Кейс-технология в образовательном процессе и ее влияние на формирование межкультурной языковой коммуникативной компетенции. Кейс – технологии в учебном процессе

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Использование инновационных технологий обучения, начавшись на рубеже 2000-х годов в вузах, постепенно дошло и до средней школы. Факторами, подталкивающими педагогов к использованию новых, более эффективных технологий обучения, выступают как длящаяся вот уже почти 10 лет реформа среднего образования в России, так и необходимость оптимизировать процесс преподнесения знаний «изнутри». Опыт использования кейс-технологий показал, что они являются одним из наиболее эффективных инструментов не только передачи, но и активного усвоения новых знаний и их применение актуально не только в высшей школе, но и в средней.

Новый метод с давней историей

Начало использованию кейс-технологий положили в далекие 1920-е годы ученые Бизнес-школы Гарварда. В то время это было связано с потребностью студентов-юристов и экономистов в разработке и анализе практического материала, причем такого, который заставляет подумать, включить логику. Само название технологии произошло от латинского термина «casus», под которым понимают нестандартную, трудноразрешимую ситуацию. Еще в 50-е годы прошлого столетия на Западе этот метод был признан одним из наиболее эффективных методов бизнес-коучинга, и была поставлена задача адаптации его под другие сферы научного знания.

Впрочем, в использовании кейсов в школьном преподавании сразу же столкнулись с проблемой «коллективного мышления», когда и в решении нестандартных задач школьники тянулись за «лидером», подражали его ходу мысли, а самостоятельно развить свою не могли. Выход был найден в увеличении числа кейсов, предлагаемых одноклассникам: теперь каждый школьник корпел над собственной задачей, и «списывать» у «лидера» стало контрпродуктивно.

Приход в Россию

В систему среднего образования РФ технология кейсового обучения пришла в конце 1990-х. Сегодня она активно внедряется в среднее образование, и даже предпринимаются попытки предлагать кейсы младшим школьникам (правда, не всегда удачные).

Осознание актуальности обращения к кейсам пришло с пониманием того, что бездумное повторение за учителем, механический пересказ текста, «линейные» ответы на вопросы педагога являются не только образовательным «тупиком», но и серьезной методологической проблемой, отказ от решения которой приводил к снижению образовательного уровня в целом.

В то же время, социально-экономическая, политическая и духовная ситуация в стране на рубеже веков требовала активного усвоения подрастающим поколением уроков, актуализировала необходимость мыслить нестандартно и самостоятельно. Эта актуализация стала хорошей питательной средой для активного взращивания кейсового обучения.

Структура типичного кейса для школы

Сегодня около ¾ используемых в практике школьного преподавания в России кейсов совмещают следующие элементы:

  • Ролевая игра. Например, возможно такое задание: «представьте, что вы находитесь в «Галерее лиц» Ф.М. Достоевского. Каким лицом вы бы хотели в ней быть? Что бы вы ответили другим «экспонатам» Галереи на вопрос: «В чем жизни смысл?».
  • Проектный метод. Например, «составьте со своей командой фотоколлаж на тему «Галерея лиц» Ф.М. Достоевского». Подпишите каждый «экспонат» галереи.
  • Ситуативный анализ. Например, «представьте себя в качестве Алеши Карамазова. Родион Раскольников пригласил вас на чай. С чего бы вы начали диалог?».

Нередки случаи, когда кейсы содержат всего лишь одну проблему и называют три-четыре подхода к ней. Школьнику нужно выбрать один и аргументированно отстоять его. Совершенно необязательно, чтобы кейс описывал всего лишь одну ситуацию-затруднение: в отличие от традиционных образовательных заданий, они имеют поливариантное решение и огромное количество равнозначимых путей для решения задачи.

Центральное место в структуре кейса занимает аналитическая трактовка описываемой реальной ситуации, не только вскрывающая практические проблемы, но и актуализирующие комплекс специальных знаний (владения, навыки, умения и т.п.), который необходимо задействовать для успешного решения конкретной проблемы.

Применяем на практике — значит, усиливаем интерес

Одной из важнейших целей кейс-обучения является выработка у учащихся умений свободно ориентироваться в реалиях окружающей действительности и применять полученные знания в практической деятельности. Для этого педагогу необходимо сначала усилить познавательный интерес к предмету, а уж это, в идеале, приведет и к возрастанию социальной активности, и к умению слушать себя и других, и к потребности, выражаясь словами педагога-новатора , «радоваться миру».

Опыт показал, что при использовании кейсовых методик обучения у детей из начальной школы происходит и проблемного видения ситуации, умение отстаивать свою точку зрения и предлагать альтернативные варианты решения проблемы. Соответственно, учителю необходимо показать, как правильно анализировать информацию, производить ее отбор для выполнения конкретной задачи, ставить цели и добиваться их достижения.

