Подробно о звуковых эффектах: Дисторшн (искажения). Эффект «дисторшн» для электрогитары

Под термином «дисторшн» имеются в виду любые изменения, которые затрагивают форму звуковой волны, включая простое изменение амплитуды, фактически являющееся одним из видов искажения. К дисторшну в некоторой степени относится даже эквализация, которая представляет собой изменение амплитуды одних частот по отношению к другим.

Но в большинстве случаев термин «дисторшн» употребляется для обозначения явлений, которые происходят при прохождении звукового сигнала через нелинейное устройство наподобие усилителя с ламповой сатурацией или clipping-предусилителя.

Основной целью таких устройств является изменение амплитуды, но в процессе искажения вводятся и новые гармоники, имеющие определенную связь с исходным сигналом.

Разумеется, если вы хотите получить достоверное звучание акустических инструментов, вам не стоит прибегать к использованию дисторшна. Однако его применение в современной поп- и рок-музыке имеет огромный потенциал и сфера его использования весьма обширна.

Гармоническое искажение

Тембр звука зависит от присутствия в нём тех или иных гармоник. Именно по этой причине звук флейты отличается от звука кларнета.

Под гармоническим дисторшном (искажением) понимают введение новых гармоник, связанных в музыкальном плане с уже присутствующими в оригинальном варианте сигнала. Это, несомненно, вызывает определенные изменения в тембре.

Большой музыкальностью отличаются четные гармоники, которые обогащают звук, добавляют ему яркости и полноты. Большинство ламповых устройств генерируют искажения именно с четными гармониками.

Искажения с нечетными гармониками, генерируемые, например, магнитной аналоговой лентой, часто добавляют в звук грубые, резкие, острые призвуки. Тем не менее, продуманное количество таких гармоник способно также обогатить и углубить звучание.

Хоть высокочастотные гармоники, сформированные аналоговым искажением, зачастую добавляют в звук «песок» и нарушают музыкальность, использование LP-фильтра (обрезного фильтра ВЧ), позволит сделать результат более приятным на слух.

Подобная фильтрация может происходить и сама собой, как, например, в случае с электрогитарой. Это объясняется наличием у большинства гитарных динамиков тенденции к крутому завалу в зонах, превышающих 4 кГц. При удалении динамика высокие частоты у гитары приобретут звучание осы в бумажном стакане.

Гитарные динамики отличаются естественным спадом на высоких частотах, что делает искаженный звук более благоприятным для слуха. Если, добавив дисторшн, вы заметили, что яркость игры инструментов чрезмерно усилилась, попытайтесь пропустить сигнал, например через IK Multimedia Amplitube или другой подобный спикер-симулятор.

Если вы хотите дополнить запись органично звучащим дисторшном, выведите сигнал из рекордера (звуковой карты), подключите его в гитарный усилитель и запишите сигнал, снова сняв его микрофоном.

Этот метод называется реампингом и часто применяется для баса и гитары, которые первоначально были записаны напрямую в линию, однако его использование для других инструментов также может дать очень интересные результаты.

Мистер Динамик

И в случае с плагином, и в случае с аппаратным устройством наподобие Line 6 Pod, работа спикер-симулятора может быть почти такой же, как у реального гитарного кабинета или динамика.

Здесь вы, как и при реампинге, можете использовать не только гитару, но и другие инструменты. Такой способ может обладать большей гибкостью, по сравнению с реампингом, так как большее количество плагинов позволяет выбрать кабинет, который наилучшим образом подойдет в вашем конкретном случае.

Качество превыше количества

В процессе записи не переусердствуйте с количеством дисторшна. Его можно добавить и во время сведения, но в уже записанном сигнале убрать его практически невозможно. Если вы не знаете, как поступить – используйте сплиттер или A/B box, которые позволят вам записать и сигнал с искажением, и чистый необработанный вариант одновременно на разные дорожки.

Уменьшение дисторшна

Тут следует упомянуть и о некоторых способах, с помощью которых все же можно уменьшить уровень дисторшна в уже записанном звуке гитары.

Сначала очень внимательно продублируйте партию гитары путем игры того же самого на синтезаторе с соответствующим чистым звуком. Читаемость гитарных нот можно улучшить подмешиванием этой партии с таким уровнем, чтобы не было очевидным ее неестественное происхождение.

