Оперативная память ddr4 какого производителя выбрать. Самое мощное компьютерное железо современности

- это один из важнейших компонентов компьютера, от которого напрямую зависит его быстродействие. Она является своего рода рабочей областью процессора системы, в которой сохраняется временная информация, позволяющая компьютеру быстро и корректно реагировать на изменяющиеся условия различных программ и приложений. Вся информация, содержащаяся в ОЗУ (оперативное запоминающее устройство), находится там до тех пор, пока не поступит следующая информация или пока компьютер не выключится. Именно объем, и скорость приема-передачи информации являются ключевыми факторами в выборе данного компонента системы.


Для того чтобы знать, как правильно выбрать оперативную память, необходимо учитывать тип и модель процессора и материнской платы ПК. Физический модуль оперативной памяти устанавливается непосредственно на материнскую плату, которая может поддерживать только определенные типы ОЗУ. Из этого следует, что между оперативной памятью, процессором и материнской платой существует постоянная взаимосвязь, и несоответствие одного из компонентов другому нарушается правильное функционирование всей системы. И если с системной платой и процессором все понятно – компьютер просто-напросто не запуститься с несоответствующим плате процессором, то RAM-память в большинстве случаев будет работать, однако при проблемах с совместимостью будет наблюдаться неприятная картина, проявляющаяся в неестественно медленной работе компьютера.


Для того чтобы не допустить ошибки, необходимо в первую очередь посетить официальный сайт производителя материнской платы, и узнать какой тип памяти поддерживается. Далее надо разобраться с техническими характеристиками ОЗУ, зная которые можно подобрать идеально подходящую системе память.

Тип оперативной памяти

На данный момент, самым востребованным типом памяти являются DDR-модули. Они различаются по следующим техническим параметрам:

DDR SDRAM – уже морально устаревший тип памяти. Имеет небольшую тактовую частоту в 400 МГц.
- DDR2 – довольно удачное решение, которое использовалось достаточно долгое время. Имеет с двух сторон по 120 контактов, пониженное, в сравнении с DDR SDRAM, энергопотребление в 1,8 В, а также повышенную до 1066 МГц тактовую частоту. На данный момент практически не используется в современных системных платах.
- DDR3 – современный тип оперативной памяти. При сниженной, в сравнении с предыдущими поколениями, цене, имеет намного лучшие показатели: энергопотребление 1,5 В, тактовая частота до 2400 МГц.
- DDR4 –следующий шаг в развитии. Имеет улучшенные показатели по всем параметрам, однако выпуск данного модуля памяти еще не начался.

Объём оперативной памяти

Это то количество информации, которое может одновременно содержать в себе ОЗУ. Из этого следует, что чем его больше – тем лучше. Однако необходимо определиться с типом выполняемой работы на компьютере, если это офисный компьютер, то объема в 2 Гб будет достаточно, а вот игровой компьютер с мощным процессором и видеокартой требует от 4 Гб объема ОЗУ. Также следует помнить, что объем ОЗУ свыше 3 Гб будет распознан и задействован только 64-разрядной операционной системой.


Тактовая частота
Один из основных параметров ОЗУ, от его величины непосредственно зависит скорость обмена данными с процессором и чем выше частота, тем будет быстрее быстродействие. Тактовая частота ОЗУ не должна превышать тактовую материнской платы, если будет иначе, то система может выдавать сбои. Например: модуль оперативной памяти DDR3-1600 МГц, вставленный в слот системной платы DDR3-1333 МГц, будет работать именно на тактовой частоте материнской платы, при этом стабильность работы не гарантируется. Также существует понятие как пропускная способность ОЗУ, которая непосредственно зависит от частоты оперативной памяти и ее соотношение с пропускной способностью процессора влияет на общее быстродействие всей системы. В идеале, сумма пропускной способности ОЗУ должна совпадать с таковой процессора. На примере это выглядит следующим образом: для процессора с пропускной способностью в 10600 Mb/s, рекомендуется устанавливать два модуля памяти с пропускной способностью 5300 Mb/s, которые в сумме образуют пропускную способность процессора.