Стоит ли преподавателю развивать навыки командной работы или действовать индивидуально? Ответ на этот вопрос педагог найдет… в детях, с которыми ему предстоит работать. Если они достаточно коммуникативны, умеют презентовать свое мнение в небольшой команде одноклассников, склонны к , наконец, хорошо мотивированны на результат — надо пробовать работать в команде. Правда, при этом нужно быть готовым к тому, что такая работа займет больше времени (не менее 20-25 минут от урока), нежели индивидуальные задания.

Важным нюансом кейсовых заданий является то обстоятельство, что совокупность фактов, цепочка событий открываются для анализа в связи с конкретной ситуацией на конкретный момент времени. Педагогу следует помочь школьникам вступить в игровое взаимодействие, чтобы «погрузиться» в событие и по итогам такого погружения принять некое логико-рациональное решение. Достигается оно в большинстве случаев в коллективном взаимодействии на «полигоне идей», коим является работа в классе.

Основные методы кейс-технологий

Можно выделить шесть методов работы с кейсами для средней школы:

· Кейс-инцидент — произошло некое из ряда вон выходящее событие, и нужно найти решение, позволяющее погасить его последствия.

  • Ситуационно-ролевые игры, например, игра «Суд присяжных», когда одна половина класса «оправдывает» Моцарта, а другая — Сальери. В качестве пояснения к данному методу хочется отметить, что , чтобы «защитники» не симпатизировали тому, кого защищают — в этом случае достигается большая эффективность.
  • Ситуационный анализ — в случае применения этого метода целесообразно будет предложить группам школьников из одного класса одну и ту же ситуацию, но в разные исторические моменты (к примеру, борьбу крестьянства за свободу в 1770-е, 1861-м и 1905-м годах).
  • Разбор деловых писем.
  • Метод игрового проектирования. Основная его цель — в ходе игрового процесса самостоятельно смоделировать ситуации для кейсовых заданий. Наибольшую эффективность от использования этого метода можно получить, предлагая его ученикам 10-11 классов.
  • Метод дискуссии — применяется при достаточной подготовленности класса к аргументированному отстаиванию своей точки зрения. Опыт показывает, что включать этот метод в работу можно примерно через 3-4 месяца после начала работы с кейсами.

Начиная работать с кейсами в первый раз, учитель всегда боится неизвестности: как воспримет класс это новшество? Будет ли обратный отклик? Не станут ли дети хуже учиться? Ответить на эти вопросы довольно трудно, но педагог должен попробовать: в большинстве случаев отклик класса превзойдет все самые смелые ожидания!

Сколько времени стоит уделять работе с кейсами и как часто их использовать? Опыт показывает, что от 10 минут в начале работы с этой технологией, на стадии привыкания класса к ней до 25-30 минут, когда школьники уже освоились и позитивно воспринимают такой вид работы. Желательно работу с кейсами проводить через урок (не реже), а на таких предметах, как история и обществознание допустимо и каждый урок.

Отдельно стоит сказать о задавании кейсов на дом. Поскольку это все-таки командная работа, такие домашние задания должны быть «долгосрочными», то есть задаваться за 2-3 недели до отчета по ним. Разумеется, слишком частить с кейсами не стоит: одного подобного задания в месяц будет вполне достаточно.

Помните, что кейс-технологии призваны сформировать, в первую очередь, новые качества и умения, а уж потом — закрепить знания, они связаны с интерактивом, а потому, работая с кейсами, не старайтесь слишком строго оценить фактические знания. Выставить отметку за интересную логику рассуждения и нестандартное мышление значительно сложнее, но ради развития своих учеников стоит попробовать это сделать.

Особое внимание стоит уделить развитию в воспитанниках умения обращаться к фактуре, теоретическому материалу. Для этого у каждого ученика должна быть, разумеется, определенная «база», которую учителю и надо попробовать сформировать до начала работы с данной методикой.

Стоит ли применять технологию в младшей школе?

Этот вопрос давно стоит на повестке дня, поскольку если в средней школе кейс-технологии доказали свою эффективность, то в начальной, во-первых, само составление задач вызывает ряд трудностей для учителей, а во-вторых, составленные кейсы вызывают трудности восприятия у детей.

Так, наиболее сложны для реализации технологии кейсов уроки чтения, ведь именно на них текст подводит детей к той или иной мысли. Если учитель видит, что класс достаточно силен, можно попробовать поэтапно ввести технологию кейсового обучения и для школьников 1-4 классов. Начинать нужно с заданий первой степени сложности, подразумевающей наличие практической ситуации и решения. Дети должны понять, подходит решение для конкретной ситуации или нет.

Вторая степень сложности предполагает необходимость нахождения решения для имеющейся ситуации. Например, можно сравнить точку зрения писателя, высказанную им в произведении, с его реальными взглядами на жизнь, попробовать на основании данных его биографии обнаружить сходства и различия.

Третью степень сложности есть резон применять не раньше чем в 3-4 классах. К предложенной ситуации школьники должны сами сформулировать проблему и наметить пути ее решения.

