Какое значение гц для наушников лучше. Важные характеристики и параметры наушников

По параметрам и на какие важные характеристики сделать акцент, чтобы купленное устройство соответствовало всем желаниям? Ведь этот аксессуар для прослушивания музыки отличается конфигурацией, размером, внешним видом и назначением.

В списке главных требований к наушникам: качество и громкость звука, шумоизоляция, чувствительность, мощность и конструкция, что подходит к строению уха. Кроме того, для покупателей важен вес устройства и наличие дополнительных функций (например, встроенный микрофон). Наиболее важные моменты всегда указываются производителем на упаковке, осталось научиться их читать. Эта статья поможет детально разобраться в основных 7 характеристиках наушников и подскажет, по каким параметрам и как выбрать данный аксессуар.

Чувствительность

Непосредственно связана с громкостью музыки в аксессуаре. Параметр зависит от размера используемого магнитного сердечника в конструкции наушников и варьируется между 20 и 130 Дб.

Что же означает чувствительность наушников в Дб? На упаковке она определяется, как «Дб/мВт» или «Дб/В» и показывает пропорцию между уровнем громкости и мощностью или напряжением. Регулировка звука на портативном устройстве и есть способ поменять его напряжение. Это говорит о том, что одни и те же наушники будут по другому звучать на разных громкостях . Кроме того, количество децибел определяет энергоэффективность наушников: чем выше чувствительность, тем экономнее расход батареи девайса.

Решая, какая чувствительность лучше, нужно отдать свой голос в пользу устройства, где ее показатель будет не ниже 100 Дб, при меньших показателях звук окажется очень тихим, особенно если слушать музыку на улице. При этом важно помнить, что длительное прослушивание звуков громче 80 Дб может привести к усталости и проблемам с органами слуха.

Как же выбрать наушники по чувствительности? Сегодня не существует жестких стандартов, по которым бы производители измеряли этот параметр. Некоторые проводят замеры на частоте 1 кГц, другие уменьшают показатели до 500 Гц, третьи - вообще берут усредненные результаты. Главное, что стоит запомнить обычному покупателю: чем выше уровень чувствительности, тем громче аксессуар. Это при условии равенства всех остальных показателей.

Сопротивление

Как правильно выбрать наушники по сопротивлению (количеству Ом)? Учитывая данный критерий, все устройства делятся на 2 вида: низкоомные и высокоомные, при этом в больших и маленьких аксессуарах эта градация разная. У «малышей» низкоомными считаются все аксессуары до 32 Ом, с большим числом - высокоомные. У больших экземпляров - до 100 Ом и больше 100 Ом, соответственно.

Цифры этого парметра указывают на следующее:

  • чем ниже сопротивление, тем выше громкость аксессуара, и наоборот;
  • чем выше показатель сопротивления, тем экономнее расходуется заряд аккумулятора;
  • чем ниже этот параметр, тем большим акустическим потенциалом обладают наушники.

Конечно, ориентироваться только на эти данные не стоит, ведь они напрямую взаимосвязаны с другими параметрами устройства.

Как же подобрать сопротивление наушников (импеданс) при покупке? Если аксессуар приобретается или другому гаджету, необходимо выбирать варианты с низким цифрами (16-40 Ом). Для или идеальным решением станут показатели в пределах 50-150 Ом, что гарантирует 100%-ную чистоту музыки и речи.

Чтобы наглядно продемонстрировать выбор с учетом сопротивления и чувствительности, правильным будет сделать сравнительную таблицу 3-х видов наушников. Например, «бюджетных» устройства из среднего ценового сегмента и дорогого аксессуара .

Чувствительность, Дб Сопротивление, Ом Диапазон частот, Гц
Philips SHE3595BK/00 102 16 10-23500
SONY MDR-XB450 AP 102 24 5-22000
ONKYO W800BTB/00 107 16 6-22000

Частотный диапазон

На коробке наушников, как правило, указана стандартная частота: 20 Гц-20 кГц. От этих параметров зависит, слышно ли пользователю звук определенной частоты через аксессуар. Так в чем же ценность свойства и как выбрать наушники по частотному диапазону?

Схематически, пропорция между громкостью и частотой рисуется графиком под названием амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Идеально прямая линия на нем означает такой же звук. Указывая цифры частотности, производитель по сути, описывает длину этой прямой. Вот только конкретные требования к характеристике не указаны ни в одном стандарте.

Что же нужно запомнить покупателю и какой частоты должны быть наушники? Вот 3 главных правила:

  1. Не стоит выбирать аксессуар только по параметрам частотности. Эти цифры помогут лишь отфильтровать наиболее неподходящие варианты.
  2. При покупке необходимо учесть, чтобы указанный диапазон все же был в пределах 20 Гц-20000 Гц.
  3. Чтобы определить характер звучания наушников, лучше протестировать их возможности вживую.

Особенно осторожно стоит приобретать экземпляры, частотный диапазон которых сильно отличается от стандартного. Многие знают, что высокие ноты, с частотой больше 25 кГц человек не услышит (зато услышат дельфины), а значит, указанная характеристика, скорее всего – просто маркетинговый ход.

Кривая АЧХ

Это та самая амплитудно-частотная характеристика, о которой уже говорилось выше. Она изображает тональный баланс звуков, разбивая их на различные частоты.

Чтобы детальнее разобраться в вопросе, необходимо посмотреть рисунок слева. На графике указаны частоты и значение каждого диапазона. По вертикали - уровень громкости. Его величина измеряется в децибелах, увеличение звука в два раза равно на графике 6 Дб.

Идеально четкий звук, без шипения и хрипоты, возникает при линии, что максимально приближается к ровной черте. Производители делают такие замеры по уровню SPL (давления звука), а посмотреть результаты измерений можно на официальных сайтах бренда. Чтобы ориентироваться по графику, стоит сразу рассмотреть несколько примеров.

График слева. Здесь показаны кривые АЧХ для больших наушников, как .

Линии на рисунке означают:

  • Зеленая - субъективная АЧХ, от показателей которой отталкиваются измерения.
  • Желтая - аксессуар, которые предпочитают любители живой музыки. В записях таких звуков, как правило, нет резкого колебания частот.
  • Синяя - профессиональные наушники певцов и музыкантов, упор в которых делается на верхние частоты. В таком устройстве особенно четко слышен вокал.
  • Оранжевая - наушники, в которых приглушаются сибилянты (гласные свистящие звуки).

На очереди картинка справа. На ней изображены колебания частот для вставных наушников или «вкладышей» (таких, как ). Что же она показывает?

Зеленая кривая имеет то же назначение, что и в предыдущем графике. А далее:

  • Оранжевая линия - иллюстрирует аппаратуру с большой отдачей на нижних частотах. Это хороший вариант для смартфонов и других девайсов.
  • Голубая линия - наоборот, показывает наушники, где особенно выделяются верхние частоты. Такая аппаратура предназначена для музыкантов, поскольку голос здесь слышен отчетливее, чем музыка.

Чтобы ориентироваться на такие показатели, необходимо для начала определиться с целью покупки наушников. Стоит также учесть, что от качества аппаратуры зависит и цена.

Диаметр мембраны драйвера

Этот показатель в наушниках непосредственно влияет на качество звука. Логично, что чем больше динамик, тем громче и четче звук, особенно «нижние басы».

Если выбирать небольшие «капельки» или другие наушники аналогичной конструкции, то размеры мембраны здесь будут колебаться от 9 до 12 мм, что явно не гарантирует воспроизведение качественных низов.

Самые «сильные» наушники в этом плане - . Диаметр их динамиков часто составляет больше 30 мм. Именно при таком размере мембраны можно достичь идеальной глубины, четкости и насыщенности звука. А все почему? Чем больше мембрана - тем легче ее совершенствовать. Производители устанавливают внутри корпуса таких наушников различные «фишки», улучшенные магниты и т.д., что в итоге помогают развивать «глубокий» звук.

Мощность наушников

От этого показателя будет зависеть громкость звука, но выбор тут скорее основывается на технике, к которой они подключены. Обращая внимание на данный параметр, стоит учесть несколько моментов:

  • что определяет эта характеристика;
  • в чем измеряется и какой мощности лучше выбрать наушники.

Итак, у аксессуара две мощности: максимальная входная мощность, которая говорит о том, что это устройство может быть подключено к технике с такими же показателями, и номинальная. Она, наоборот, указывает на размер сигнала, который необходим наушникам, чтобы достичь пика своей продуктивности.