Контраст

Старайтесь добиться контраста. Если вы не работаете в стиле дет-метал и ему подобных, то совершенно нелишним будет попытаться уравновесить искаженные звуки с чистыми. При наличии в миксе искаженных гитар, их можно сильнее выделить, сохранив барабаны и бас относительно чистыми.

Эксайтинг

Всем известно, что искаженный звук воспринимается человеческим ухом как не настолько чистый и прозрачный. Тем не менее, применение искажения только к определенной части частотного спектра может дать абсолютно другой результат и сделать искаженный звук «зрительно» более чистым и прозрачным.

По подобной схеме действует устройство Aphex Aural Exciter, которое берет определенную часть входного сигнала, потом пропускает ее через фильтр, искажает в усилителе с нелинейной характеристикой и снова смешивает с исходным сигналом. Результатом этого процесса является синтез новых высокочастотных гармоник, которых, наверное, никогда и не было в оригинале.

Обработанный звук воспринимается нашим ухом с большей яркостью и детальностью. Эквалайзер же не способен добавлять что-то новое, а только усиливает то, что уже присутствует в сигнале.

Обрабатывая микс, следует расчетливо отнестись к использованию эксайтеров, иначе вы можете получить слишком яркое и даже утомляющее звучание. Однако их более агрессивное использование позволит сделать более ярким малый барабан и остальные перкуссионные звуки.

Не используя эксайтер, вы можете добиться похожих результатов путем добавления искаженного сигнала к чистому оригинальному. Сделать это можно, скопировав партию на еще одну дорожку и пропустив ее через дисторшн.

И, наконец, не стоит во всем полагаться на слух! Человеческому уху кажется, что лучшее звучание у более яркой и громкой музыки. Особенно часто слух ошибается, когда уши уже устали от длительного прослушивания.

Поэтому рекомендуется всегда прослушивать обработанные таким способом инструменты и на следующий день, так как это дает возможность понять, действительно ли подобная обработка позитивно влияет на звучание, или она просто добавляет громкости и яркости.

Лампа. Быть или не быть?

Специализированные дисторшн-процессоры часто имеют в наличии лампы, но не стоит ожидать, что в нормальном ламповом микрофоне будет заметно искаженный звук. Разработка традиционных ламповых микрофонов велась в середине прошлого века, тогда еще не существовало альтернатив, и поэтому специалисты сделали все возможное, чтобы лампы вели себя как можно более линейно.

В результате остаточные артефакты дисторшна, которые дают значительную часть характера ламповых устройств, отличаются существенной тонкостью. В наши дни это называется «теплотой» или «бархатом».

У многих современных микрофонов, специально добавляющих много искажения лампового стиля, звучание менее музыкально, если сравнивать их с настоящими, правильно разработанными ламповыми микрофонами.

Правильное применение лампового дисторшна поможет достичь превосходных результатов. Однако не стоит думать, что наличие ламп – это гарантия возникновения дисторшна как такового. Например, ламповые микрофоны разрабатывают таким образом, чтобы сделать как можно менее заметными любые искажения.

Каждый хорош на своём месте

При наличии у вашего аудио-интерфейса достаточного количества входов/выходов пропустите треки через внешнее аналоговое оборудование или через гитарные педали, так как настоящий аналоговый дисторшн имеет более естественное звучание по сравнению с любыми цифровыми эмуляциями.

Проведите сравнение различных устройств и выберите то, чья работа устраивает вас больше всего. Приборы, имеющие входные и/или выходные трансформаторы, способны придать звуку благозвучное искажение, которое является результатом магнитной сатурации в их сердечниках. Однако следует помнить, что для возникновения сатурации или клиппинга необходимо существенно усилить входной сигнал, поэтому потом нужно будет понизить выходной сигнал до терпимого уровня.

Синус на все времена

Если вам по душе работать в программе, нежели играть на инструментах в реальности, вы можете попробовать выбрать что-то простенькое наподобие синусоидальной волны и пропустить её через разные педали дисторшна. С помощью, например педали Boss MT2 можно добавить фактуру и создать интересные звуки, вам останется просто поэкспериментировать и покрутить ручки.

