому нужен индивидуальный. В нашей статье мы предлагаем вам несколько способов освоения таблицы умножения. Изучив их, вы сможете подобрать наиболее эффективный для вашего ребенка.

    Методов изучения таблички сейчас достаточно - нужно лишь подобрать самый подходящий для ребенка

    Важный подготовительный момент

    Когда дети начинают изучать таблицу умножения, они уже имеют представление о более простых арифметических действиях – сложении и вычитании. Теперь нужно объяснить им, в чем суть действия умножения. Ранее освоенные навыки помогут вам в этом.

    В чем заключается принцип умножения? Это многократное сложение. Например, чтобы умножить 4 на 3, нужно 3 раза сложить 4 (4+4+4). Освоив это, ребенок будет допускать меньше ошибок в дальнейшем процессе обучения.

    Кроме того, дети должны понимать и то, как ориентироваться в устройстве таблицы. Нужно объяснить, что произведением является число на пересечении строки и столбца.

    Начало

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Большая таблица с множеством чисел может привести ребенка в уныние, если не совсем отбить желание учиться. По этой причине начинать лучше с самых простых примеров. Чтобы справиться с ними, не нужно прилагать больших усилий. К тому же ребенок сможет выполнить их самостоятельно, тогда часть работы будет уже проделана:

    1. Умножаем на 1. Любое число при этом остается тем же самым числом.
    2. Что нужно сделать, чтобы умножить на 10? Достаточно всего лишь в конце числа поставить 0.
    3. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел. По крайней мере, с простыми числами дети уже умеют совершать такие действия, когда приступают к изучению умножения.
    4. Перемена множителей. Это так называемый переместительный (коммутативный) закон умножения. То есть, если переставить местами множители, произведение не изменится. Таким образом, получается, что нужно выучить лишь половину таблицы.

    Как видите, картина становится более оптимистичной. Ребенок это тоже заметит и дальше будет работать с большим энтузиазмом, чем в начале.


    Ребенок должен прежде всего понять, что умножение - это знакомое ему сложение, только многократное

    Целенаправленное запоминание

    После освоения самых простых значений можно продвигаться дальше. Чтобы справиться с более сложными множителями, понадобится подключить другие приемы – повторять, дробить на части, выстраивать ассоциации, применять знания на практике. Теперь уже для запоминания понадобится многократное повторение действий и значений.

    Мнения педагогов расходятся в вопросе последовательности действий. Некоторые придерживаются методики, когда сначала осваиваются самые сложные примеры, а затем более простые. Практика же показывает, что такой способ годится далеко не для всех и часто может даже вызывать определенный стресс у учеников. Оптимальным вариантом считается научить их сначала более простым действиям и в конце – самым сложным. Чем это объясняется? При умножении небольших чисел (например, 3 на 3) ребенок может проверить себя на пальцах - в начале обучения это прием полезен. Если же сразу обязать детей запомнить произведение 8 на 9, то это будет просто механическое запоминание без применения на практике. Такая методика может запросто демотивировать.

    Квадраты чисел

    Новый этап в освоении таблицы умножения начинаем с квадратов чисел. Вывести квадрат числа – это значит умножить его на самое себя. Квадратов в таблице всего 10, запомнить их не так сложно (во многом это благодаря тому, что какие-то из них зарифмованы – например, «пятью пять – двадцать пять»). Квадрат 10 на 10 запомнить вообще ничего не стоит.


    Чтобы ребенок действительно понял, а не только запомнил табличку, начинать изучение каждого ряда нужно с квадрата

    Умножение на 3

    Здесь уже дело обстоит немного сложнее. Если вы заметили, что ребенку не дается запоминание каких-то действий, проанализируйте его наклонности и подключайте те вспомогательные материалы, которые подойдут в вашем конкретном случае. Для многих детей идеально подходят карточки. В случае же с гуманитарным складом ума хорошо использовать уроки в стихотворной форме (об использовании специальных стихов для запоминания мы подробно расскажем в разделе ниже).

    Умножение на 4

    Здесь будет немного проще. Предложите ребенку попробовать самому логически выстроить то действие, и он наверняка догадается, что умножить на 4 – это то же самое, что 2 раза умножить на 2. Если же он будет затрудняться, вы легко объясните ему это. Карточки и стихи также будут полезны на данном этапе освоения материала.