Мощность, на которую рассчитаны наушники, варьируется в диапазоне от 1 мВт до 5000 мВт. Если основная цель - покупка аксессуара для смартфона или , то акцентировать особое внимание на мощности не стоит. Достаточно учесть параметры чувствительности, чтобы музыка играла громко, не перегружая при этом батарею.

Коэффициент гармонических искажений

Это свойство рассказывает о чистоте и четкости звука в наушниках. Измеряется в процентах. У хорошего устройства коэффициент не превышает 0,5%, аппаратура с высшими показателями уже относится к разряду посредственных.

Акцентируя внимание на этих параметрах, стоит также учесть диапазон частот, на которых производились замеры. Так, для низкочастотных звуков показатель искажений достигает 10%, для высоких (от 100 Гц) - 1% и меньше. Прочитав на упаковке эту характеристику, можно только приблизительно судить о качестве звука, но чтобы точно убедиться в данном параметре, наушники необходимо прослушать.

Кроме того, некачественный (глухой) звук в устройстве может возникнуть в процессе эксплуатации или вследствие поломки. Почему же наушники искажают звук? В большинстве случаев это происходит по причине:

  • Плохих контактов провода - эта проблема возникает в джеке наушников, который является самой слабой частью конструкции. Особенно, если регулярно использовать аксессуар в спортивных занятиях и поездках, положив плеер (или другой девайс) в карман. Таким образом на джек, и провода внутри него, приходится большой уровень нагрузки, от чего провод перетирается. Решение проблемы - замена джека или покупка новых наушников.
  • Обрыва провода внутри устройства - «загробный» голос из наушников может появиться также в случае разорванного провода, что ведет к динамику. Заметить этот дефект сложно, поскольку кабель у наушников тонкий. Даже прощупав всю его длину, можно не понять, в какой месте разрыв. При ремонте необходимо заменить весь кабель целиком.
  • Попадание воды в наушник - гуляя в аксессуаре под дождем или снегом, нужно быть готовым к тому, что влага попадет во внутрь устройства. Если наушники срочно не высушить, вода окислит «внутренности». Просушивать наушники можно возле батареи (сверху класть не рекомендуется) или, оставив на пару часов в банке с рисом, который вытянет влагу.
  • Поломки гнезда для подключения аппаратуры - еще одной причиной искажений и плохого звука в наушниках может быть неподходящее гнездо или испорченные в нем контакты. Последнее возникает, если часто дергать джек туда/сюда из гнезда. В случае такой поломки обращаться за помощью нужно в сервисный центр.

Исправлять эти неполадки стоит, если они появились у наушников, что уже были в эксплуатации. Когда же глухой звук, искажение или эффект «трубы» возникают у нового устройства, приобретать такой аксессуар точно не стоит.

В список предметов, которые человек носит с собой каждый день, на одно из первых мест можно смело поставить наушники для мобильного телефона, аудиоплеера и вообще всего, что может воспроизводить музыку. В транспорте, на природе, на утренней пробежке и даже на работе наушники сопровождают меломана. Самое важное их качество - это возможность слушать любимую музыку в любом месте, и тем самым абстрагироваться от окружающего мира. И если развитие музыкальных проигрывателей сделало музыку доступной, то наушники позволили ее персонализировать и взять с собой.

В комплект к мобильным телефонам и аудиоплеерам обычно уже входят наушники, но производители зачастую делают их «на сдачу». Они не отличаются хорошим качеством звучания или удобством, и очень быстро требуют замены. Но тут не все так просто. При выборе новых наушников можно просто запутаться в разновидностях шнуров, дужек, децибел, чаш и герц. Не всегда понятно, что кроется за этими словами, и какие характеристики действительно важны. Предлагаем вместе разобраться в этом, чтобы сделать выбор наушников взвешенным и рациональным.

Типы и размеры

Условно наушники можно разделить на две категории: «вкладыши», которые также называют «капельки» и полноразмерные наушники. Самая существенная разница в них - это диаметр диафрагмы, т.е. источника звука. Считается, что чем больше диафрагма, тем качественнее и полнее будет звучание, но тем большего размера окажутся сами наушники. Если во вкладышах диаметр диафрагмы редко превышает 9 мм, то в студийных мониторных головных телефонах («научное» название наушников) он может составлять 30 мм и более. В качестве переходного варианта предлагается масса наушников с диаметром диафрагмы 15 мм. Например, .

По нашему опыту, нельзя однозначно сказать, что маленькие наушники плохие, а большие хорошие. Во-первых, у каждого вида есть свои преимущества и недостатки для своего варианта использования. Кроме того, дорогие «вкладыши» могут звучать значительно лучше, чем дешевые полноразмерные наушники. Поэтому в любом сравнении важно всегда помнить о ценовой категории.

Наушники-«вкладыши» ценны тем, что не занимают много места - они компактны, их всегда можно носить с собой, просто положив в карман вместе с плеером. «Вкладыши» хороши для людей, которым необходим компактный вариант доступа к музыке в любое время, и за небольшую цену. Хотя, далеко не все «вкладыши» отличаются доступной ценой - есть среди них и hi-end модели для ценителей.

Наушники «вкладыши» и «вакуумные»

Вкладываемые в ухо наушники могут располагаться в ушной раковине, либо внутри ушного канала. Под словом «вкладыши» принято подразумевать первые, а вторые в народе называют «вакуумными» наушниками, а то и просто «затычками». В них обычно достигается лучшее звучание за счет глубокого размещения в канале и отсекания внешних шумов. Наушники этого типа плотно сидят в ушах, в них почти не слышно окружающие звуки. Хорошие «затычки» имеют сменные резинки различного диаметра из мягкого, качественного материала, который сведет к минимуму все неудобства от их размещения, а самые дорогие - выполняются по слепку, сделанному из ушной раковины и канала их будущего владельца. Такими устройствами пользуются на сцене артисты, для того чтобы слышать себя и звуковое сопровождение без грохота многокиловаттной акустической установки, играющей «в зал».

Впрочем, далеко не всем меломанам такие наушники нравятся. Многих пугает необходимость глубокого размещения, пользователи беспокоятся за сохранность слуха (хотя при использовании качественных наушников и разумной громкости музыки поводов для таких опасений нет). Другие же отвергают «затычки» просто потому, что хотят слышать не только музыку, но и звуки окружающего мира - в конце-концов, перемещаться по мегаполису с «отключенными» органами слуха может быть попросту опасно.

Основная причина для нервов у хозяина любых наушников - запутанные провода. В топовых вкладышах она решена с помощью маленькой коробочки для наушников, с которой они продаются. Если в комплект к вашим наушникам она не входит, ее можно приобрести отдельно. Она не занимает много места, и снимает проблему запутанных проводов. Яркими примерами таких наушников являются модели Koss Twins и KEB4. Придуманы также и другие способы «борьбы с проводами», но обычно достаточно приучить себя складывать и вынимать их из кармана строго определенным образом, чтобы забыть об этой проблеме.

Полноразмерные наушники

И все же только в полноразмерных наушниках можно достигнуть наилучшего звучания. Однако это еще не значит, что купив первые попавшиеся большие наушники, вы сразу же получите желаемое качество - за него, как и везде, нужно платить. Зато в таких наушниках можно демонстративно отрешиться от окружающего мира и без лишних слов продемонстрировать окружающим, что ты их не слышишь. Слушать музыку в полноразмерных наушниках удобнее дома или на рабочем месте - на улице и в транспорте окружающие люди обычно смотрят на меломана в полноразмерных наушниках как на инопланетянина. Впрочем, для кого-то это, наоборот, желанный эффект.

Полноразмерные наушники обладают лучшей долговечностью, чем «вкладыши», а большой размер позволяет реализовать максимум музыкальных возможностей.

Такие наушники конструктивно могут иметь чаши нескольких типов: открытые, полузакрытые и закрытые. Эта характеристика влияет на звуковоспроизведение на низких частотах, на слышимость звука в наушниках окружающим, а также на степень изоляции от окружающего мира. Музыка в них также слышится по-разному.

Открытые (слева) и закрытые (справа) наушники

Закрытые наушники обычно лучше воспроизводят тяжелую музыку - в них чувствуется напор, драйв, плотность звука. Для поддержки НЧ звук резонирует в закрытом объеме чаши, что дает лучшую отдачу на басах. В то же время открытые наушники обычно более детальны, лучше передают стереоэффект, их звучание «открытое» и «легкое», а звук воспроизводится с минимальным искажением. В то же время, слушая музыку в открытых наушниках, вы приобщите к ней и всех окружающих, что им явно не понравится.