Дисторшн на барабанах

Несмотря на то, что сильное искажение и особенно клиппинг не приветствуется (исключением может быть разве что дисторшн лампового характера на гитарах или плотных синтезаторных басах), такое тяжелое искажение можно применять для обработки коротких и ярких звуков наподобие малого барабана.

Так, например, агрессивное звучание малого барабана в некоторых рок-миксах достигалось с помощью намеренной перегрузки на входных цепях аналогового микшера до возникновения клиппинга.

Конечно, использование таких экстремальных искажений совсем не обязательно. Для того чтобы оживить вялое звучание барабана, можно добавить небольшое количество аналогового искажения.

Искажение магнитной ленты

Использование магнитной ленты прибавляет тонких искажений, особенно заметных при записи на нее сигнала, уровень которого приближается к максимально для неё возможному.

Для создания характерного ленточного звучания некоторые звукорежиссёры даже записывают треки на аналоговый магнитофон, а потом переписывают их снова в цифровой формат. Особенной популярностью пользуется эта методика в мастеринге рок-музыки.

Естественно, мастеринг-инженеры пользуются современными высокотехнологичными магнитофонами, скорость движения ленты в которых очень высока. Однако ничто не мешает вам попробовать добиться похожих результатов, используя простой аналоговый магнитофон, пусть даже кассетный.

Конечно, уже давно существуют и плагины, имитирующие звук магнитной ленты, но применение реальной ленты всё же более эффективно.

Ограничение спектра

Все виды дисторшна негативно сказываются на гармоническом содержании оригинального варианта сигнала. Иными словами, слишком большое количество искажений на каком-либо источнике может усложнить укладку такого сигнала в микс, так как он занимает очень много места в частотном диапазоне.

С помощью HP и LP-фильтров можно искусственно ограничить рамки спектра искаженного звука, что позволит сберечь место для других инструментов.

Искаженные звуки способны захватить весь микс, но применение фильтров позволяет решить эту проблему.

Микширование и фаза

При комбинировании искаженных и чистых вариантов сигнала, включая вариант, когда дисторшн расположен на шине посыла, рекомендуется сделать проверку взаимной фазировки между сигналами. Иначе этот комбинированный звук может быть поврежден эффектом гребенчатой фильтрации.

Для фазировки сигналов можно использовать специальный процессор для переворота фазы на одном треке. Подобные процессоры можно найти в виде плагинов, к которым относятся Betabugs Phasebug, Voxengo PHA979 и Little Labs IBP для платформы Universal Audio.

Также не стоит забывать, что большая часть плагинов-эквалайзеров тоже добавляют фазовые искажения, сдвигая фазу некоторых частотных полос по отношению к другим. То есть после эквализации следует проверить соотношение фаз между сигналами.

Ясность баса

Классическим примером использования дисторшна в процессе миксдауна является усиление плотности высокочастотных гармоник в басу. Применив этот метод, вы улучшите слышимость баса при воспроизведении на колонках небольших размеров.

Преимущества этого метода по сравнению с эквализацией заключаются в добавлении гармоник, которых нет в оригинальном сигнале, и в равномерном затрагивании всех частот в партии баса.

Для реализации этого метода часто используют педаль Tech 21 SansAmp. Устройство часто применяют такие известные продюсеры, как Спайк Стент и Марк Эндерт.

Маскировка и вокальный дисторшн

При сведении тяжелой музыки часто возникает проблема, суть которой заключается в том, что искаженные гитары маскируют важные вокальные частоты, и в результате звучание вокала загрязняется даже при чистейших оригинальных треках.

В такой ситуации может помочь добавление к вокалу легкого дисторшна. Для этой цели многими специалистами применяется перегрузка в компрессорах или установка в шину посыла дисторшна с последующим посылом на него вокального сигнала.

С помощью параллельного искажения можно достичь невероятных результатов для вокала и малого барабана. Установка в шину эффектов плагина Antares Tube и создание на него низкоуровневых посылов придутся вам по душе.

Разделение частот

Используя дисторшна на барабанных лупах, вы сможете добиться более мощного и агрессивного звучания. Но это также может негативно повлиять и на низкочастотную атаку бочки. По этой причине следует поделить частотный диапазон лупа на несколько полос, и, отделив низкие, использовать на них меньшее количество дисторшна.