    Умножать на 5 также несложно, детям обычно нравится эта часть обучающего процесса. Во-первых, все значения этого умножения расположены друг от друга через 5 чисел. Во-вторых, заканчиваются они на 5 или на 0. В конце четных чисел, умноженных на 5, будет стоять 0, а нечетных – 5. Как видите, все просто.


    Если рассмотреть произведения умноженных на 5 чисел, можно увидеть - все они заканчиваются на 5 или 0

    Умножение на 6, 7, 8 и 9

    Последний этап в освоении таблицы умножения – самый сложный, но состоит он из запоминания всего шести произведений. Чтобы хорошо их запомнить, придется потрудиться, ведь даже многие взрослые путаются с ответами.

    Чтобы ребенку было проще, используйте карточки, причем не 6, а 12. С таким набором карточек вы сможете практиковаться с переменой мест множителей, а это значительно облегчит запоминание.

    Игра с карточками

    Обучение в виде игры для детей просто необходимо. Оно выполняет главную функцию – способствует возникновению интереса. Если ребенок заинтересуется процессом, это уже будет практически гарантией того, что он успешно его освоит.

    Несмотря на то, что сейчас существует много более современных вспомогательных приспособлений и материалов (программы, онлайн-игры, звуковые плакаты и другие), обыкновенные карточки не теряют своей популярности. Они доступны всем и просты в применении. Если даже вы используете разные методики изучения таблицы умножения, карточки помогут вам на любом этапе.

    Первым делом вам нужно распечатать карточки или нарезать и заполнить вручную. Желательно наклеить их на картон для лучшей сохранности в ходе эксплуатации. На каждой карточке нужно написать пример из таблицы умножения. Ответ писать не нужно.

    В чем заключается сама игра? Поскольку подключать карточки вы будете с любого, даже самого раннего этапа обучения, то на каждое занятие нужно отбирать те примеры, которые соответствуют сегодняшнему плану. Затем карточки перемешиваются, и ребенок наугад вытаскивает любую из стопки. Ему нужно прочитать пример и назвать правильный ответ. После этого карточка откладывается в сторону и вытаскивается другая. Если ребенок ответил неправильно, карточка возвращается в стопку. При этом обязательно озвучивайте правильный ответ, чтобы ребенок его запомнил и ответил правильно, когда повторно вытащит эту карточку.


    Для заблаговременного обучения малыша достаточно распечатать набор карточек

    Преимущества такого простого процесса:

    1. Подключается зрительная память. Детям, особенно визуалам, будет гораздо легче выучить даже самые сложные примеры.
    2. Запоминание при таком подходе дается намного лучше. Осуществляется многократное повторение в диалоговой форме, а не простая зубрежка.
    3. Результат от проделанной работы ребенок видит сразу. У него появляется стимул быстрее закончить игру и выйти победителем, не оставив ни одной карточки в стопке. В таком игровом подходе можно устроить соревнование, подключив еще одного ребенка.

    Другие приемы изучения

    Чем больше приемов вы будете иметь в запасе, тем успешнее будет продвигаться процесс изучения вашим ребенком таблицы умножения. Разные способы можно применять не только в зависимости от склада ума детей, но и от уровня сложности конкретно взятого урока. Вам просто нужно постоянно анализировать ситуацию и ориентироваться в ней, тогда вы сможете доступно объяснить даже самый сложный пример, а ваш ребенок – быстро выучить его. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких приемов. Они ничуть не сложнее игры с карточками.

    Примеры из практики

    Чтобы найти наглядные примеры для обучения, не нужно далеко ходить – множество них находится рядом с вами в обычной повседневной обстановке. Проявите наблюдательность и немного пофантазируйте, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

    Сколько понадобится колесиков для 3 машинок? Сколько нужно посадить цветов на 3 клумбы, если на каждой их помещается 8? Сколько всего лапок у 4 плюшевых медведей? Как видите, вариантов множество. Можно предложить ребенку самостоятельно найти их или задавать задачи на умножение другу, беря примеры из домашней обстановки.