Крепление и удобство

Одна из самых важных характеристик наушников - это удобство. Если они неудобны для вас, то какое бы классное они не давали звучание, долго их не послушаешь. Поэтому креплению нужно уделить особое внимание.

«Вкладыши», помимо обычного варианта крепления, могут крепиться с помощью дужки на ухо или через шею. Это удобно для тех, кто носит головные уборы или совершает пробежки. Для девушек и парней с длинными волосами такой вариант крепления позволит не испортить прическу и не будет доставлять неудобств. Модели с дужкой на ухо не должны давить или оттопыривать его, иначе вы не сможете носить такие наушники более нескольких часов.

Модели наушников с дужкой крепления на ухо: Sennheiser MX 680 Sport, Aircoustic SPO 6061 и Sennheiser PMX 680 Sport

Существуют также наушники, спроектированные специально для занятий спортом. Они имеют более эргономичное крепление и не спадают при активных движениях. К примеру модели и Panasonic RP-HS200E-K. У компании Sennheiser присутствует даже линейка таких наушников, сделанная совместно с Adidas, в которую входят , и .

Полноразмерные модели обхватывают голову дужкой сверху, которая выполнена из пластика или металла. Кроме того, дужка может иметь возможность удлиняться и укорачиваться. При большей стоимости мониторных наушников они являются долгосрочным вложением, поэтому стоит особое внимание обратить на материал и качество изготовления.

Отделка чашек в полноразмерных наушниках называется амбушюры. Их выполняют из различных материалов - кожи и кожзаменителя, велюра, поролона. В любом случае, покупая большие наушники для долгого прослушивания, важно их примерить - уши должны целиком размещаться внутри амбушюр. Да и вообще, независимо от типа, наушники не должны давить и вызывать дискомфорта. Конечно, человек ко всему привыкает, но зачем же создавать себе лишние хлопоты, если можно их заранее избежать?

Звуковые характеристики

Говорят, современные акустические системы - и наушники в том числе - выбирать надо не по техническим характеристикам, а на слух. И действительно, нам же предстоит их слушать и получать удовольствие, а не измерять параметры и выверять линейность. Но все же знание и понимание основных электроакустических характеристик лишним не будет никогда, если тема качественного звуковоспроизведения вас действительно волнует.

Человеческий слух различает звуки с частотой колебаний от 15-20 Гц и до 18-22 кГц. Соответственно, все музыкальные произведения содержат звуки в этом диапазоне, иначе человеческое ухо их просто не услышит. Условно весь диапазон частот разбивается на низкие, средние и высокие частоты. В идеальном случае хорошие наушники должны охватывать весь диапазон - от самых низких частот (15 Гц) и до самых высоких (25 кГц). Это гарантирует, что вы услышите все записанные звуки. Однако охваченный диапазон еще не гарантирует качество воспроизводимой музыки. Очень важно, чтобы на всех этих частотах звук воспроизводился с минимумом искажений! А это уже будет посложнее выразить в простых цифрах…

Соответствие входного сигнала в наушники и его громкости на выходе отображается в виде графика амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Чем ровнее линия на графике и чем меньше ее пики и провалы, тем ровнее будет звучание на разных частотах. Но не стоит слишком увлекаться изучением графиков АЧХ - дело в том, что для их построения используются особые конструкции, заметно отличающиеся от формы человеческого уха (и тем более - от формы конкретно вашего уха). А значит, и отдача на разных частотах для вашего уха будет несколько иной, чем для измерительной установки. Поэтому такие графики можно использовать только для сопоставления, причем только в пределах моделей от одной фирмы. Разные условия измерения АЧХ у разных производителей делают бессмысленными сравнения между разными торговыми марками.

Звуковое давление (SPL) измеряется в децибелах (дБ, dB), и представляет собой показатель, говорящий о громкости источника звука по сравнению с заданным. Чаще всего в качестве заданного используется порог чувствительности человеческого слуха, он принимается за 0 дБ SPL. Что касается максимального уровня, то барабанная перепонка - эластичный орган, и выдерживает пиковое звуковое давление выше 130 дБ, но крайне короткие отрезки времени. При постоянном воздействии громкой музыки может наступить постепенная деградация слуха. Этот процесс легко отследить по тому, как на знакомых композициях через некоторое время хочется добавить громкости на 1 единицу больше. На самом деле же, если вам дороги ваши уши, поступить стоит ровно наоборот - сделать немного потише, а то и вообще выключить плеер. И надеяться, что слух восстановится через определенное время.

Что же касается наушников, то в их спецификациях часто указывают другой показатель - dBm, или децибел на 1 милливатт подведенной мощности. Иногда его называют чувствительностью . При равной величине сопротивления (импеданса) сравниваемых наушников большее число dBm говорит о том, что наушники будут громче.

Важной характеристикой является полное электрическое сопротивление наушников, оно же - импеданс . Если вы хотите получать максимум громкости и качества, необходимо, чтобы импеданс наушников и выходное сопротивление звукоусиливающей аппаратуры были согласованы друг с другом. Для этого стоит изучить инструкцию вашего плеера либо телефона - на наушники какого импеданса рассчитан его выход?

Наушники для портативных устройств в среднем имеют сопротивление от 32 до 55 Ом. В этих пределах на импеданс можно не обращать особого внимания - главное, чтобы источник звука «тянул» 32-омную нагрузку. В других случаях действует правило: выходное сопротивление источника должно быть меньше либо равным сопротивлению нагрузки (наушников).

Классические студийные наушники Sennheiser HD600 имеют имперданс 300 Ом

Профессиональные наушники имеют сопротивление в 120, 300 или 600 Ом. И хотя их в принципе можно включить в плеер, рассчитанный на 32-омные устройства, звучание их при этом окажется слишком тихим. Для «раскачки» таких наушников может потребоваться специальный усилитель. Либо, если речь о компьютере - звуковая плата с выделенным усилителем для высокоомных наушников.

Провода

Длина провода имеет большое значение, однако еще важнее является его прочность и долговечность. При выборе первого параметра главное - не вдаться в две крайности: 5-метровые и более шнуры, которые нужны для студий звукозаписи, будут абсолютно излишни, если источник находится на расстоянии вытянутой руки. И наоборот, слишком короткие шнуры, которые не позволяют «дотянуть» плеер до кармана рюкзака, тоже непрактичны. К счастью, здесь все просто - если наушники рассчитаны на применение с портативной техникой, длина их шнура редко превышает 1,5 м. А самые длинные провода - у наушников для телевизоров, иногда до 7-10 м.

Студийные мониторы AKG 240 оснащаются двумя парами подсоединяемых кабелей из бескислородной меди

Дорогие полноразмерные наушники часто оснащаются отсоединяемыми сменными проводами - если кабель вышел из строя, его можно просто заменить. Это очень большой плюс, так как поломка кабеля составляет 80% всех типичных проблем с наушниками вообще. Если же провод несменный, обратите внимание на его толщину и тип оплетки. Кстати: витой провод, хоть и выглядит оригинально, давно признан неудобным (так как все время норовит стащить наушники с вашей головы) и потому вышел из моды.

Беспроводная система Sennheiser RS 120 II

Для компьютерной техники придуманы также и беспроводные системы, состоящие из докстанции-передатчика и наушников с приемником. Они обеспечивают беспроводную передачу на расстояние от 15 до 150 метров (в зависимости от типа канала - инфракрасный или радио). Существуют и Bluetooth-стереогарнитуры, которые широко применяются с мобильными телефонами, однако их максимальный радиус действия достигает 10 метров. Беспроводными могут быть и наушники-«вкладыши», например , но это достаточно дорогая профессиональная система. Некоторые модели оснащены ИК-датчиками, но они должны находиться в постоянной видимости проигрывателя, что не удобно в портативном варианте использования. В целом же качество звучания беспроводных наушников чаще всего заметно уступает их проводным аналогам - из-за потерь при компрессии аудиосигнала для его передачи «по воздуху».

Микрофон

Если наушники будут использоваться не только для прослушивания музыки, но и для разговоров по Skype или общения в сетевых играх, то следует обратить внимание на модели со встроенным микрофоном. Полноразмерные варианты подойдут для использования в паре с компьютером. Но для прогулок по улицам они достаточно громоздкие и лучше выбрать что-то поменьше размером, например, «вкладыши» Razor. Оптимально, если микрофон можно отвернуть либо отсоединить от наушников на период, когда он не нужен.