Основные правила решения кейсов

Педагогу перед работой с кейсами в классе рекомендуется объяснить школьникам, что для успеха этой работы вначале нужно самостоятельно прочесть материал, ознакомиться с дополнительной литературой. Следует подчеркнуть, что единственно верного ответа при данной форме работы просто не существует, решений у одного кейса может быть множество, и все их можно и нужно выдвигать, обсуждать и аргументировать.

Начинать решение кейса стоит с выявления проблемы, ключевого места конкретной задачи. Если кейс решается в составе команды из 5-7 человек (это оптимальное число обучающихся для работы по рассматриваемой технологии), целесообразнее всего выделить на его решение 20 минут времени урока, причем в заключительные 5 минут ответ должен быть сформулирован и записан.

Лучшие предметы для внедрения технологий кейс-обучения — литература и история. Ситуативные кейсы, используемые на данных уроках, чаще всего будут включать в себя задачи:

  • Определения проблем и перспектив взаимоотношений между лицами, живущими в одну историческую эпоху или главными героями произведения
  • Анализа или составления маршрута следования героя или временного развития исторического события
  • Заполнения таблиц хронологии событий.

К вопросу о том, какие кейсы использовать — составленные самим или позаимствованные — до сих пор не существует однозначного подхода. Если в вузовском образовании РФ поначалу приветствовались и активно использовались переводные западные кейсы, то в школе с начала 2000-х годов внедряются уже самостоятельно разработанные или адаптированные под школьный уровень образования задания, которые уже больше соответствуют целям обучения российских школьников.

Размер имеет значение!

Включая школьников в работу с кейсами, важно сориентировать их на то, что задания могут быть абсолютно разными по объему: от ситуаций, описание которых занимает 1-2 страницы текста до т.н. «полных кейсов», объем которых нередко достигает 20 страниц!

Разумеется, дабы подготовить учащихся к новому для них виду деятельности, не «запугать» их, учителю стоит предложить для начала попробовать свои силы с мини-кейсами на 2-4 тысячи символов текста. Такой относительно небольшой материал можно разобрать в классе в качестве дополнения или иллюстрации к теоретическому материалу, разбираемому на уроке. Такой кейс часто снабжается вопросами, ответ на который нужно подготовить за 5-10 минут. Пример подобного кейса — на уроке истории учащимся 10-11 классов может быть дан раздаточный материал с сокращенным текстом песни Игоря Талькова «Стоп, думаю себе!», учащиеся должны дать ответ на вопрос, о каких исторических личностях говорится в следующих отрывках:

«Вот и все, развенчан культ вождя-тирана!» (Сталин)

«А затем схватил штурвал кукурузный гений» (Хрущев)

«…Помахал и передал вскоре эстафету

Пятикратному Герою…» (Брежнев)

Основная задача учителя в данном случае — не подсказать обучающимся правильный ответ напрямую, а дать возможность вспомнить забытые факты, через которые возможен выход на правильное решение!

Постепенно, через урок-два после начала решения мини-кейсов, стоит переходить к сжатым кейсам объемом до 6 страниц, над решением которых на уроке трудится весь класс, поделенный на группы по 5-8 человек в каждой. Примером кейса среднего объема, который с успехом можно использовать на уроке литературы в 10-11 классе, может быть такой: «Михаил Булгаков говорил, что хочет быть похож на двух героев своего главного романа. {Далее идет небольшое «наводящее» описание романа} Задание 1. Определите, что это за герои? Задание 2. Поясните свою позицию. Задание 3. Почему Вы считаете, что этот роман является для писателя главным?».

Поясню, что речь идет об одной из поздних статей Булгакова, где он писал, что всегда хотел оказаться на месте Мастера и влюбиться в Маргариту. То есть решение данного кейса есть, и оно однозначно. Однако учитель должен выслушать точки зрения представителей всех команд, и даже если предлагается неправильное решение кейса (не такое, какое «дал» Михаил Афанасьевич), но приводится логическое объяснение, поощрить членов команды за логику рассуждения.

Наконец, вести работу с полными кейсами (до 30 страниц текста) целесообразно только с учениками 8-9 класса и старше, задавая эту работу на дом и отводя на ее выполнение примерно неделю. Итогом такого рода «заочно-командной» работы школьников должна стать информативная презентация с обстоятельным, на 15-20 минут выступлением по ней в классе. В качестве кейса здесь может выступать отрывок текста или статья целиком, из которой нужно вычленить проблемные моменты. Так, для урока литературы в 10 классе в качестве кейса можно представить письмо Раскольникова к Сонечке Мармеладовой, а как задание к кейсу — описание морального облика совершившего убийство, но вставшего на путь духовного возрождения человека.

Используйте разнообразие форм кейсов

Педагогу, освоившему работу с кейсовым обучением, не стоит ограничивать себя и воспитанников только бумажными раздатками. Очень удачной педагогической находкой будет совмещение бумажных и видеокейсов (фрагментов фильмов («Матрица», к примеру), видеоклипов (Майкл Джексон, «Earth Song») или мультфильмов с философским подтекстом (таких немало произведено на студии Pixar) с зачитываемыми и воспроизводимыми на слух.