Это можно сделать и автоматически, применив плагины Cubase Quadrafuzz, Ohm Force Ohmicide или MDA Bandisto, а можно самостоятельно, применив дополнительные HP и LP-фильтры для искажённой копии (или нескольких копий) лупа. Они помогут вам выделить разные спектральные области и обработать их.

Cubase Quadrafuzz и другие многополосные эффекты дисторшна не оказывают негативного воздействия на низкочастотную атаку, но при этом дают возможность добиться необходимого тона.

Дилэй и дисторшн

Для получения ясного и четкого микса можно дифференцировать звучание оригинального и задержанного сигнала. Большое значение в этом деле имеет дисторшн. В связи с этим многие специалисты часто вспоминают о старых аналоговых дилэях, так как с помощью них в задержанный сигнал добавляется искажение, причём острое или густое.

Положение в цепи

Так же, как и все остальные эффекты, дисторшн нужно вставить в правильную точку цепи, особенно по отношению к другим процессорам. Если говорить о гитаре, то в этом случае очень важно расположение педали дисторшна до педали wah-wah или после. Поэкспериментируйте с разными конфигурациями и постарайтесь понять, каким образом происходит их взаимодействие друг с другом.

Цифровые искажения

Говоря о дисторшне, нельзя не упомянуть и цифровые искажения. Естественно, с помощью цифровых систем можно добиться аналогового искажения, но, экспериментируя с цифровыми характеристиками и понижения частоты дискретизации, вы также можете получить отличный результат.

Уменьшая разрядность без дитеринга, вы получите искажения, связанные с погрешностями квантизации. Этот процесс обычно носит название «Bit crushing». Понижая частоту дискретизации, вы можете получить наложение спектров в рамках осязаемого диапазона.

Так как частотные компоненты искажения равняются математической разности между частотой дискретизации и частотой оригинального звука, они способны проявляться ниже фундаментальных частот оригинальных звуков. В аналоговом искажении это явление – редкость. В большинстве случаев происходит возникновение гармонических искажений, кратных частоте оригинала и расположенных выше нее.

Помните и о клиппинга. Он отличается резким звуком, и его нужно избегать. Но для добавления яркости малому барабану вы можете его использовать.

Звучание цифровых искажений также музыкально, как и аналоговых. Однако цифровые обладают благоприятным творческим потенциалом, который можно использовать для создания Lo-Fi-саунда и для имитации звука устаревших цифровых устройств, например, первых сэмплеров.

Некоторые вилы цифровых искажений являют собой неотъемлемую особенность первых сэмплеров и других цифровых устройств. С помощью плагинов Jeroen Breebaart Time Machine и D16 Decimort можно восстановить некоторые из вышеописанных свойств.

_________________________________________

Дисторшн – это эффект, при котором амплитуда сигнала ограничивается с двух сторон (рис. 1), но не только он может создавать этот эффект, овердрайвом также можно добиться искажений, включив усилитель на всю мощность. Искажение – ограничение амплитуды сигнала с двух сторон. Есть два вида ограничения: мягкое – овердрайв (рис. 2) и жесткое – дистошн (рис. 3). При мягком – уровень ограничения обратно пропорционален уровню входного сигнала. Это достигается включением встречно-параллельно диодов в цепь ООС (отрицательной обратной связи) операционного усилителя. При жестком ограничении уровень сигнала ограничивается внутри некоего диапазона. Это осуществляется включением на выход операционного усилителя диодов, включенных встречно-параллельно.

Я приведу схему устройства дистошн, в которой звук наиболее подходящий для “металлических” направлений. Он был испытан с разными типами гитар: “IBANEZ RG505”, “Honer Rock Wood”, “Fender Strutocastef, “Russ tone” и отечественными “Аэлита”, “Форманта” и показал неплохие результаты, но к последним, для создания хорошего эффекта, требовалось применять простой предусилитель. Схема этого устройства показана на рис. 4.

Сигнал с выхода электрогитары поступает через разделительный конденсатор С1 и резистор R1 на инвертирующий вход операционного усилителя. Резистор R5 создает обратную связь между выходом и входом DA1.

Рис. 1. Амплитуда сигнала

Рис. 2. Схема овердрайв

Рис. 3. Схема дистошн

Рис. 4. Схема предусилителя

Рис. 5. Схема предусилителя

К нему подключена цепь R6, С5, R7. С помощью резистора R7 регулируется дистошн. При плохой регулировке или отказе работы устройства, нужно поменять местами элементы R6 и С5. Далее усиленный сигнал ограничивается двумя диодами и поступает на выход.