Игровые наушники

Отдельный подвид наушников - геймерские. От продукции для меломанов их обычно отличает яркая расцветка и специфическое звучание, в котором прежде всего ценится точность позиционирования звуков. Считается, что игрок должен всегда иметь возможность на слух определить, откуда по нему ведут огонь. Кроме того, геймерские наушники обычно делаются полноразмерными и удобными для длительного ношения, так как игровые баталии часто растягиваются на несколько часов.

Игровые наушники

Есть также особый подвид геймерских наушников - многоканальные системы. Они появились с выходом на рынок 5.1-канальных игровых приставок и звуковых плат. Чаще всего в таких наушниках диафрагм по-прежнему две (в конце-концов, ушей у среднестатистического человека тоже все еще двое), а специальный блок проводит предварительное микширование 5.1-канального сигнала в стереофонический 2.0. Однако чаще всего это можно сделать и на самом компьютере/приставке, и потому особой необходимости в подобных системах нет.

Подводим итоги

На этапе выбора размера наушников желательно уделить больше внимания рассуждениям о том, где вы будете чаще всего использовать наушники, и насколько вам важно при этом слышать окружающий мир (а также его отношение к вашей музыке). За рулем велосипеда или при пробежках лучше использовать обычные вкладыши либо открытые наушники - вам необходимо слышать, что происходит вокруг. Но важно, чтобы они хорошо держались. А вот для домашнего прослушивания или же в общественных местах - лучше закрытые, чтобы не беспокоить окружающих. Если не можете определиться, выберите полузакрытые наушники. «Затычки» же порекомендуем тем, кто часто ездит в метро либо летает самолетом - и там, и там уровень окружающего шума очень затрудняет прослушивание музыки.

Ну и самое главное - если для вас действительно играет роль качество звучания, постарайтесь не экономить на наушниках. В мире аудио действует незыблемое правило «цепочки» - ваша система будет хороша ровно настолько, насколько хорош ее самый слабый компонент. И что толку от записей в lossless-формате, крутой звуковой платы или дорогого плеера, если дальше пользователь оденет на голову дешевые «одноразовые» наушники? И наоборот, приобретение дорогостоящих «мониторных» наушников может привести к необходимости пересмотра всего своего музыкального «арсенала» - ведь в них очень хорошо будут слышны слабые места как самих записей, так и воспроизводящей их аппаратуры.

Удачного вам выбора!

Значение и роль наушников в современной жизни не стоит описывать – все итак его понимают.

Достаточно оторваться от экрана и посмотреть вокруг: если вы на работе или на учебе – половина коллег сидят в наушниках; если вы едете в общественном транспорте – 2/3 собратьев по несчастью в наушниках; если вы в своем автомобиле стоите в пробке - в соседних машинах хватает людей с гарнитурами (а это тоже разновидность наушников); и даже если вы дома – посмотрите внимательней на своих близких – не наушники ли видны в их ушах?

Мы уже давно привыкли отгораживаться от внешнего мира наушниками. И все было бы хорошо, да только вечного ничего не бывает, и когда любимый гаджет ломается, настают адские муки выбора – что купить ему на замену. Отличный вариант, если модель не устарела и производитель ее выпускает – тогда можно купить идентичный комплект и радоваться жизни. Если же полоса везения закончилась где-то раньше, то придется идти в магазин и выбирать новое устройство. Та же ситуация вас поджидает, если захотелось просто приобрести новый девайс – более удобный, или с лучшим качеством звука, а может, просто в тон к новому телефону.

РАЗНОВИДНОСТИ НАУШНИКОВ

Да простят меня меломаны, но во главу угла выбора наушников я ставлю удобство, а потом уже качество звучания. Потому что каким бы идеальным и сбалансированным ни был звук, если вы не можете терпеть на себе наушники дольше 10 минут, толка от них нет. Поэтому определитесь, какие наушники вам удобнее по типу амбушур (именно так называются корпуса динамиков наушников):

  • вакуумные (вставные) – втыкаются глубже в ухо, снабжены специальными мягкими герметичными амбушурами, плотно ложащимися в слуховой канал. Обеспечат дистанцирование от внешнего мира – вы не услышите окружающих, окружающие не услышат ваши любимые трэки. Что особенно удобно на работе или учебе – вам помогает сконцентрироваться на своем деле, а окружающие не раздражаются от вашей музыки (если вкусы различны), и не кивают головами в такт (при обратной ситуации)
  • вкладыши - или всем знакомые с детства «таблетки», казалось бы, тоже вставляются в ухо, и должны обеспечивать звукоизоляцию практически наравне с вакуумными, но этого не происходит. Вкладыши не закрывают полностью ушной канал, поэтому внешние звуки будут настойчиво прорываться
  • накладные – накладываются на ухо, не дают такой интимности прослушивания, как вакуумные. Но для внешних коммуникаций оно и лучше – если вас спросят о чем-то, то вы это услышите, и не придется собеседнику тормошить вас за плечо
  • охватывающие - накладываются на ухо, амбушуры полностью закрывают ухо. Этакий промежуточный вариант между накладными и втычными –хорошие изоляция от внешних шумов и качество звука

Накладные и охватывающие наушники при прочих общих данных обеспечат более натуральный и объемный звук.

и по методу крепления :

  • без крепления – «уши» наушников никак не закрепляются на голове (в основном это втычные и ваккумные наушники, амбушуры которых крепятся в ухе)
  • затылочная дужка – дужка наушников проходит в районе затылка, при такой конструкции давления на голову не оказывается, но весь вес наушников переходит на уши
  • клипса (на ухе) – общей дужки у наушников нет, они закрепляются на ушах с помощью специальных заушин. Не всем такой тип крепления по душе – ушные раковины зачастую довольно быстро устают от заушин
  • оголовье – дужка наушников проходит через верхнюю часть головы, равномерно распределяя вес
  • на шее – такой тип крепления используется в гарнитурах, когда динамик-микрофон крепится на дужке, лежащей на шее, а сами наушники втычного типа

Есть стереотипы, вроде того, что накладные и охватывающие наушники будут непременно жать уши и сдавливать голову, поэтому долго их носить не получится, или что от вакуумных наушников быстро начинает болеть голова… Это не совсем соответствует действительности. По удобству разные модели очень по-разному выполнены, нельзя судить о форм-факторе в общем, опробовав наушники друга – возможно, вам просто не подошел размер, или они отрегулированы не под вас. Идеальный вариант при выборе наушников – примерить их магазине, покрутить в руках, посмотреть внимательно настройки посадки. Если на этом этапе возникнет какой-то дискомфорт, устройство следует отложить в сторону, какими бы замечательными ни были звуковые характеристики.

ЗВУКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наушники – девайс акустический, поэтому следующим по значимости критерием выбора будут именно акустические характеристики.

Все привыкли выбирать наушники по частотному диапазону , указанному производителем на коробке, и принято за истину, что чем шире частотный диапазон, тем лучше – дескать, и басы хорошо передадутся, и высокие ноты, без провалов, писков и сипов. Но, как говорится, все не так прозаично – маркетологи давно раскусили, что покупатели больше всего обращают внимание на частотный диапазон, и всеми силами стараются показать его пошире, завышая характеристики. На самом же деле важен не столько диапазон частот, сколько вид характеристики, описывающий передачу частот (АЧХ), и ее амплитуда ее отклонений. АЧХ в идеале должна быть на необходимом диапазоне относительно ровной, без провалов и пиков – тогда звук будет хорош.

Также не забывайте, человеческое ухо (в большинстве случаев) слышит в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц. Поэтому несмотря на то, что производители предлагают различные модели с частотным диапазоном от 3 Гц до 100 кГц , на деле для качественной передачи звука хватит диапазона 20 Гц – 20 кГц . Единственное, о чем подсказывает заявленный производителем более широкий частотный диапазон – отсутствие провалов на границах. А вот если указаны значения отклонений (к примеру, 20 Гц – 20 кГц +/- 10 дБ) – это уже ценная информация.

Следующая интересная характеристика – сопротивление, или импеданс наушников . И тут ситуация двоякая, так как эта характеристика затрагивает не только качество звука, выдаваемое наушниками, но и предъявляет требование к источнику звука, т.е. проигрывателю.

Наушники с высоким импедансом к телефону или плееру лучше не покупать. Это хороший вариант для домашнего или студийного использования, с мощным устройством-проигрывателем, который способен выдать высокое напряжение.