Если же кейсы будут отличаться друг от друга еще и по структуре: на первом занятии будут структурированными (содержащие четкие, конкретные, упорядоченные данные и предполагающие столь же четкий ответ), на следующем — неструкурированными (содержащими обилие данных и дающих простор для творчества), а на третьем — первооткрывательские (проверяющие способности подростков мыслить нестандартно, что полезно, например, при отборе учеников на предметную Олимпиаду) — это продемонстрирует просто высший пилотаж учителя. Что, конечно, позволит ему добиться двух главных целей: удержать внимание класса на должном уровне и творчески освоить нестандартные, нетипичные, но весьма нужные уроки Жизни.

Вместо заключения

Конечно, подготовка кейсов требует от учителя недюжинных творческих способностей и наличия свободного времени: не менее 10-15 часов в месяц. Однако плюсы от использования кейсового обучения с лихвой компенсируют эти затраты: дети станут более самостоятельными, им будет легче освоить школьный материал, а, самое главное, взрослая жизнь уже не будет им казаться такой сложной и оторванной от того, чему учили в Школе!

ЯРОСЛАВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ -

филиал государственного образовательного учреждения

«Московский государственный университет путей сообщения»

На основе широкого анализа разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, был отобран ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Одной из таких технологий является «Кейс-метод»

Методическая служба Ярославского железнодорожного техникума предлагает вниманию методистов и преподавателей средних профессиональных учебных заведений описание данной из таких технологий, а также практические рекомендации из опыта работы преподавателей техникума.

Для использования, размножения, переработки необходимо подавать заявки в

техникум-филиал МИИТ

г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон

Введение

Основные понятия

Кейс – метод в образовательном процессе

Виды и типы кейсов

Методика использования кейс – метода в учебном процессе

Основные подходы при составлении кейсов и работы с ними

Определение целей обучения кейс – методом

Методические указания по анализу кейсов

Примеры практического использования метода

Литература


ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в профессиональном образовании уделяется значительное внимание созданию условий для повышения качества и уровня профессиональной подготовки. Обучение должно быть ориентированно на развитие способности решать конкретные жизненные ситуации.

Специалист высокого качества (профессионал) - это тот, кто обес­печивает высокий результат труда в любых усло­виях. У такого специалиста в одинаковой степени развиты аналитиче­ское и креативное мышление: аналитическое опирается в основном на знания, креативное - на навыки и возможность быстрого моделирова­ния процесса принятия решения в нестандартных ситуациях. Традици­онное обучение доносит до будущих специалистов в основном инфор­мацию (знания), формируя их только наполовину, если не на треть. Знаний стало так много, а профессиональные навыки стали столь многообразными и даже изощренными, что знания в полном объеме стало невозможно передать, а качество подготовки специалиста на необходимом уровне стало невозможно сформировать традиционными средствами.

Интерактивные методы в современ­ном обучении - единственная возможность для неопытного молодого человека «подержать в руках» технологии, описываемые в теории.

Эффективным методом обучения, отвечающим требованиям работодателей, в настоящее время яв­ляется метод кейсов, т. е. рассмотрение конкретных случаев деловой практики. Данный метод обучения, позволяет подготовить конкурентоспособных специалистов.

Среди интерактивных методов обучения кейс-стади занимает осо­бое место. С одной стороны, обучение на основе анализа бесчисленного множества ситуаций старо как мир. С другой стороны, современный производственный опыт так многогранен, что на его изучение, осмысле­ние и запоминание уйдет слишком много времени, и подготовка спе­циалиста будет просто невозможна.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе.

Обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

Основные идеи педагогической технологии заключаются в следующем:

Подготовить специалистов с развитыми аналитическими, практическими, коммуникативными и социальными навыками;

Адаптировать студентов к новым условиям жизни и рынка труда в современном обществе

Таким образом, кейс-стади – это комплексный инструмент обучения действием.

Необходимо заметить, что различаю два подхода к понятию кейс технологии.

Первый подход.

Кейс - от англ. case – «портфель». Это самый распространенный вид дистанционного обучения. Каждого студента обеспечивают учебно-практическими пособиями по всем изучаемым дисциплинам. В «портфель» входят учебные компьютерные диски, аудио - и видеокассеты , обычные книги, а также тесты по каждому разделу изучаемого предмета.

Второй подход.

Кейс-метод - это метод интерактивного обучения на основе реальных ситуаций.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Кейс - это описание реальной ситуации. Кейс - это «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии TRUE LIFE).

Кейс - это события, реаль­но произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные автора­ми для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, «сподвигнуть» студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию реше­ния.

Кейс - это «моментальный снимок реальности», «фотография действи­тельности».

Кейс - не просто правдивое описание событий, а единый информацион­ный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Кейс - метод – это интерактивное обучение, которое предусматривает создание «фокус группы», проектные технологии, тренинги т. п.

Кейс - стади (анализ ситуаций) – это технология, которая позволяют воспроизвести деятельность человека на определенной позиции в конкретной области деятельности.