Тайминги
Временные задержки ОЗУ, которые указываются в виде последовательных цифр, к примеру 5-5-5, каждая из которых отвечает за свой параметр:

CAS Latency - время рабочего цикла
- RAS to CAS Delay - время полного доступа
- RAS Precharge Time - Время предварительного заряда

От этих показателей зависит скорость работы ОЗУ, и чем они ниже, тем лучше. Однако с повышением тактовой частоты ОЗУ повышаются ее тайминги, а с понижением таймингов повышается стоимость оперативной памяти, поэтому следует исходить из допустимого бюджета при выборе оперативной памяти.


Напряжение ОЗУ
Показатель, определяющий потребляемую энергию для нормальной работы ОЗУ, а соответственно тепловое выделение. Стандартным показателем для DDR3 является 1,5 В, но оверклокерские модели ОЗУ могут иметь повышенное потребление и соответственно повышенное тепловыделение, из-за чего такие модули имеют радиаторные пластины. Напряжением питания можно непосредственно управлять из BIOS, но этого не стоит делать, так как модуль ОЗУ может выйти из строя, если тот не приспособлен к таким манипуляциям.


Производители ОЗУ
При покупке вещи, в первую очередь обращается внимание на производителя оной, и если бренд качественный, то и вещь в большинстве случаев не обманет ожиданий. Тоже самое касается и оперативной памяти. Из хорошо зарекомендовавших себя производителей ОЗУ можно выделить следующих:

Corsair
Transcend
OCZ
Kingston

Эти производители всегда предоставляют только качественный продукт, а также указывают реальные характеристики своих детищ. Также следует уметь читать маркировочный код продукта, по которому можно определить все характеристики модуля памяти. К примеру, Kingston KHX 2000C9AD3T1K2/4GX, из основных параметров можно прочитать следующие:

KHX – производитель и модель
2000 – рабочая частота
9 – время рабочего цикла CAS
D3 – тип модуля DD3
4G – объем памяти 4 Gb

Кроме всего выше перечисленного необходимо знать, что если используется более одного модуля ОЗУ, то оперативная память должна быть одного производителя с одной партии и с идентичными параметрами тактовой частоты, таймингов и объема. Только в таком случае можно добиться слаженной работы модулей оперативной памяти.


Оперативная память ПК и ноутбука одинаковы по техническим характеристикам и все вышесказанное подходит как для компьютера, так и для ноутбука. Различный у них только форм-фактор, и если у ПК это DIMM, то у ноутбука - SO-DIMM. С виду они отличаются размерами - SO-DIMM в два раза короче.


Основываясь на вышеизложенной информации, можно грамотно выбрать правильный модуль ОЗУ, главное не спешить с выбором и четко разобраться в параметрах процессора, материнской платы и оперативной памяти. Подобрав подходящую оперативную память, можно за умеренную сумму в разы повысить производительность компьютера.

Память DDR3 постепенно сдает свои позиции как наиболее массовая и для сборки новых систем уже не рекомендуется. Другое дело, если стоит задача модернизировать слегка устаревший компьютер, причем в рамках ограниченного бюджета. Понятное дело, подобные условия исключают из перечня вариантов максимально разогнанные комплекты памяти, и в нашем обзоре они не рассматриваются.

Примечательно, что в рамках платформы Intel гонка за мегагерцами особого смысла также не имеет. Исключением здесь являются достаточно специфические задачи, которые для большинства пользователей интереса не представляют. С другой стороны, разница в цене комплектов памяти одного объема, но с разной тактовой частотой исчезающе мала (в диапазоне от 2133 до 3000 МГц, разумеется). Так почему бы и не выбрать набор оперативной памяти пошустрее, на перспективу?

Совершенно иначе обстоит дело с новейшей платформой AMD . Из-за особенностей своей внутренней архитектуры, производительность процессоров Ryzen напрямую зависит от рабочей частоты шины памяти Infinity Fabric, следовательно, и ее контроллера. В свою очередь, частота последнего «привязана» к характеристикам установленных модулей и может быть увеличена за счет разгона.