Так как импеданс большинства представленных на рынке наушников величина не абстрактно-программная, а физическая, и зависит от конкретных характеристик сопротивления динамика, на которые влияет в том числе и размер, то для вкладышей и полноразмерных ушей она различна.

Для полноразмерных наушников: низкоомные устройства обладают сопротивлением до 100 Ом, высокоомные – выше 100 Ом.

Для вкладышей: низкоомные устройства обладают сопротивлением до 32 Ом, высокоомные – выше 32 Ом.

Универсальное значение импедансной характеристики наушников мини-плейеров (в т.ч. и телефонов) лежит в диапазоне 16 - 64 Ом . Свыше 64 Ом рекомендуется применять в тандеме с более мощными проигрывателями. Конечно, ваш телефон не задымится, если вы подключите к нему высокоомные наушники – но при невысокой чувствительности, звучание будет слишком тихим.

Учитывая вышесказанное, в идеале нужно рассматривать импеданс устройства в комплексе с чувствительностью – чем выше чувствительность, тем лучше (читай – громче) будет передаваться звук. Чувствительность наушников нормирует, сколько звука в дБ выдаст устройство при подключении к нему мощности в 1 мВт. Некоторые производители указывают характеристику применительно к напряжению – дБ/мВ, что в целом правильнее и проще помогает ориентироваться в выборе наушников, т.к. напряжение питания аудиовхода устройства проще узнать.

Поэтому для теоретической оценки качества и количества звука, выдаваемого наушниками, посмотрите на соотношение цифр импеданса и чувствительности: если у ушей заявлены и первая, и вторая цифра высокими, то и с телефона будет отличное звучание.

Мощность наушников подскажет вам – подойдет ли данная модель к вашему проигрывателю. Для портативных проигрывателей предпочтительнее устройства мощностью 1 – 100 мВт , а стационарных проигрывателей с хорошими усилителями 100 – 3500 мВт . Если мощность наушников будет слишком велика для усилителя проигрывателя, то звук будет плохим, либо проигрыватель (при питании не от сети, а от автономных источников энергии) быстро разрядится.

Тип акустического оформления также весомо влияет на звучание и звукоизоляцию наушников, динамики бывают:

  • закрытые
  • открытые

Определить тип акустического оформления динамика легко – достаточно рассмотреть наушники. Если с внешней стороны наушника глухая стенка – он закрытого типа. Если есть отверстия – открытого. Полуприкрытый тип, как несложно догадаться – с полузакрытыми отверстиями.

Звукоизоляция самая лучшая у закрытых динамиков, но оборотная сторона такой конструкции – отражение звуковой волны от стенки корпуса в ухо, что может давать некоторую гулкость. Наушники с открытым или полуоткрытым динамиком высокой звукоизоляцией похвастаться не могут, зато обеспечат идеально чистый звук. Поэтому при выборе именно этого критерия имеет значение, какую музыку вы собираетесь слушать: если вам важны малейшие звуковые нюансы, и вас не волнует, слышат ли окружающие вашу музыку - лучше открытые динамики, если вы любите «чтоб качало» - закрытый тип для вас.

Формат звуковой схемы подскажет вам, какой звук получится на выходе из устройства – одноканальный (1.0) или многоканальный (2.0 , 2.1 , 5.1 , 6.2 , 7.1 , 5.1 Real , 7.1 Real). Стоит помнить, что для получения объемного многоканального звука большое значение имеет формат аудиофайла и настройки проигрывателя – не все файлы и устройства поддерживают многоканальность. Многоканальный звук позволяет полностью погрузиться в реальность игры или фильма.

Идеальных динамиков, воспроизводящих одинаково хорошо звук в широком частотном диапазоне, да еще за небольшие деньги, пока не придумали. Поэтому производители для улучшения звукопередачи придумали устанавливать в наушник не по одному излучателю, а по несколько. К примеру, один хорошо воспроизводит частоты низкого диапазона, а другой – верхнего. По количеству излучателей с каждой стороны можно выбрать наушники: с , , , и излучателями.

Иногда наушники оборудуются системой активного шумоподавления . Внутри такого наушника расположен микрофон, улавливающий внешние шумы, и посылающий сигнал на устройство, которое, в свою очередь, генерирует идентичную звуковую волну, но идущую в противофазе с шумом. Сгенерированная волна выдается динамиком, одновременно с музыкой, и гасит шум. У этой системы всего лишь один недостаток – некоторые люди восприимчивы к ней, и страдают головными болями (согласно исследованиям, около 5-7 %). Ученые пока не разгадали тайну этого феномена, и при покупке наушников с этой системой остается лишь надеяться, что вы не окажетесь среди тех несчастных.

Размер имеет значение – этот принцип отчасти работает и в наушниках. Диаметр мембраны излучателя влияет на качество звука, как и в колонках, и бывает от 3,5 до 70 мм . Там, где диаметр сам по себе большой, качество звука в общем и басов в частности будет лучше. Для маленьких же диаметров придется идти на всякого рода ухищрения (к примеру, во внутриканальных наушниках динамик смещается к выходу звуковода, т.е. ближе к органу слуха). Также стоит понимать, что если для накладных наушников 40-50 мм – это норма, то для втычных 10-15 мм – это большой размер. Но все же не стоит гнаться за этим показателем – есть множество других факторов, влияющих на качество звука. В некоторых весьма достойных по звучанию моделях, диаметр мембраны не велик. Эта характеристика скорее важна в недорогом сегменте устройств, где похвастаться передовыми технологиями не получается, так хоть за счет старых проверенных способов звук будет неплох.

ГАРНИТУРЫ

Особняком среди прочих стоят гарнитуры – устройства, предусматривающие в дополнение к наушникам микрофон для переговоров.

Гарнитуры выпускаются как в моноформате – с одним наушником, так и в стереоформате – с двумя наушниками.

Расположение микрофона гарнитуры бывает: в корпусе , на проводе , на наушниках . Первые два типа более универсальны и компактны – такие гарнитуры используются как в быту, так и на работе. А вот расположение микрофона на наушниках подразумевает более громоздкую конструкцию и скорее специальное использование гарнитуры – для переговоров на работе или во время игр.

Крепление микрофона может быть выполнено подвижным или фиксированным . Подвижное крепление более адаптировано для переговоров.

Гарнитуры также могут быть проводными и беспроводными , второй тип наиболее удобен при поездках за рулем и занятиях спортом.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наряду с акустическими характеристиками многим будут важны и другие критерии выбора, определяющие удобство модели.

Если вы выбираете наушники для конкретного устройства, то обратите внимание на разъем подключения , чтобы не возникло проблем по подключению. Встречаются разные типы соединения: jack 2.5 мм , jack 3.5 мм , jack 6.3 мм , USB , microUSB , HDMI , фирменный разъем , Apple Lightning .

Для людей, которые не любят путаться в проводах, производители предусмотрели беспроводные наушники , которые могут подключаться посредством:

  • Bluetooth – работают на расстоянии около 10 м, обеспечивают хорошее качество звука, недорогие, применение – универсальное (спорт, музыка, просмотр фильмов, разговоры)
  • радиоканала – работают на расстоянии около 100 м, но не могут похвастаться отличным звуком, зато неплохо держат заряд, применение – просмотр фильмов, разговоры
  • 2-6 м . с одной стороны, длинный кабель позволяет достаточно далеко уходить от источника звука, что удобно для домашних наушников, с другой стороны – сложно в нем не запутаться.

    Вес наушников будет иметь значение, если вы планируете их использовать для активной деятельности, например, занятий спортом. Для этого подойдут модели до100 г . Более тяжелые модели 100-1000 г лучше оставить для других случаев.

    Наушники могут быть снабжены функциональными клавишами : для регулировке звука, управлению эквалайзером, включению/отключению, выбору режимов и пр.

    Встречаются модели, где большее внимание уделено оформлению – это скорее модный аксессуар, а не технический атрибут (хотя иногда и техническая сторона достойно реализована).

    КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

    Постараюсь в итоге свести рассуждения по выбору наушников к минимуму: самое главное – выбрать удобную конструкцию, которая нигде не будет жать, передавливать, люфтить – одним словом, сядет комфортно. Если выбираете наушники для определенной функции – в первую очередь учтите соответствие этой цели. К примеру: для занятий спортом не стоит выбирать массивные уши, подберите маленький удобный девайс, возможно, беспроводной; для просмотра фильмов дома лучше отдать предпочтение большим охватывающим ушам с многоканальным звуком.