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" студентов к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Особенностью кейс - метода обучения является его образовательная от­крытость с одной стороны, а с другой, замкнутость и жесткость в результа­тивности обучения.

Различают два вида источников кейсов:

Базовые или первичные

Жизненная практическая ситуация;

Образование, т. к. оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, которые потом интегрируются в кейс-методе;

Вторичные

Научные и статистические материалы, социальные опросы;

Анализы научных статей, монографий;

ИНТЕРНЕТ и его ресурсы.

Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позво­ляет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придет­ся столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения ана­лизировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

Соответствовать четко поставленной цели создания,

Иметь соответствующий уровень трудности,

Иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни,

Не устаревать слишком быстро,

Иметь национальную окраску,

Иллюстрировать типичные ситуации,

Развивать аналитическое мышление,

Провоцировать дискуссию.

КЕЙС- МЕТОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Основу технологии составляет набор кейсов, содержащий информацию о конкретной задаче или проблеме, на базе которой путем теоретического анализа на основе полученных и имеющихся знаний делается вывод о дальнейшем практическом решении и применении полученных результатов.

Кейс (Case study) - метод анализа ситуаций. Суть его в том, что студентам предлагают осмыслить и проанализировать реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Метод кейсов - это вид подготовки решения и обуче­ния его принятию с использованием анализа параметров конкретных ситуаций, взятых из практической деятельности. Кейсы позволяют обу­чающимся и специалистам повысить аналитическое мастерство, обос­новывая и аргументированно защищая свою позицию в процессе дискуссий, находить наиболее рациональные меры, исходя из заданной си­туации. Метод кейсов является инструментом, с помощью которого облегчается и улучшается обмен идеями при выработке ответственных действий.

Кейс-метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса. В нем дается наглядная характеристика практической проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Наконец по критерию практичности он представляет собой чаще всего практически-проблемный метод.

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Кейс, предполагает решение проблемы, и при этом существует множество альтернатив, нет единственного решения. Кейс - это не хорошо сформулированная проблема, скорее всего это проблема "спрятанная" за массой фактов и событий. Обучение поиску и формулировке проблемы является принципиальным в кейс методе обучения.

Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс-метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций - области, при которой переход от незнания к знанию становится естественным звеном, зоной его активного развития.

Кейс представляет собой некоторую ролевую систему . Под ролью понимают совокупность требований, предъявляемых к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в его крайнюю ролевую форму - игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

В чем заключается особенности данного метода?

Во-первых , метод предназначен для получения знания не по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична т. е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию их в проблемном поле.

Во-вторых , акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик.

В-третьих , результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

В-четвертых , технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

В-пятых , несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок.

В-шестых , преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с сухостью, малой эмоциональностью изложения материала. Эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в кейс – методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учат соблюдению норм и правил общения. В этой связи возрастает нагрузка на преподавателя, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всего процесса обучения, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, и самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав студента.

Краткая историческая справка . Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. поэтому его часто называют гарвардским методом. В 1908 году преподаватели Гарвардской бизнес-школы в Бостоне при преподавании экономических дисциплин отказались от традиционных лекций. Вместо них они поместили в центр обучения обсуждение конкретных случаев. Собрав обширный материал по конкретным случаям (кейсам), развили этот метод до самостоятельной концепции обучения. В связи со стремлением школ приблизить занятия к практике изучения конкретных случаев кейс-метод находит все большее применение при изучении экономических дисциплин.

В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последние годы кейс-методы обучения нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, математике, культурологи, политологии, экономике, бизнес-образовании.

Преподавателями, практикующими кейсовый метод, по разному понимается его сущность. Например, Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе».

Существует и другая трактовка метода кейсов профессора Р. Мерри из Гарварда: «Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности».

Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях ВУЗов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли, и др.

Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90 годы.

Преимущества метода:

Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения ре­альных событий;

Позволяет заинтересовать студентов в изучении конкретного предмета, в контексте других предметов и явлений;

Способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации;

Развивает:

§ аналитические навыки (умение отличать данные от информации, клас­сифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их).

§ практические навыки (использования на практике академических тео­рии, методов и принципов).

§ творческие навыки (одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не ре­шить). Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных ре­шений, которые нельзя найти логическим путем.

§ коммуникативные навыки (умение вести дискуссию, убеждать окружа­ющих. Использовать наглядный материал и другие медиа - средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет)

§ социальные навыки (в ходе обсуждения CASE вырабатываются опреде­ленные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мне­ние и т. д.)

§ самоанализ (несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и эти­ческие проблемы требуют формирования социальных навыков их реше­ния).

Позволяет максимально соответствовать целям профессионального обучения;

Позволяет осуществлять блочно-модульное построение изучения нового материала;

Способствует привитию навыков самостоятельной работы студентов при подготовке к занятию и при работе с кейсом;

Гарантирует концентрацию всех видов деятельности по этапам работы;

Осуществление контроля, как преподавателем, так и студентами;

ВИДЫ И ТИПЫ КЕЙСОВ

В зависимости от цели обучения в области управления выделяют различ­ные виды и типы кейсов.