Для нормальной работы устройства нужно подобрать резисторы R1 и R8, а также диоды по вольт-амперным характеристикам. Если дистошн имеет слабо выраженный эффект, можно воспользоваться предусилителем, изображенным на рис. 5. В устройстве желательно применить малошумящий операционный усилитель. Кроме перечисленных подходят еще К553УД2, К153УД1.. .К153УДЭ и т.д. В предусилителе стоит транзистор типа КТ3102, КТ315 (с любым буквенным индексом). Устройство собрано на печатной плате из одностороннего фольгированного текстолита размером 50×30 мм.

Слово" Искажения "воспринимается большинством людей крайне отрицательно, но как ни странно в музыкальной индустрии "искажения" нашли своё применение, особенно это касается электрогитар. Сейчас уже невозможно представить электрогитару без эффектов основаннных на принципе переусиления. Теперь немного подробнее об этих эффектах: когда сигнал с электрогитары попадает на вход предварительного усилителя в виде педали или на специальный гитарный усилитель мощности, происходит ограничение сигнала по амплитуде в результате сильной перегрузки, и к основному сигналу добавляются новые гармоники "искажения", которые и формируют новое звучание инструмента. Гармоники бывают чётными и нечётными. Чётные гармоники добавляют в сигнал полноту и теплоту звучания, а нечётные наоборот жесткость, зажатость и характерные металлические призвуки на высоких частотах. Так называемые усилители-ограничители ввиде педалей собираются чаще на полупроводниковой основе (транзистор, микросхема) из-за низкой себестоимости этих компонентов, такие приставки часто используют начинающие музыканты. Усилители и различные педали, собранные на лампах, любят использовать опытные и чаще профессиональные гитаристы. Ламповые усилители-ограничители создают и чётные и нечётные гармоники и сильнее окрашивают звук электрогитары на малых степенях ограничения, видимо из-за этого они так популярны до сих пор. Полупроводниковый усилитель-ограничитель создаёт всегда только нечётные гармоники и чаще используется для тяжёлых мызыкальных стилей. Резкий звук для экстремальных направлений в музыке считается вполне приемлемым. Большое значение для звука имеет тип ограничителя и то, на каких элементах он собран. Если мы будем использовать для этого только микросхемы и диоды на ограничение (традиционные схемы), то будет получен обычный звук дешёвой педали. Добиться приличного звучания, используя полупроводниковые приборы (транзистор,микросхема), можно, но только если это нестандартные схематические решения. Пример: дополнительный фильтр низких частот до ограничения, активные фильтры высоких частот после ограничения сигнала, эмитация работы 2-х тактного усилителя мощности в режиме ограничения сигнала, сам ограничитель собирать с использованием светодиодов или совсем обойтись без них, при этом схема значительно усложнится... И то, при этих ухищрениях ламповый эффект типа Distortion будет давать более живой и прозрачный звук, при более простой схемотехнике. Подобными хитростями мы только пытаемся приблизиться к звучанию ламп, а так как в полупроводниковой схеме фильтры высоких частот кроме нежелательных нечётных гармоник подавляют ещё и чётные, то звук по сравнению с лампой получается всё же более плоский и мутный, хотя многое зависит от инженерной мысли. При разработке схемы важно найти золотую середину, ни лампа, ни транзистор сами по себе не дадут желанный звук, без участия тех, кто разрабатывает этот эффект. Частотная коррекция является важным параметром для эффекта типа Distortion, но баланс чётных и нечётных гармоник всё же важнее. По этой причине довольно часто используется смешанная технология "Лампы-Микросхемы". Обычно при таком подходе функцию ограничения выполняет лампа, всё остальное реализовано на микросхемах. Вероятно, производители хотят иметь более дешёвую себестоимость изделия и компонентов, а собирать всё, включая различные фильтры для коррекции звука исключительно на лампах удовольствие достаточно дорогое. Несмотря на обилие на музыкальном рынке устройств типа Distortion, достаточно сложно достичь сразу определённого звука, даже одинаковые модели гитарных усилителей сделанные в разное время отличаются по звуку, хотя по настоящему хороших приборов не так уж много, и только опытный гитарист может быстро сделать для себя выбор. Проблемой для большинства производителей музыкальной электроники является тот факт, что у опытных гитаристов, как правило, уже давно есть своё оборудование, поэтому большинство производителей, к сожалению, делают недорогие приборы, расчитанные на начинающих музыкантов, звук которых далёк от идеала, но и здесь есть редкие и приятные исключения. В классификации по типам такого эффекта как Distortion присутствуют элементы путаницы. Для того чтобы лучше это понять поговорим об этих типах.