    Гнаться за широким частотным диапазоном бессмысленно, тем более сам по себе он ничего не говорит о звучании: при одинаковой заявленной характеристике 20 Гц – 20 кГц уши за 150 рублей и за 2500 рублей будут звучать по-разному, не говоря об устройствах за 70000 рублей. Лучше посмотрите, приводит ли производитель АЧХ, и какого она вида. Совокупное рассмотрение характеристик импеданса, чувствительности и мощности подскажет, подойдут ли наушники к определенному устройству и комфортным ли будет звук на выходе, быстро ли будет разряжаться портативный проигрыватель.

    Если есть возможность, особенно при покупке достаточно дорогого устройства, обязательно прослушайте в наушниках разную музыку – чтобы оценить качество звучания. Лучшего помощника в выборе, чем ваши собственные уши, вы не найдете.

    СТОИМОСТЬ

    В недорогом ценовом сегменте – до 1000 рублей – вы сможете купить бюджетные устройства за адекватную качеству цену. Особенностей глубокого звучания ждать от таких устройств не следует, но как универсальная вещь, для ежедневного использования, они достойно выполняют функции.

    В среднем ценовом сегменте – от 1000 до 10000 рублей – здесь уже можно разгуляться и выбрать устройство «под себя», с нужными вам характеристиками. Приятные бонусы, в виде футляров, сменных амбушур и заменяемого провода прилагаются к большинству моделей. В этом же ценовом диапазоне стартуют беспроводные модели.

    В дорогом ценовом сегменте – от 10000 рублей – более серьезный сегмент, включающий устройства для ценителей или профессионалов. Частотный диапазон шире слышимого простым смертным. Материалы и технологии используются только высшего качества: наушники из благородных пород дерева, провода повышенной гибкости и проводимости, конструкция, включающая до пяти излучателей на ухо для идеального звука, комплектация фильтрами и адаптерами.

Звуки играют в нашей жизни гораздо большую роль, чем может показаться на первый взгляд. Они нас ориентируют, с помощью звуков мы обмениваемся полезной и не очень информацией. А еще собранные в гармонию звуки способны влиять на наше настроение. Ученые неоднократно доказывали связь между здоровьем живых существ и звуковым фоном, который их ежедневно сопровождает. Быть может, именно из-за этой невидимой связи многие стремятся окружить себя приятной музыкой, приобретая аудиотехнику - усилители, проигрыватели, акустику.

Для многих звук в ушах - это не просто способ убить время в транспорте, это еще и способ получить свое собственное пространство, которого в повседневной жизни порой так не хватает. Чтобы это пространство было комфортным и уютным, необходимо, чтобы наушники идеально подходили - хорошо сидели и, конечно же, обладали приятным звучанием. Подобрать свою пару наушников не легче, чем, скажем, найти для себя хорошую одежду. Прилавки магазинов ломятся от сотен и сотен моделей по самым разным ценам - от «рубль - ведро» до таких, стоимость которых исчисляется тысячами долларов.

Как тут не растеряться в многообразии форм и характеристик? Ответ прост - нужно лишь раз и навсегда разобраться для себя в классах и разновидностях этих устройств. После этого следует подумать, какой класс наушников лучше всего подходит для ваших целей, и далее ориентироваться по своим финансовым возможностям.

⇡ Способы крепления наушников на голове

Форма головы у всех разная, поэтому одна и та же модель наушников может идеально подходить для одного человека и быть совершенно неприемлемой для другого. Чтобы удовлетворить все запросы, конструкторы и дизайнеры придумали массу способов крепления наушников на голове любителя музыки.

Классический вариант - дуговое крепление, или «наушники с оголовьем». Дуга таких наушников огибает голову, прижимая к ушам чашки с излучателями.

Второй вариант - крюк. Наушники представляют собой два крюка, которые цепляются за ушные раковины, удерживая капсюль с динамиком напротив слухового прохода. Поскольку данное крепление использует тот же принцип, что и очки, такой вариант будет не очень удобным для тех, кто постоянно носит оправу.

Третий вариант ношения наушников - затылочная дуга. Похож на предыдущий, с той разницей, что крюки соединены легкой дужкой, проходящей по затылку.

Четвертый вариант - вкладыши. Это небольшие портативные наушники, которые обычно прилагаются к смартфону или к MP3-плееру. Они просто вставляются в ушную раковину и как бы лежат там. Этот вариант имеет много недостатков - наушники не прилегают плотно к ушному отверстию, поэтому качество передаваемого звука обычно страдает. Кроме этого, такой вариант крепления в ухе ненадежен - при активном движении они выпадают.

Существуют некоторые модификации вставных наушников. Одно из самых удачных решений, по нашему мнению, - конструкция Twist-to-fit от немецкого производителя Sennheiser. Этот вариант крепления позволяет наушникам не только лежать в ушной раковине, но и зацепиться за нее дополнительным элементом. Похожий вариант усовершенствования можно увидеть и у других известных производителей портативных наушников, например у BOSE.

Пятый вариант - внутриканальные наушники (их также иногда называют вакуумными наушниками). Этот тип портативных наушников обеспечивает поступление звука непосредственно в слуховой канал. Внутриканальные наушники имеют гибкий силиконовый наконечник (наподобие тех, что на фонендоскопе у врача) или специальную пену с эффектом памяти. Эти наконечники вставляются прямо в слуховое отверстие, буквально затыкая его. Для идеальной посадки внутриканальные наушники обычно поставляются с тремя парами сменных силиконовых вставок разного размера. Результатом такой плотной посадки является потрясающе высокая степень изоляции от внешних шумов. Подобные наушники можно даже использовать как беруши.

Однако у этой конструкции есть и свои недостатки. Во-первых, нагрузка на слуховой аппарат возрастает, и при длительном прослушивании на высокой громкости такими наушниками можно быстро «посадить» слух. Во-вторых, ушное отверстие не «дышит» и длительное ношение внутриканальных наушников может вызывать неприятные ощущения, такие как зуд кожи.

Наушники могут отличаться еще одной конструктивной особенностью - способом прилегания к голове. Так, например, модели, которые полностью охватывают уши человека, называются полноразмерными, или мониторными.

Наушники, которые просто прилегают к ушной раковине, называются накладными.

Портативными могут быть не только вставные или внутриканальные наушники. Модели с оголовьем тоже могут иметь складную конструкцию, а самые дорогие комплектуются удобным чехлом или даже кейсом для переноски.

⇡ Различия в конструкции чашек. Открытые и закрытые наушники

Прежде всего обращаем внимание на то, что все наушники делятся на два больших класса - открытые и закрытые. Эти слова следует понимать в буквальном смысле. Закрытые наушники не дают звуковым волнам выйти из чашек наушников. Корпус правой и левой чашки таких устройств не содержит никаких отверстий со стороны, не примыкающей к голове слушателя. Стенки чашек таких наушников обычно достаточно массивные, а материал, из которых они сделаны, часто обладает способностью гасить звуковые колебания. Как правило, закрытые наушники обладают заметно более высокой степенью пассивного шумоподавления.

В открытых наушниках где-нибудь на корпусе, обычно на обратной стороне чашек, можно увидеть сеточку из отверстий. Эти отверстия необходимы для того, чтобы звуковые волны распространялись так же, как в естественной среде, что способствует более реалистичному, правдоподобному звучанию наушников.

Характер звука в закрытых и открытых наушниках различается. Поскольку в закрытом корпусе звуковая волна многократно переотражается от стенок, нижний диапазон становится более напористым, что не соответствует номинальному звучанию аудиоматериала. Для музыкантов предпочтительнее работать в открытых наушниках, так как данная конструкция не искажает АЧХ и звучит более достоверно.

Наушники с закрытой конструкцией обычно имеют характерный сильный прижим чашек к голове, и далеко не всем это нравится. Такие наушники обладают намного лучшей звукоизоляцией по сравнению с открытыми. Из этого следует еще одно преимущество закрытой конструкции - слушателю в таких наушниках не слышно окружающих звуков, а окружающим не слышна музыка, направляемая в уши меломана. В открытых наушниках звуковые волны проходят наружу, поэтому громкая музыка будет вполне разборчиво «жужжать» для рядом стоящего человека.

Иногда можно встретить в продаже наушники полуоткрытого или полузакрытого типа - это наушники, конструкцию которых нельзя отнести ни к открытой, ни к закрытой. Обычно так называют открытые наушники с хорошим пассивным шумоподавлением.