1.По источнику информации:

«Полевые» - основанные на фактах из реальной жизни, объектом является деятельность предприятия или организации.

«Кабинетные» - источники носят формальный характер, а кейс готовится за рабочим столом преподавателя.

«Библиотечные» - источник информации литература.

«Классические» - проблемные вопросы.

2.По объему информации:

«Американские» - длинные.

«Западно-европейские» - короткие.

3.По степени взаимодействия с основными источниками:

Практические кейсы. Они отражают абсолютно реальные жизненные ситуации. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Он создает «действующие» или «типовые» модели ситуаций, которые наиболее часты в жизни, и с которыми придется столкнуться специалисту в процессе своей профессиональной деятельности.

Обучающие кейсы . Основной задачей здесь выступает обучение. В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, поэтому ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные и не практические, а такие, какими они могут быть в жизни. Такие кейсы характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Научно-исследовательские кейсы . Они ориентированны на осуществление исследовательской деятельности и их основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и способах поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования.

4.По содержанию и организации представленного материала (по цели обучения):

Кейсы по анализу и оценке ситуации . Они подразделяются:

Внеорганизационные кейсы. Они преимущественно имеют дело с анализом и уяснением состояния окружения деловой организации, ее внешней среды. Поэтому в таких кейсах подробно описываются проблемы вокруг организа­ции (экология, законы, реформы и т. п.); их легко отличить от других кейсов в связи с отсутствием глубоких материалов о самой организации. Источни­ками кейса являются «библиотечные» материалы из газет, журналов и отче­тов.

Внутриорганизационные кейсы. В них упор делается на факты и собы­тия внутри деловой организации. Такие кейсы используются в курсах по организационно-управленческим проблемам и по «человеческим» отноше­ниям. Содержательно материал в кейсах должен обнаруживать признаки организационной конфликтности, многовариантности методов принятия решений и альтернативности самих - решений, субъективности и ролевого поведения, динамики событий и возможности реализации предло­женного решения.

Кейсы, обучающие решению проблемы и принятию решений.

Очень популярными являются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть сделано на основе недостаточной или избыточной информации, фактов, данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе всего подводятся к реальности, учатся строить «отно­шения» между имеющейся в распоряжении информацией и вырабатывае­мым решением.

Кейсы, иллюстрирующие проблему, концепцию или решение в целом.

Именно с них начинали использовать кейсы многие преподаватели бизнес-дисциплин. Причина в том, что их легко найти в прессе среди газетных и журнальных статей и книжных эпизодов. Широкое рас­пространение сегодня получили «видеоклипы из учебных и даже художе­ственных фильмов. На занятиях такие кейсы часто выступают в форме «in-basket», инцидента и вводных иллюстраций проблемы, излагаемых на занятии. Иллюстративные кейсы являются короткими по тексту (от одного аб­заца до нескольких страниц) и почти не содержат «излишней» информации. Они также удобны для тестов, мини - и блиц-контрольных. Серьезным недо­статком иллюстративных кейсов является то, что они относительно быстро «умирают», как вчерашняя газета.

5. Виды кейсов в зависимости от степени сложности

Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Студенты определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение?

Вторая степень сложности: есть практическая ситуация. Студентам предлагается найти правильное решение.

Третья степень сложности: есть практическая ситуация. Студент сам определяет проблему и находит пути решения.

6. По форме представления кейса:

Печатные

Мультимедиа

Видео

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙСОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. Кейс-метод выступает и специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Кейс - метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретичес­кого обучения и практических навыков. Очень важная часть деятельности преподавателя при использовании кейс-метода – это умение вести дискуссию, деликатно направ­лять ее, терпеливо задавать наводящие вопросы, бросать вызов группе и ве­сти студентов к завершающей фазе принятия решений.

В организации учебного процесса это связано с тем, что преподаватель и студент одновременно и ответственны и свободны в процессе обучения. Преподаватель ответственен за сбор и отбор учебного материала, и эф­фективную организацию его использования. Он свободен в выборе наибо­лее подходящих кейсов из множества существующих. Студенты несут от­ветственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение зада­ний по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и выводах, сделанных в результате анализа кейс-ситуации. Студенты могут принимать ошибочные решения, поскольку анализ кейс-ситуации протекает в учебной ауди­тории. Хотя как будущие специалисты они должны осознавать меру ответственности за неправильно принятое решение в реальной жизни.

Кейс - это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.

Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. Использование этой технологии позволяет организовать внеаудиторную работу студента, сделав ее осмысленной, интересной и эффективной.

Аудиторным элементом технологии является подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе представления нового материала и в процессе контроля.

Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода включает две фазы.

Первая фаза представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.

Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Для этого необходимо еще подготовить методическое обеспечение, как для самостоятельной работы студентов, так и для проведения предстоящего занятия.

Вторая фаза включает в себя деятельность преподавателя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.

Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Именно тогда можно подвергнуть испытанию и усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимания проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей.

Анализ кейса и поиск эффективной формы представления этого анализа в аудитории представляет собой наиболее серьезную фазу обучения. Она предусматривает выявление фактов и определения частей проблемы, а также их соотношение.

Особенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Если в реальной преподавательской деятельности эти функции довольно часто реализуются раздельно, то в процессе преподавания кейсов наблюдается их синкретическое, органическое единство.

Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы предлагаются иное содержание, подходы,
поведение, педагогический менталитет;
поиски ответов не только на вопросы "чему
учить?", "зачем учить?", "как учить?", но
и на вопрос "как учить результативно?»;
возникла необходимость в применении
технологий обучения, ориентированных на
личностно-деятельностный подход в
образовании

Структура педагогической технологии

Цель
Средства
Правила и последовательность их использования
Результат
Выбор технологии преподавания конкретной
дисциплины осуществляется учителем на основе
его личных убеждений и составляет его
индивидуальный стиль педагогической
деятельности.
Технология обучения должна быть направлена на
эффективное достижение поставленной цели

Глоссарий

Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это
описание конкретной реальной ситуации,
предназначенной для обучения учащихся анализу
разных видов информации, ее обобщению, навыкам
формулирования проблемы и выработки возможных
вариантов её решения в соответствии с
установленными критериями.
Кейсовая технология – это обучение действием.
Метод case-study, или метод конкретных ситуаций это метод активного проблемно-ситуационного
анализа, основанный на обучении путем решения
конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Использование кейс-метода в образовании

Гарвардская школа
(американская)
Манчестерская школа
(европейская)
обучение поиску
единственно верного
решения
кейсы могут быть
достаточно большие по
объему (20-25 страниц,
8-10 иллюстраций)
первый сборник кейсов
в 1921 году
многовариативность
решения искомой
проблемы
кейсы небольшие по
объему

Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения)

Предназначен для получения знаний по дисципли-нам,
где нет однозначного ответа на поставленные вопросы;
получения
множественных
вариантов
решений;
получения не единственной, а многих истин и ориентацию
в их проблемном поле.
Упор в обучении переносится с овладения готовым
знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся
и обучающих; ученик становится равноправен с другими
учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы.
Результатом являются не только знания, но и
компетенции, которые формируются в процессе решения
кейса.



Аналитические навыки. Умения отличать данные от
информации, классифицировать, выделять существенную
и несущественную информацию и уметь восстанавливать
их.
Практические навыки. Использование на практике
академических теории, методов и принципов.
Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейсситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в
генерации альтернативных решений, которые нельзя
найти логическим путём.

Кейс – метод как педагогическая технология
Формируются при обучении кейс- метода:
Коммуникативные навыки. Умение вести дискуссию,
убеждать окружающих. Использовать наглядный
материал и другие медиа - средства, кооперироваться в
группы, защищать собственную точку зрения, убеждать
оппонентов, составлять краткий убедительный отчёт.
Социальные навыки. Оценка поведения людей, умение
слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать
противоположное мнение и т д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует
осознанию и анализу мнения других и своего.
Возникающие моральные и этические проблемы требуют
формирование социальных навыков их решения.

Кейс-метод в образовательном процессе
Причины внедрения:
1. Ориентация образовательных стандартов на развитие
практических навыков
2. Необходимость формирования профессиональной
компетентности
3. Метод наилучшим образом способствует развитию:
Способности перерабатывать большой объем информации
Системности и эффективности действий в различных условиях
Межличностного взаимодействия
Способности принимать решения

Требования к кейсу:
Четкое соответствие цели, поставленной при создании
Наличие соответствующего уровня трудности
Иллюстрирование нескольких аспектов современной жизни
Актуальность на сегодняшний день
Иллюстрирование типичных ситуаций
Развитие аналитического мышления
Провоцирование дискуссии
Наличие нескольких решений

Технология использования метода case stady

разрабатывается модель конкретной ситуации;
в описании должна присутствовать проблема
или ряд прямых или косвенных затруднений,
противоречий, скрытых задач для решения;
в процессе работы требуется дополнительный
информационный поиск;
в итоге обучающиеся находят собственные
решения
предложенной
проблемы(часто
неоднозначные множественные решения) и
приходят к собственным выводам.

Модификации методики анализа конкретной ситуации и соответствующие им дидактические цели

В профессиональном образовании
обычно используется классификация на
основе дидактических целей.
Принципиально можно выделить
6 различных модификаций кейс технологий:

1.Case Method (Поиск решения)

В этом варианте основной задачей является
решение проблемы. Обучаемые получают всю
необходимую информацию для анализа
ситуации, поэтому кейсы составляются обычно
очень объемными. С помощью представленных
данных нужно решить поставленную задачу.
Например: Какое место должно быть выбрано для
магазина обуви, на окраине или в старом городе?