    Отличная идея - обучать ребенка при помощи его же игрушек, бытовых предметов, сладостей и так далее

    Примеры повышенной сложности

    Более сложным примерам и тем, которые ребенку трудно даются, уделяйте максимум внимания. При этом не перегружайте детскую память – чередуйте простые и сложные. Когда увидите, что материал освоен, переходите к другому. Не старайтесь выложить сразу всю информацию для запоминания, разделите ее на несколько подходов.

    Умножение на пальцах

    Пользуясь этим приемом, можно освоить всю таблицу умножения, но наиболее популярным в этом случае является умножение на 6, 7, 8 и 9. Использовать его можно дополнительно на любых уроках, но имейте в виду, что прежде чем показывать такую игру ребенку, вам нужно самому хорошо разобраться и выучить ее принцип.

    На стол кладем бумагу, сверху – руки пальцами горизонтально друг к другу. Обводим контуры рук и нумеруем пальцы таким образом: большой – 5, указательный – 6, средний – 7, безымянный – 8, мизинец – 9. Эти контуры пригодятся, когда мы будем смещать руки в ходе процесса. Теперь выбираем пример, который нужно решить: пусть это будет умножение 7 на 8. Средний палец левой руки будет обозначать 7, а безымянный правой – 8. Их нужно соединить и сдвинуть руки к краю стола. Пальцы перед соединенными, которые при этом свесятся вниз, будут обозначать десятки, а все остальные пальцы, которые останутся лежать на столе – единицы. Теперь считаем. Пальцев внизу 5 – значит, десятков 5. Пальцы же, которые лежат на столе, нужно перемножить. На левой руке их 3, а на правой – 2. Теперь 3 умножаем на 2 – получаем 6 единиц. Ответ – 56.

    Теперь умножение на 9. Положите руки рядом на стол, чтобы пальцы располагались вертикально. Каждый палец нужно пронумеровать от 1 до 10 слева направо. Можно сделать это на бумаге, чтобы не запутаться. Мизинец левой руки – это 1, а мизинец правой – 10. Теперь загибаем палец с числом, которое хотим умножить на 9. Например, это будет 5. Пальцы слева от него будут десятками, а справа – единицами. Ответ – 45.

    Изучение таблицы умножения при помощи рифмы (стихотворений)

    Этот прием запоминания относится к мнемотехническим. В приемах мнемотехники абстрактные понятия заменяются представлениями, основанными на каком-либо чувственном восприятии (в данном случае – аудиальном). То есть такой прием является по большей часть психологическим.

    Этот способ запоминания информации любят все дети, независимо от склада ума и характера. Почему? Рифма хорошо и быстро запоминается, стихотворения живописно иллюстрируют содержание и учить короткие веселые стишки куда более интересно, чем механически зубрить пусть даже несложные примеры.

    Однако основывать на этом приеме весь процесс не стоит, иначе вы рискуете перегрузить память ребенка излишним заучиванием. Мы бы порекомендовали использовать его в наиболее сложных случаях, чтобы снять напряжение и добавить в процесс элемент игры. При желании можно даже подключить картинки, иллюстрирующие какой-либо пример в стихах.

    Найти стихотворную таблицу умножения несложно, существует несколько вариантов разных авторов. Мы приведем примеры задач, которые обычно вызывают затруднения у всех. Некоторые примеры из книги Александра Усачева «Таблица умножения в стихах»:

    • 6 х 9: Нам не жалко булок. Рот откройте шире: Шестью девять будет - Пятьдесят четыре.
    • 7 х 8: Раз олень спросил у лося: - Сколько будет семью восемь? - Лось не стал
      в учебник лезть: - Пятьдесят, конечно, шесть!
    • 8 х 9: Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять - семьдесят два.

    Школьникам таблица кажется скучной и бесполезной. Часто дети сердятся, расстраиваются, пытаясь разобраться в непонятном для них наборе цифр. Родители могут сделать процесс обучения легким и веселым, если подготовиться к занятиям заранее.

    Основное правило в изучении таблицы умножения - заинтересовать ребенка. Как и взрослые, они воспринимают информацию по-разному. Одним детям нравится разучивать стихи и песни. Другие могут спокойно сидеть с родителями за столом и рассматривать таблицу Пифагора.