⇡ Система активного шумоподавления

В недорогих наушниках используется один способ подавления внешних шумов - пассивный. Обычно он достигается за счет конструкции амбушюр - мягких вставок, смягчающих прилегание чашек наушников к голове. Однако у этого способа есть свои ограничения. Наушники с самым хорошим пассивным шумоподавлением имеют показатели 35-37 дБ.

Чтобы усилить эффект снижения окружающего шума, инженерами был придуман способ подавления нежелательных акустических колебаний аналогичными волнами с противоположной фазой. Наушники, в которых реализована данная идея, получили название «наушники с системой активного шумоподавления». Конструкция таких наушников содержит скрытый микрофон, который улавливает фоновый шум. Полученный сигнал обрабатывается электронным блоком устройства, и затем генерируется сигнал с перевернутой фазой. Излучаемый звук гасит фоновые акустические сигналы и позволяет снизить общий шум на 70-90%. Система активного шумоподавления даже в дорогих моделях отчасти портит исходный звук, ограничивая динамический диапазон модели. Тем не менее если вы любите слушать музыку в достаточно шумных местах, таких как метро, автобус, самолет, - подобная система придется весьма кстати.

Для ее работы используются элементы питания, которых хватает максимум на 3-4 дня беспрерывной работы. Технология активного шумоподавления не устраняет все шумы, она максимально эффективна лишь в определенном низкочастотном диапазоне (например, от 25 до 500 Гц).

⇡ Технические характеристики: на что обращать внимание

Наушники различаются и по техническим характеристикам. Относиться к цифрам и графикам на упаковке наушников слишком серьезно не стоит. Данные, которые предоставляет изготовитель наушников, рассчитаны в первую очередь на тех покупателей, которые при выборе ориентируются не на свои уши, а на «умные» цифры и пёстрые диаграммы. Доля правды в указываемых производителем параметрах есть, но нужно понимать, что частотные характеристики без указания коэффициента гармонических искажений ничего не стоят, а ровный график АЧХ совсем не гарантирует высокую детальность звука. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ни один продавец-консультант не смог вам «навесить лапшу» и сплавить залежавшийся товар, в основных параметрах следует разобраться.

⇡ Частотный диапазон

Первое - частный диапазон. Чем шире его границы, тем лучше для качества звука. Для кого-то это утверждение не совсем очевидно. Более того, если начать размышлять над данным параметром, можно прийти к совершенно иному заключению: «Зачем переплачивать за слишком широкий частотный диапазон?»

Давайте вспомним учебник биологии - человек способен разобрать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Это в самом лучшем случае, на практике слышимая область у многих куда уже. Многие перестают слышать уже частоты в 15 кГц и ниже. Однако производители аудиоустройств нередко указывают в характеристиках своих товаров частоты в два, три и более раз выше. Зачем?

Когда за слышимый предел выходят производители стационарной акустики, в этом есть определенный смысл. Дело в том, что теоретически человек ощущает обычный звук не только ушами, но и всем телом. Поэтому самые большие аудиофилы убеждены, что способны чувствовать музыку буквально костями. В ушной раковине же, как известно из того же учебника по биологии, к счастью, костей нет. Поэтому, если в наушниках указан диапазон, сильно выходящий за рамки слышимой частоты, «лишние» герцы не услышит даже аудиофил с очень хорошим слухом и очень чувствительными ушными хрящами.

И все-таки если на коробке с наушниками вы увидите цифры, которые выходят за пределы слышимой области, это хорошо. Это дает повод полагать, что драйвера (так называют динамики, излучатели звука в наушниках) не работают в граничном режиме и поэтому имеют достаточный потенциал, чтобы более точно, без искажений, передать слышимые частоты. Разумеется, проверить это наверняка можно только одним-единственным способом - надев пару наушников и послушав их.

⇡ Размер драйверов и мощность

Этот параметр мало о чем говорит. Многие производители любят гордо вынести на коробку цифры, скажем, 50 мм или 40 мм. Диаметр динамика - это его размер, и только. Подобный трюк рассчитан на обычный стереотип - большинство покупателей сознательно (или подсознательно) считают, что чем больше размер акустики, тем ее звучание лучше. Производитель словно старается сказать: «Видите, какие мы использовали огромные динамики? А представляете, какой крутой у них звук - при таком-то размере!»

У наушников Sony MDR-XB1000 диаметр динамика 70 мм!

На самом деле этот показатель зачастую лишен смысла. Мощность устройства - другое дело. Этот параметр определяет выходную мощность динамиков и влияет на их громкость. Чем выше мощность, тем ярче и сочнее звук - больше баса, точнее интерпретация. Но наушники с высокой мощностью (2000-3000 мВт) быстрее разряжают батарею вашего портативного устройства.

⇡ Чувствительность

Существует определенная категория пользователей, которая для описания звука употребляет слово «громко», например - «эти наушники играют очень громко». Несмотря на то, что ни один ценитель качественного звука не употребит это слово в разговоре об аудио, считая его дилетантским, определенный смысл в этом определении есть. За громкость звука отвечает такой параметр как «чувствительность». Чем он выше, тем звук сильнее (при одинаковой мощности). Наушники с чувствительностью 95-100 дБ и выше можно считать хорошими.

⇡ Сопротивление

Это довольно важный параметр. Если вы выбираете наушники для плеера, не лишним будет проверить, на наушники с каким сопротивлением он рассчитан. Как правило, портативное аудио предназначено для работы с низкоомными наушниками, которые имеют сопротивление 32 Ом. Но если подключить к плееру наушники с сопротивлением 300 Ом, это не означает, что вы не сможете услышать звук - просто они будут звучать тише. Высокоомные наушники используются редко, их сопротивление исчисляется килоомами.

⇡ АЧХ

Один из наиболее наглядных способов представления звучания наушников - с помощью графика амплитудно-частотной характеристики устройства (АЧХ). Обычно это - кривая, которая описывает передачу тех или иных частот наушниками. Чем меньше резких изгибов она содержит и чем дальше она простирается на графике, тем точнее наушники передают исходный аудиоматериал. По АЧХ любители баса могут сразу определить, подходят им эти наушники или нет, - в области низких частот должен находиться «горб». Чем выше расположен график, тем громче звучат наушники.

АЧХ наушников Beats by Dr. Dre Studio

Ровная АЧХ не является гарантией высокого качества звука. Это - лишь предпосылка думать о том, что звучание сбалансировано, то есть никакие частоты не заваливаются и не выпирают, не режут слух.

⇡ Коэффициент гармонических искажений

Коэффициент гармонических искажений - это, пожалуй, единственный параметр, который объективно свидетельствует о качестве звука. Если для вас важно высокое качество звучания, следите за тем, чтобы коэффициент гармонических искажений выбранной вами модели был менее 0,5%. Наушники с коэффициентом гармонических искажений более 1% можно считать посредственными.

Если на упаковке или на официальном сайте вы не нашли данной характеристики, это повод задуматься: возможно, производителю есть что скрывать. Далеко ходить не надо: популярная среди молодежи модель Beats by Dr. Dre Studio имеет коэффициент гармонических искажений 1,5% на частоте 1кГц .

С другой стороны, обращайте внимание на то, для какой частоты приведена данная характеристика. Коэффициент гармонических искажений непостоянен по всему частотному спектру. Поскольку область низких частот человеческое ухо слышит менее разборчиво, в НЧ-диапазоне допустимы гармонические искажения менее 10%, а вот в полосе частот от 100 Гц до 2кГц - не более 1 %.

⇡ Кабель

В описании наушников часто можно встретить термин «одностороннее/двустороннее подключение» . Это означает, что конструктивно данные наушники выполнены таким образом, что провод подходит либо только к одной из чашек наушников, либо имеет Y-образную форму и подходит к обеим чашкам.

Наушники с односторонним подключением

Наушники с двусторонним подключением

Понятия «симметричный» и «несимметричный» кабель, как правило, имеют отношение к портативным вставным или внутриканальным наушникам. Конструкция наушников с симметричным кабелем означает, что провод имеет Y-образную форму. Несимметричный кабель позволяет забросить более длинный провод одного из наушников за шею. Такие наушники носить удобнее - когда они не используются, то просто висят на шее.

Кабель также может значиться в описании наушников как «плоский». Это означает, что провод наушников имеет форму телефонного кабеля, именуемого в народе лапшой. Преимущество плоского кабеля в том, что он не запутывается.