Крайне неприятный нюанс выбора модулей памяти для Ryzen заключается в том, что далеко не любой комплект заработает в такой системе даже на своей номинальной тактовой частоте. Здесь уже проблема в особенностях архитектуры самих модулей. Кратко, рекомендации можно свести к двум советам: ориентируйтесь на одноранговые планки памяти и на самую свежую ревизию BIOS для материнской платы. Чем новее в ней протокол AGESA — тем лучше. Имейте в виду, двухранговая память с Ryzen всегда будет работать на пониженных частотах, а ранние версии указанного протокола «дружелюбно» воспринимают только модули, построенные на основе чипов Samsung. Причем не любых, а исключительно поколения B-Die.

Удачного апгрейда!

Лучшая оперативная память | Введение


Стандартная оперативная память подходит для стандартных систем, но читатели сайт всегда ищут чего-то большего. В данном материале мы постарались охватить комплекты памяти повышенной производительности в различных ценовых диапазонах. Некоторые комплекты дают больше пропускной способности для встроенной графики, некоторые - больше ёмкости для редактирования видео. Сегодня самым распространённым стандартом оперативной памяти для настольных ПК стал DDR4, он обеспечивает наибольшую скорость передачи данных и самую высокую ёмкость.

Лучшая оперативная память | Сводная таблица


Patriot Viper RGB DDR4-3600 16GB Patriot Viper 4 DDR4-3400 16GB Corsair Vengeance RGB Pro DDR4-3200 G.Skill Trident Z DDR4-3000 32GB

Цена, руб. 16500 10400 30500 22500
Модель PVR416G360C6K PV416G340C6K CMW32GX4M4C-3200C16W F4-3000C15D-32GTZ
Ёмкость 16 Гбайт (2 х 8 Гбайт) 16 Гбайт (2 х 8 Гбайт) 32 Гбайта (4 х 8 Гбайт) 32 Гбайта (2 х 16 Гбайт)
Скорость передачи данных DDR4-3600 (XMP) DDR4-3400 (XMP) DDR4-3200 (XMP) DDR4-3000 (XMP)
Тайминги 16-18-18-36 (2T) 16-18-18-36 (2T) 16-18-18-36 (2T) 15-15-15-35 (2T)
Напряжение 1,35 В 1,35 В 1,35 В 1,35 В
Гарантия На весь срок службы На весь срок службы На весь срок службы На весь срок службы

Team Group Night Hawk DDR4-3000 HyperX Predator RGB DDR4-2933 G.Skill Ripjaws 4 DDR4-2666 64GB

Цена, руб. н.д. 23800 н.д.
Модель THRD416G3000-HC16CDC01 HX429C15PB3AK4/32 F4-2666C16Q2-64GRB
Ёмкость 16 Гбайт (2 х 8 Гбайт) 32 Гбайта (4 х 8 Гбайт) 64 Гбайта (8 х 8 Гбайт)
Скорость передачи данных DDR4-3000 (XMP) DDR4-2933 (XMP) DDR4-2666 (XMP)
Тайминги 16-18-18-38 (2T) 15-17-17-39 (2T) 16-16-16-36 (2T)
Напряжение 1,35 В 1,35 В 1,20 В
Гарантия На весь срок службы На весь срок службы На весь срок службы

Лучшая оперативная память | Общие принципы выбора

Не имеет значения, собираете ли вы новую систему или модернизируете старый ПК, выбор оптимального набора оперативной памяти зависит как от аппаратной платформы, так и от программного обеспечения, с которым вы собираетесь работать. К счастью, за последние годы выбор заметно упростился благодаря повсеместному внедрению RAM типа DDR4. Память предыдущего поколения типа DDR3 в последний раз использовалась в настольных платформах с процессорами Intel Core 6-го поколения Skylake и с чипами AMD для сокетов AM3+ и FM2+. Переход на платформы Intel Kaby Lake и AMD AM4 сделал память типа DDR4-2133 совместимой практически с любой материнской платой, которую можно найти на прилавках магазинов. И лишь иногда на распродажах можно встретить устаревшие платы под DDR3.

При этом важно понимать, когда установка более быстрой памяти действительно имеет принципиальное значение. Если у вас система на платформе Intel с дискретной видеокартой, в большинстве программ разница между чуть более быстрой и чуть более медленной RAM будет незаметна. Исключение составляют лишь некоторые игры и такие программы, как архиваторы.