Общепринятая классификация эффектов типа Distortion.

Самый древний из "исказителей" это фуз (Fuzz). Его отличия: большое количество низких частот на выходе (из-за отсутсвия фильтра низких частот), довольно мутное и бубнящее звучание, но и этот эффект можно использовать со вкусом. Как раз с него и начинался долгий путь эволюции эффекта переусиления в виде отдельного блока (педали). Первые "Фузы" как правило собирались на 2-3-х германиевых транзисторах, которые в настоящий момент не распространены.

OVERDRIVE отличается мягким ограничением сигнала, звук достаточно прозрачный, на входе есть пассивный фильтр низких частот. Как правило в устройствах типа OVERDRIVE диоды в ограничителе включаются в цепь ООС (отрицательная обратная связь), это приводит к смешиванию условно чистого сигнала и преобразованного, поэтому полностью не подавляет атаку сигнала - схема построенная на этом принципе называется овердрайвом, хотя и здесь есть свои но... Например, некоторые производители называют свои устройства OVERDRIVE, хотя в их схемах диоды стоят на ограничение уже после разделительного конденсатора микросхемы(фирма DOD к примеру). Видимо этот класс устроиств принято делить ещё на тот уровень искажений, которые дают вышеназванные приборы. Следовательно, подобные устройства не дают много искажений, и расчитаны для игры ненавязчивых соло партий, и при игре аккордами из 3-х и более голосов. Ещё подобные устройства часто используют для дополнительной "раскачки" ламповых усилителей, так как схема OVERDRIVE достаточна проста, очень часто там используется 1 или 2 ОУ (операционный услилитель), и при таком простом решении уровень шума самой приставки ниже чем у более сложных устроиств класса "исказителей".

DISTORTION достаточно тяжело клиссифицировать, к этому классу можно отнести все эффекты построенные на принципах переусиления. Хотя чаще под этим названием музыканты видят прибор для получения большого количества искажений. Существует много типов эффектов переусиления с этим названием, и звуком они иногда довольно сильно отличаются друг от друга.


Дисторшн – это замечательно. Очень полезный эффект. Когда мне было 13 лет, у меня появился первый усилитель. Это был 10-ваттный басовый усилитель Epiphone. Басовый усилитель! Он выдавал сплошную кашу, и единственным его преимуществом была громкость. Не более того.

Но когда я впервые включил гитару в настоящий гитарный усилитель!… Вау!… У моей двоюродной сестры была розовая гитара Hello Kitty Squier Strat в комплекте с миниатюрным гитарным усилителем Squier. Мне было скучно, и я включил гитару в него. Ударил по струнам, и меня буквально отнесло на 10 футов силой звучания, сдобренного дисторшн. Это был отличный дисторшн!

Я целый час играл все фразы, которые только приходили мне на ум. Теперь-то они действительно звучали. из “Johnny B. Goode”, из “The House Is Rockin’”, из “Simple Man” – все это неожиданно обрело смысл. Все, что я делал до этого, можно было забыть. Наконец-то я понял, в чем дело.

К сожалению, это превратилось в зависимость.

Я дошел до того этапа, когда ручку гейна уже нельзя было выкрутить больше. Я не мог играть без искажения. Это был довольно печальный период моей жизни, о котором я не очень-то люблю вспоминать.

Но к счастью, однажды мне повстречался гитарист, прививший мне идею «вкуса», и я начал «слезать с иглы». Это было не так просто. Все, что я играл, казалось мне полным отстоем. Ни тон, ни грув не заводили. Мир рушился на глазах. Все казалось лишенным смысла. Но у меня был , который я позаимствовал у старшего брата друга, когда он решил бросить игру на тромбоне, и этот прибор стал моим первым помощником. Я занимался часами, днями, месяцами. Метроном давно уже сломался, но я не забываю о нем. Теперь его место занимает приложение на моем смартфоне. Приложение, которое я открываю очень часто.