2. Case Study Method (Нахождения проблемы)

Основная задача этого метода состоит в том,
чтобы обучаемые подавляющее время,
предназначенное для работы с кейсом,
анализировали ситуацию с помощью
предоставленной информации. Акцент ставится на
поиске и понимании сути проблемы, лишь затем
рассматривается решение.
Например: Для обувной фабрики описывается
историческое развитие, правовая форма, место
расположения, конкуренты, доля рынка, структура
персонала и т. д.

3. In-Basket-Exercise-Method (Почтовая корзина)

Ядро этого метода - решение задач под
давлением времени (разбор деловой
корреспонденции и принятие
управленческих решений).
Например: Вы должны с сегодняшнего дня
занять рабочее место коллеги, который
находится в отпуске. Во входящей почте
находится несколько писем, которые
требуют решения, а информации
недостаточно.

4. Stated Problem Method (Оценка решения)

В этом варианте кроме описания ситуации
(предоставляется в распоряжение вся
существенная информация) приводятся
принятые решения, которые также
анализируются и подвергаются критической
оценке. Часто учащимся предлагается
разработать собственное решение, тем самым
повышается их мотивация при сравнении с
альтернативными вариантами решения.
Например: Как можно создать творческую
атмосферу на предприятии?

5. Incident Method (Поиск информации)

Данная модификация метода доминирующим
предполагает процесс поиска информации, так как
заведомо содержит информационные пробелы в
описании ситуации. Следовательно, обучающиеся для
анализа ситуации приходится самим добывать
недостающую информацию. Для поиска информации
преподаватель должен предоставить в распоряжение
обучающихся определенный промежуток времени
или быть готовым дать эту информацию в ответах на
заданные ему вопросы.

6. Project Method (Проектирование) или Consulting (Консультирование в реальных случаях)

При этом методе речь идет о взаимодействии
с реальным предприятием (например, через
справочное бюро предприятия или экспертов).
Следовательно, обучающийся должен обладать
основательными профессиональными знаниями.
Проблема должна не только прорабатываться
теоретически, но и находить практическое
применение.

Схема создания кейса

Определение раздела учебной программы.
Формулирование образовательных целей и задач,
решаемых в процессе работы над кейсом.
Определение проблемы ситуации (учебная, научная,
жизненная) и создание обобщенной модели.
Поиск аналога обобщенной модели ситуации в
реальной жизни, образовании или науке.
Определение источников и методов сбора
информации.
Выбор техники работы с данным кейсом.
Определение желаемого результата (лист оценки).
Создание заданной модели.
Апробация в процессе обучения

Уровни сложности кейсов

1уровень
Есть практическая ситуация
есть решение
2 уровень
Есть практическая ситуация
найди ее решение
3 уровень
Есть практическая ситуация
определи проблему и найди
пути решения
Учащиеся определяют,
подходит ли решение для
данной ситуации, возможно
ли иное решение, другой
ответ
Сравните, найдите точки
соприкосновения и различия
Решений может быть
множество, и все варианты
имеют право на
существование, обсуждение

Этапы занятия

Подготовительный – преподаватель конкретизирует дидактические
цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и
сценарий занятия.
Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение
реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную
форму преподнесения материала для ознакомления).
Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки
решения (процесс ограничен во времени).
Итоговый – презентация результатов аналитической работы
группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.

Действия преподавателя в кейс-технологии

Создание кейса или использование уже имеющегося.
Распределение студентов по группам (4 – 6 человек).
Ознакомление студентов с ситуацией, системой
оценивания решений проблемы, сроками
выполнения заданий.
Организация работы обучающихся в группах.
Организация презентации решений.
Организация общей дискуссии.
Обобщающее выступление, анализ ситуации.
Оценивание обучающихся.

Работа с кейсом

преподаватель
студент
Организует предварительное
обсуждение
Делит на группы
Руководит обсуждение в
группах, обеспечивает
дополнительными
сведениями
Оценивает работу учащихся
Оценивает принятые
решения и поставленные
вопросы
Задает вопросы,
углубляющие понимание
кейса и проблемы
Разрабатывает варианты
решений, слушает, что
говорят другие
Принимает решение или
участвует в принятии
решения
Составляет письменный
отчет о занятии по данной
теме

Каким должен быть кейс

интересным, написанным простым и
доходчивым языком;
отличаться проблемностью; выразительно
определять «сердцевину» проблемы;
показывать как положительные примеры, так
и отрицательные;
соответствовать потребностям выбранного
контингента учащихся, содержать
необходимое и достаточное количество
информации.

Примеры кейсов

1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году,
Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок
старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в
одном из переулков близ старинной улицы Арбат.
Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной
городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как
сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.

Карта оценки учителем навыков работы с кейсом

Выделение и формулирование главной мысли (идеи)
Составление планов различных видов
Описание фактов, явлений, событий, деталей
Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами
Логика изложения
Анализ данных
Навык определения и разработки проблемы
Выступление перед аудиторией
Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д.
Владение различными способами само и взаимоконтроля
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии
Умение решать проблемные учебные задачи

Статьи по теме