В то же время процессоры AMD современной архитектуры значительно больше зависят от скорости ОЗУ. Внутренняя шина Infinity Fabric, связывающая различные блоки внутри чипов Ryzen тесно привязана к скорости работы шины памяти, поэтому использование более быстрой памяти на платформах Ryzen и Threadripper обычно приводит к реальному росту производительности. В частности, для игр это означает более высокую частоту кадров в таких популярных разрешениях, как 1080p, а также более плавное изображение в повышенных разрешениях.

Наконец, скорость оперативной памяти имеет большое значение, если вы используете встроенную в процессор графику не важно, будь то чип от AMD или от Intel. Поскольку интегрированный ускоритель обычно не имеет выделенной памяти, как у дискретной видеокарты, и использует в качестве кадрового буфера системную память, повышение её частоты обычно повышает и производительность, хотя реальный прирост зависит от конкретной игры. Поэтому если вы хотите играть в популярные игры на подобных системах, стоит приобрести более быструю RAM. Впрочем, вместо дорогой памяти имеет смысл подумать о покупке дискретной видеокарты.

Подытожим. Более быстрая память нужна в случаях, если вы играете на встроенной графике, если у вас система на базе AMD Ryzen или если вы работаете с требовательными к скорости ОЗУ приложениями на системах Intel. Однако если вы не ставите целью добиться максимальной производительности, практически с любой современной системой будет совместима память типа DDR4-2133.

16 Гбайт достаточно для большинства случаев. Программы становятся всё объёмнее и требовательнее, обычным делом стало видео в разрешениях 1080p и 4K, игровые файлы постоянно увеличиваются, а интернет-сайты всё тяжелеют. Однако при этом 16 Гбайт оперативной памяти всё ещё будет достаточно для большинства игр и приложений, хотя работающим с очень требовательными задачами придётся заплатить вдвое больше за 32 Гбайта ОЗУ.

Радиаторы выглядят красиво, но часто они просто не нужны. Оперативная память обычно не нагревается до такой температуры, когда требуется дополнительное охлаждение - если только вы на занимаетесь экстремальным разгоном. При стандартных скоростях и настройках она прекрасно обойдётся без радиаторов. Но, конечно, если у вас корпус с прозрачными стенками, вам наверняка захочется сделать его начинку как можно более эффектной.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

В набор основных компьютерных комплектующих так же входит оперативная память. Она используется для хранения информации во время выполнения различных задач. От типа и основных характеристик оперативной памяти зависит стабильность и скорость работы игр и софта. Поэтому выбирать этот компонент необходимо внимательно, предварительно изучив рекомендации.

В выборе ОЗУ нет ничего сложного, нужно лишь знать ее самые важные характеристики и рассматривать только проверенные варианты, поскольку все чаще в магазинах встречаются подделки. Давайте рассмотрим несколько параметров, на которые следует обратить внимание перед покупкой.

Оптимальное количество памяти ОЗУ

Выполнение различных задач требует разное количество памяти. ПК для офисной работы хватит 4 ГБ, что позволит также комфортно работать на 64-разрядных ОС. Если вы используете планки общим объемом менее 4 ГБ, то на компьютер стоит устанавливать только 32-разрядные ОС.

Современные игры требуют не менее 8 ГБ памяти, поэтому на данный момент это значение является оптимальным, но со временем придется докупить вторую плашку, если собираетесь играть в новинки. Если вы планируете работать со сложными программами или собираете мощную игровую машину, то здесь рекомендуется использовать от 16 до 32 ГБ памяти. Более 32 ГБ требуется крайне редко, только при выполнении очень сложных задач.

Тип оперативной памяти

Сейчас производится компьютерная память типа DDR SDRAM, а разделяется она на несколько спецификаций. DDR и DDR2 – устаревший вариант, новые системные платы не работают с данным типом, а в магазинах становится сложно найти память данного типа. DDR3 все еще продолжает активно использоваться, работает на многих новых моделях системных плат. DDR4 является самым актуальным вариантом, рекомендуем к приобретению оперативную память именно этого типа.

Типоразмер ОЗУ

Очень важно уделить внимание габаритным размерам комплектующего, чтобы случайно не приобрести не тот форм-фактор. Для обычного компьютера характерен размер DIMM, где контакты располагаются по обе стороны планки. А если встречаете приставку SO, то плашка имеет другие размеры и используется чаще всего в ноутбуках, но иногда может встречаться в моноблоках или небольших компьютерах, поскольку размеры системы не позволяют установить DIMM.