    Как научить ребенка таблице умножения (картинка)

    Легко запомнить таблицу умножения ребенку помогают:

    • Карточки;
    • Счетные фигурки, палочки;
    • Специальные программы для планшета и телефона;
    • Обучающие видео и мультфильмы;
    • Стихи и песни;
    • Картинки;
    • Пальчики ребенка.

    Игровые способы увлекают и дают быстрые результаты. Начинать занятия лучше в хорошем настроении, когда ребенок расположен учебе.

    Учим таблицу умножения: лайфхаки и видео

    Важно понять, как ребенку комфортнее воспринимать информацию, чтобы процесс не превратился в «зубрежку». Все очень просто:

    Дети-аудиалы лучше учатся новому в разговоре. Им нравится заучивать цифры, повторяя примеры вслух. Хороший вариант запомнить таблицу умножения - разучивать стихи, песенки или смотреть обучающие видео.

    Учим таблицу умножения (видео)

    Ребенок-визуал легче обучается, если задействованы зрение и образы. Они усваивают информацию с помощью ярких рисунков, игр-раскрасок, в которых есть крупные цветные шрифты и цифры.

    Таблица умножения игра-раскраска (картинка)

    Также с ребенком-визуалом можно смотреть обучающие мультфильмы, в которых любимые персонажи выступают в роли учителя.

    Таблица умножения на 9 с Фиксиками (видео)

    Дети-кинестетики учатся через ощущения и чувства, которые у них возникают при контакте с новым предметом и информацией. В этом случае можно попробовать метод карточек.

    Учим таблицу умножения с помощью карточек (видео)

    Важно учитывать, как ваш ребенок лучше всего обучается, тогда процесс заучивания таблицы умножения пройдет весело и легко.

    Как выучить таблицу умножения за 5 минут в день

    Кукина Екатерина Георгиевна

    преподаватель математики

    Вы же наверняка не раз слышали мнение, что уровень математического образования падает.

    Вот, когда мои дети учились во втором классе, я отчетливо себе поняла, почему падает уровень математического образования в школе. Именно во втором классе при закладке самого фундамента математического образования возникает такая гигантская невосполнимая дыра, которую уже никакими костылями в виде калькуляторов не подопрешь.

    А именно, главная проблема - в таблице умножения. Посмотрите на тетради в клетку, которые есть у ваших детей-школьников.

    Я долго-долго ходила по магазинам в поисках тетрадей. И все равно, на всех - вот такая картина.

    Таблица умножение (картинка)

    Есть тетради еще хуже (для старшеклассников), на которых таблицы умножения нет, а есть куча бессмысленных формул.

    Ну, так чем же эта тетрадь плоха? Ничего не подозревающий родитель видит, что на тетради таблица умножения. Вроде, всю жизнь же на тетрадях была таблица умножения? Что не так-то?

    А проблема как раз в том, что на тетради НЕ таблица умножения.

    Таблица умножения, дорогие мои читатели, это вот:

    Иногда эту же таблицу даже называют красивым слово "таблица Пифагора". Верхнюю и левую колонки можно не брать, только основной прямоугольник.

    Во-первых, это таблица. Во-вторых, она интересная!

    Ни один ребенок в здравом уме не будет рассматривать выписанные столбиками примеры.

    Ни один ребенок, как бы гениален он ни был, не сможет найти в выписанных примерах интересные фишки и закономерности.

    Ну, и вообще, когда учитель говорит: "выучи таблицу умножения", а ребенок даже перед собой таблицы не видит - он сразу понимает, что математика - это такая наука, где обычные вещи названы как-то по-другому и надо много-много зубрить, а понять ничего невозможно. И вообще, надо делать "так, как сказано", а не "так, как есть смысл".

    Чем же таблица Пифагора лучше?

    Во-первых, в ней нет мусора и информационного шума в виде левой части примеров.

    Во-вторых, над ней можно подумать. Тут даже нигде не написано, что это умножение - просто таблица.

    В-третьих, если она постоянно под рукой и ребенок на нее постоянно натыкается, он волей-неволей начинает запоминать эти числа. В частности, на вопрос "семью восемь" он никогда не ответит 55 - ведь числа 55 вообще в таблице нет и не было!