Дисторшн – это, конечно, неплохо, но страшно то, что это превращается в своего рода эпидемию.

Если вам тоже доводилось переживать нечто подобное, знайте: вы не одиноки. Вы не жертва, а борец за жизнь. Давайте поговорим о тех случаях, когда дисторшн действительно приносит пользу, а параллельно и о тех, когда он только вредит.

Пауэр-аккорды

Пауэр-аккорды делают процесс игры на гитаре чем-то очень крутым . Вы включаете усилитель, играете две ноты, и все встает на свои места. Причины этого лежат в теории. между двумя нотами пауэр-аккорда называется квинтой. Это очень простой интервал в гармоническом плане. Когда вы добавляете звучанию дисторшн, это усложняет ноту гармонически. Поэтому объединяя гармонически простые ноты с гармонически сложным звучанием, вы буквально становитесь гитарным богом (Пример 1 ).

А вот музыкально сложные аккорды не всегда хорошо звучат с дисторшн. Джазовые и акустические гитаристы могут играть сногсшибательные аккордовые расширения, при этом каждая нота будет звучать кристально чисто. Здесь дисторшн только мешает.

Конечно, если вам вполне достаточно пауэр-аккордов, дисторшн – ваш хороший друг.

Пауэр-аккорды наоборот

Если вы зажмете две струны на одном и том же ладу, вы получите кварту. Это тоже пауэр-аккорд, но перевернутый с ног на голову (C–G это квинта, а G–C это кварта). А раз он состоит из тех же нот, что и стандартный пауэр-аккорд, то он подчиняется той же логике: простые ноты + сложное звучание = хорошо. Именно поэтому у меня так хорошо звучали фразы в духе Чака Берри (Chuck Berry) (Пример 2 ). Там часто встречается кварта, и в сочетании с овердрайвом получается просто идеально.

Выравнивание высоких нот

Дисторшн влияет не только на взаимодействие нот между собой, но и на длительность звучания отдельных нот. Конечно, вы должны стремиться к тому, чтобы уметь играть соло Pantera через Fender Twin на отметке 3 и не получать при этом мертвых нот, но ведь если нота не мертва, это еще не значит, что она жива! Когда вы играете высокие ноты на гитаре, вы часто слишком сильно атакуете струну медиатором, и гитара выдает ощущение меньшего сустейна. С сустейном-то все в порядке, но вы его просто не замечаете, потому что при каждом ударе по струне на вас обрушивается бомба.

Здесь дисторшн может помочь.

Дисторшн – это тот звук, который мы слышим, когда аудиоволна обрезается, что означает, что усилитель не может справиться с уровнем, поступающим в него, и обрезает верхи и низы волны, чтобы вывести сигнал. После процедуры срезания баланс медиаторной атаки и сустейна восстанавливается, а звучание выравнивается. Особенно это актуально для игры в высоких позициях на грифе.

Поэтому многие кантри-гитаристы используют . Это то же самое выравнивание, но без нежелательного (в их случае) эффекта искаженного тона (Пример 3 ).

Глушение струн

Когда усилитель и педали проводят звук через себя и возникает дисторшн, возникает эффект «освобождения». Это когда цепь освобождается от перегрузки. Слишком громкий сигнал понижается, а затем – когда уровень снижается до приемлемой точки – наступает фаза освобождения. Даже если поступающий от гитары сигнал становится тише, цепь сдерживает звук все меньше и меньше. В результате возникают странные призвуки, напоминающие работу насоса.

Возможно, это покажется вам сложным, но с этим эффектом можно легко экспериментировать, играя приемом (Пример 4 ).

Глуша струны ладонью, мы заставляем звук быстро затихать. Сигнал, проходящий через усилитель или педаль, представляет собой волну с большой амплитудой, за которой следует резко затихающее звучание ноты. Каждый раз, когда мы играем так, мы вызываем срезание волны, после чего идет тихий, но не полностью затухший звук, что и дает нам то самое чаг-чаг-чаг, так часто встречающееся во многих композициях.

Для этого нужен дисторшн. Без него медиаторные атаки не будут срезаться, и в итоге получится нечто очень странное. Думаю, вам больше нравится то, что дает дисторшн.