Указанная частота

Частота ОЗУ влияет на ее быстродействие, однако стоит обратить внимание, поддерживает ли ваша материнская плата и процессор необходимые вам частоты. Если нет, то частота опустится до той, которая будет совместима с комплектующими, а вы просто переплатите за модуль.

На данный момент самыми распространенными на рынке являются модели с частотами 2133 МГц и 2400 МГц, однако их цены практически не отличаются, поэтому покупать первый вариант не стоит. Если вы видите планки с частотой выше 2400 МГц, то здесь нужно учесть, что такая частота достигается благодаря ее автоматическому увеличению с помощью технологии XMP (eXtreme Memory Profile). Далеко не все материнские платы ее поддерживают, поэтому стоит быть внимательным во время выбора и покупки.

Время между операциями

Чем меньше время выполнения между операциями (Тайминги), тем быстрее будет работать память. В характеристиках указывается четыре главных тайминга, из которых основным является значение латентности (CL). DDR3 характерна латентность 9-11, а для DDR 4 – 15-16. Значение повышается вместе с частотой оперативной памяти.

Многоканальность

ОЗУ способна работать в одноканальном и многоканальном режиме (двух, трех или четырехканальном). Во втором режиме запись информации происходит одновременно в каждый модуль, это обеспечивает увеличение быстродействия. Системные платы на DDR2 и DDR не поддерживают многоканальность. Покупайте только одинаковые модули, чтобы включить данный режим, нормальная работа с плашками разных производителей не гарантируется.

Для включения двухканального режима вам потребуется 2 или 4 планки ОЗУ, трехканального – 3 или 6, четырехканального – 4 или 8 плашек. Что касается двухканального режима работы, то его поддерживают практически все современные системные платы, а остальные два – только дорогие модели. Во время установки плашек присмотритесь к разъемам. Включение двухканального режима осуществляется методом установки планок через один (часто разъемы имеют разный цвет, это и поможет правильно подключить).

Наличие теплообменника

Наличие данного компонента необходимо далеко не всегда. Сильно греется только память DDR3 с высокой частотой. Современные DDR4 холодные, а радиаторы используются только как декор. Сами же производители хорошо так завышают цену на модели с таким дополнением. Именно на этом мы и рекомендуем экономить при выборе платы. Радиаторы также могут мешать при установке и быстро засоряться пылью, это усложнит процесс очистки системного блока.

Обратите внимание на модули с подсветкой на теплообменниках, если вам важно иметь красивую сборку с освещением всего, что только можно. Однако цены на такие модели очень сильно завышаются, поэтому придется переплатить, если все-таки решили обзавестись оригинальным решением.

Разъемы на системной плате

Каждому перечисленному типу памяти соответствует свой тип разъема на системной плате. Обязательно сравните эти две характеристики при покупке комплектующих. Еще раз напомним, что системные платы для DDR2 уже не производится, единственное решение – подобрать устаревшую модель в магазине или выбирать из б/у вариантов.

Лучшие производители

На рынке сейчас не так много производителей оперативной памяти, поэтому выделить лучших не составит большого труда. Компания Crucial производит оптимальные модули. Каждый пользователь сможет подобрать идеальный вариант, цена также приятно удивит.

Самым популярным и узнаваемым брендом считается Corsair. Они производят хорошую память, однако цена на ее может быть немного завышена, а большинство моделей имеют встроенный радиатор.

Еще стоит отметить Goodram, AMD и Transcend. Они производят недорогие модели, которые хорошо себя показывают, долго и стабильно работают. Стоит только обратить внимание, что AMD чаще всего конфликтует с другими модулями при попытке включить многоканальный режим. Не рекомендуем к приобретению Samsung из-за частых подделок и Kingston – по причине плохой сборки и низкого качества.

Мы рассмотрели основные характеристики, на которые стоит обратить внимание при выборе оперативной памяти. Ознакомьтесь с ними, и вы точно сделаете правильную покупку. Еще раз хочется обратить внимание на совместимость модулей с материнскими платами, обязательно учтите это.



Статьи по теме