    Запоминать столбики примеров способны только дети с аномальной памятью. В "таблице" надо запоминать гораздо меньше.

    Кроме того, ребенок автоматом ищет закономерности. И сам самостоятельно их находит. Даже такие закономерности находят дети, еще не умеющие умножать.

    Например: числа, симметричные относительно диагонали - равны. Понимаете, людской мозг просто настроен искать симметрию, и если ее находит и замечает - очень радуется. А что это означает? Это означает, что от перестановки мест сомножителей произведение не меняется (или что умножение коммутативно, говоря проще).

    Таблица Пифагора: умножение (картинка)

    Понимаете, ребенок замечает это сам! А то, что человек придумал сам, он запомнит навсегда, в отличие от того, что он зазубрил или ему сказали.

    Помните свой экзамен в вузе по математике? Вы же забыли все теоремы курса, кроме той, что вам досталась, и вам пришлось ее доказывать злобному преподу! Ну, это если вы не списывали, конечно. (Я утрирую, но почти всегда это близко к правде).

    А потом ребенок видит, что можно не всю таблицу учить, а только половину. Если мы уже знаем строчку умножения на 3, то нам не надо запоминать "восемь на три", а достаточно вспомнить "три на восемь". Уже вдвое меньше работы.

    А кроме того, очень важно, что ваш мозг не принимает сухую информацию в виде каких-то непонятных столбиков примеров, а думает и анализирует. Т.е. тренируется.

    Кроме коммутативности умножения можно заметить, например, еще такой замечательный факт. Если ткнуть в любое число и провести прямоугольник от начала таблицы до этого числа, то количество клеточек в прямоугольнике - ваше число.

    Таблица Пифагора: умножение (картинка)

    И тут умножение уже получает более глубинный смысл, чем просто сокращенная запись нескольких одинаковых слагаемых. Идет смысл и для геометрии - площадь прямоугольника равна произведению его сторон)

    А вы не представляете, насколько проще делить с такой таблицей!

    Короче, если ваш ребенок во втором классе, распечатайте ему вот такую, правильную, таблицу умножения. Повесьте на стену большую, чтобы он на нее поглядывал, когда делает уроки или сидит за компом.

    И напечатайте и заламинируйте ему маленькую (или напишите на картоне). Пусть он ее в школу с собой таскает, и просто удобно под рукой держит. (не помешает на такой таблице выделить квадраты по диагонали, чтобы лучше видно)

    У моих детей есть вот такая. И им это реально помогло во втором классе и до сих пор очень сильно помогает на уроках математики.

    Таблица Пифагора: умножение (картинка)

    Вот честное слово, сразу средний балл по математике увеличится, а ребенок перестанет ныть, что математика тупая. А в придачу, в будущем вашему ребенку тоже будет проще. Он поймет, что надо шевелить мозгами, а не зубрить. И мало, что поймет, он еще и научится это делать.

    И повторюсь: в примерах столбиками ничего плохого нет. И количество информации в них содержится такое же, как и в "таблице". Но и ничего хорошего в таких примерах тоже нет. Это - информационный мусор, из которого нужное не сразу найдешь.

    Чаще хвалить

    Придумайте для ребенка способы поощрения. Это могут быть приятные мелочи, которые его радуют.

    Находить подход, если ребенок не в настроении

    Заставлять заниматься, кричать или полностью лишать развлечений -такие методы отбивают всякое желание заниматься. Имеет смысл спокойно объяснять важность занятий и мотивировать ребенка.

    Учить таблицу умножения постепенно

    Когда ребенок впервые видит, сколько цифр ему нужно запомнить - возникает протест. Лучше заниматься в комфортном темпе с перерывами на отдых.

    Помнить, что каждый ребенок - личность

    Как только детей сравнивают с друзьями или одноклассниками - у них пропадает желание что-либо делать. Нужно помнить, что у каждого ребенка свой темп обучения и бережное отношение родителей имеет большое значение.

    Говорить о том, что ошибки - это нормально

    При первых неудачах дети теряют интерес, не хотят продолжать занятия. Важно объяснять, что без ошибок не бывает хороших результатов. Все обязательно получится.

    Теперь вы знаете все о том, как научить ребенка таблице умножения разными способами, чтобы процесс запинания был в радость.



Статьи по теме