Искусственные флажолеты

Вам наверняка знаком тот пронзительный свист, который ваши любимые гитаристы время от времени высекают из струн? Один из способов получить это звучание – извлечь искусственный флажолет. По сути, это то же самое, что и флажолет на 12 ладу. Вы атакуете струну, а затем прикасаетесь к ней в том месте, где вибрация самая низкая. Разница лишь в том, что в случае искусственного флажолета вы делаете это одновременно: атакуете струну медиатором и прикасаетесь к ней большим пальцем, которым этот медиатор держите (Пример 5 ).

Здесь вам тоже понадобится дисторшн, потому что только так вы сможете получить более сложный в гармоническом плане тон, Я уже упоминал об этом в Примере 1, но думаю, тут стоит немного углубиться в детали. Каждая нота, которую вы играете, имеет серию обертонов, которые затихают с ростом высоты. Когда вы используете дисторшн, сигнал срезается, что ведет к выравниванию обертонов. Поэтому флажолет на седьмом ладу акустической гитары практически не слышен, а вот на электрогитаре он буквально кричит. Это дает вам больше возможностей по извлечению искусственных флажолетов.

Сыграйте ноту, расположив медиатор так, чтобы кончик большого пальца прикоснулся к струне сразу после атаки медиатором. В зависимости от ноты, которую вы играете, флажолеты располагаются на разных точках струны, поэтому поэкспериментируйте с местом атаки и выберите то, что вам нравится.

 

Если вы считаете себя зависимым от дисторшн, имейте в виду: все не так плохо! Вам никто не запрещает пользоваться этим замечательным эффектом, но постарайтесь делать это с умом. Ведь далеко не каждая композиция так уж нуждается в нем.

Мы уже с Вами поговорили в одном из предыдущих постов, а теперь пришло время познакомиться с эффектом под названием дисторшн . С английского языка это слово переводится, как искажение. По сути своего воздействия этот эффект похож на действие овердрайва.

Теоретические основы эффекта дисторшн

Взглянем на картинку и проанализируем её. Нарисованная пунктиром синусоида — это ни что иное, как звуковая волна.

Действие нашего эффекта заключается в том, что сигнал ограничивается по амплитуде. Он как бы срезает верхние «гребни» сигнала. Получается достаточно угловатый график звуковой волны.

В целом действие дисторшна похоже на овердрайв, но сигнал ограничивается довольно резко. Я бы сказал, что он обрубается или режется.

Для тех, кто хорошо знаком с электроникой, ниже представлена схема эффекта дисторшн Boss DS-1.

Схема примочки дисторшн


Звук с применением эффекта дисторшн характеризуется плотностью и тяжестью звучания, у гитары увеличивается сустейн (продолжительность звучания извлечённых нот), увеличивается количество гармоник. Получается такой жужжащий металлический звук. И чем больше Вы выкручиваете ручку «Gain» на примочке, тем тяжелее и монолитнее получается звук. Пример того, как можно настроить педаль дисторшн, Вы можете посмотреть на изображении ниже и использовать данные настройки на своей примочке.

Настройки педали Distortion

Эффект дисторшн получается путём перегруза усилителя. Чаще всего конструктивно исполняется в виде напольной педали. На таких педалях всегда есть ручка увеличения перегруза (Gain), а также различные вариации ручек настройки звуковых частот, тона и громкости. Эти педали являются, наверное, самыми востребованными у большинства музыкантов.

Применение эффекта дисторшн

Гитарный дисторшн получил широкое распространение в тяжёлой рок музыке. Музыку групп различных экстремальных стилей металла невозможно представить без жёстко звучащих гитар. У каждого гитариста этих групп есть в арсенале педаль Distortion какой-либо известной фирмы, либо они используют , где уже есть встроенный дисторшн. С распространением такого гитарного звучания изменилась и сама манера игры музыкантов, их звукоизвлечение. Развивалась скоростная медиаторная техника, различные варианты глушения и специальные приёмы игры на электрогитаре, которые мы будем изучать в дальнейшем.

Многие производители гитарного оборудования имеют в своей линейки продукции примочки дисторшн для гитары. Из наиболее известных можно выделить:


Vox Cooltron Bulldog Distortion



Статьи по теме