Провод на студийных наушниках может быть витым, то есть закрученным в спираль.

⇡ Провод может быть не нужен

Наушники не обязательно должны соединяться с источником звука проводом, существуют также беспроводные версии, которые могут работать дистанционно, без каких бы то ни было соединительных кабелей. Модели беспроводных наушников (за редким исключением) имеют более низкое качество звучания, что объясняется потерями при передаче сигнала в радиоэфире, а иногда и компрессией данных.

Беспроводные наушники работают от встроенных в корпус источников питания, срок службы которых обычно составляет от нескольких часов до нескольких суток. Источником передачи сигнала является база. База может представлять собой стационарную док-станцию, подключаемую к любому линейному входу, либо портативный модуль, подсоединяемый к любому аналоговому источнику звука или к USB-порту.

Беспроводные модели используют три основных способа передачи сигнала - по радио, посредством инфракрасного порта, а также через Bluetooth. При передаче по радиочастотам звук неизбежно сопровождается эфирными помехами. Вариант с инфракрасным портом - вчерашний день, устаревшая технология, которая требует от слушателя, чтобы его датчик-приемник на наушниках находился в зоне прямой видимости передатчика. Беспроводные наушники, использующие технологию Bluetooth, имеют сравнительно небольшой радиус действия, порядка десяти-двадцати метров, в то время как радионаушники могут работать на расстоянии до 100 и более метров. Многие портативные устройства, включая смартфоны и MP3-плееры, могут работать с беспроводными наушниками по Bluetooth.

⇡ Несколько слов о гарнитурах

Наушники с микрофоном называются гарнитурой. Микрофон может отстегиваться, превращая гарнитуру в обычные наушники, может поворачиваться в сторону, когда он не нужен, а может быть жестко закреплен на соединительном кабеле устройства.

Компьютерная гарнитура может подключаться или напрямую к разъемам для наушников и микрофона на звуковой плате, или при помощи звукового USB-адаптера, который может идти в комплекте.

Многие известные производители наушников в последнее время стали выпускать специальные модификации своих проверенных временем моделей, наделяя их поддержкой устройств Apple. Такие модели, как Sennheiser MM 70i и Koss PRODJ200, обладают дополнительным микрофоном и пультом дистанционного управления для быстрого вызова некоторых опций смартфона. Впрочем, мобильные гарнитуры - это отдельный класс устройств с большим набором функций, рассмотрение которых выходит за рамки этого обзора.

⇡ Разбираемся в брендах

Несмотря на разнообразие представленных в продаже марок наушников, есть определенные имена, которые заслужили репутацию и пользуются спросом среди знатоков хорошего звука. Вот некоторые из «проверенных» имен: AKG, Beyerdynamics, Sennheiser, Audio-Technica, Grado, KOSS, Philips, Sony, Fostex, Denon, Bose, Shure и прочие.

Интересно, что очень многие компании предлагают десятки и десятки моделей наушников, но все эти разные наушники сделаны по похожей технологии, поэтому зачастую их «акцент» очень схож. Если вы сторонник классического рока, вам, возможно, понравится большинство моделей, выпускаемых фирмой KOSS, которые обладают ярко выраженным басом. Модели AKG славятся очень красивой детальностью высоких частот, а у наушников Sennheizer обычно относительно ровная АЧХ.

Если посмотреть на ассортимент, который предлагается любителям наушников, можно увидеть, что у каждого второго бренда есть в наличии десятки, а то и сотни моделей. Чтобы дать возможность пользователям лучше ориентироваться в своей продукции, многие известные производители используют определенные принципы маркировки товара. Яркий пример «умной» маркировки наушников - у немецкой фирмы Sennheiser. В названии этих моделей присутствует буквенный префикс, который может многое сказать о конструкции тех или иных наушников.

  • CX, а также серия IE - внутриканальные наушники;
  • MX - вставные наушники;
  • HD - классические наушники с оголовьем;
  • RS - беспроводные наушники, комплект база плюс наушники;
  • HDR - дополнительная пара беспроводных наушников;
  • OMX - вставные наушники с креплением типа «крюк»;
  • OCX - внутриканальные наушники с креплением типа «крюк»;
  • PMX - накладные или вставные наушники с затылочной дугой;
  • PXC - линейка наушников с системой активного шумоподавления;
  • PC - компьютерные гарнитуры;
  • HME - модели гарнитур, предназначенные для пилотов и экипажей самолетов и вертолетов.

А если в конце названия модели стоит индекс «i», значит, она поддерживает работу с устройствами Apple - включает в себя четырехконтактный штекер, микрофон на проводе и пульт для управления некоторыми командами устройства.

К наиболее популярным моделям наушников некоторые производители выпускают отдельно наборы амбушюр, которые можно докупить и самостоятельно заменить, если от времени оригинальные вставки потеряют свой внешний вид - потрескаются или сотрутся.

⇡ Как найти идеальные наушники?

На самом деле, даже если обложиться осциллографами и прочими измерительными приборами, для наушников трудно найти критерий объективной оценки. Как сравнивать разные модели?

По цене, руководствуясь принципом «чем дороже, тем лучше»? Но есть и недорогие малоизвестные наушники, которые звучат не хуже брендовых (об одной из моделей мы писали в статье «Наушники Superlux HD669 (Axelvox HD 272): исключение из правил» .

Ориентироваться на мощность? Но и этот показатель тоже ни о чем не говорит. Одни из топовых наушников Philips - Fidelio L1 - имеют мощность всего 200 мВт, но при этом гарантией их звучания является контрольная комиссия «золотых ушей», состоящая из людей с исключительным слухом.

Не дает представления о качестве товара и частотный диапазон, который так любят писать на коробках гарнитур и наушников. Как уже было сказано выше, далеко не всякий человек может расслышать справочные 20 Гц - 20 кГц. А уж если границы диапазона намного шире этой полосы частот, начинает оправдываться пословица «Глухой не услышит, так соврет». Сказать о том, насколько красиво динамики передают скрипку на 30 кГц, может только человеческая фантазия.

Не намного более информативным является частотный диапазон микрофона в описаниях гарнитур. Логика подсказывает, что чем шире полоса, тем должен быть «естественнее» звук. На практике же это оказывается совсем не так. Все зависит от конструкции микрофона, а также от защитного фильтра, избавляющего от резкого придыхания и посторонних шумов. Более того, в линейке, скажем, Plantronics есть немало гарнитур, которые снабжены модулем электронной фильтрации звука DSP. Этот блок очень эффективно извлекает посторонние шумы, акцентируя звук именно на голосе. При этом полоса частот микрофона в таких моделях, согласно техническим характеристикам, выглядит более чем скромно, а речь звучит естественнее, чем в дорогих «геймерских» гарнитурах.

Так как же составить свое мнение о наушниках? Некоторые аудиофилы - те, которые думают, что могут на слух отличить качество звука на обычном кабеле и на кабеле из сверхчистой бескислородной меди, - привыкли доверять не собственным ушам, а глянцевым журналам и графикам, которые получены с помощью прибора, именуемого «искусственное ухо». Может, это и «по науке», но далеко не все с этим утверждением согласятся.

Нужно сказать, что тем, кто ищет идеальную формулу звука, в жизни приходится несладко - они постоянно вынуждены проглатывать саркастические шутки про «теплый ламповый звук». Не все, кто иронизирует по поводу «кристально чистого звука», правы, равно как и не все «аудиоманьяки» могут уловить разницу между усилителями за $400 и за $4 000.

При этом настоящих оппонентов в споре про качественный звук найти довольно сложно. Встретить мнение о том, что дорогая аудиоаппаратура - это пустая трата денег, - не проблема. Однако причины, порождающие эту мысль, могут быть разными. Например, позвольте поинтересоваться: когда вы проверяли свой слух? Скорее всего - очень давно, а может, вообще никогда. Вы же не испытываете дискомфорта при разговоре со знакомыми, так зачем вам ходить к врачу? Но то, что человеку не нужно кричать в ухо, еще не является гарантией его идеального слуха.

Энциклопедические сведения о том, что человек слышит диапазон от 20 Гц до 20 кГц - это крайне оптимистическое утверждение. В реальной жизни слышимый спектр намного уже. Да вы и сами можете в этом убедиться. Вот простенький «топорный» способ самому проверить собственный слух. В проигрывателе foobar2000 раскройте меню File -> Add Location и наберите tone://20000, где число равно частоте в герцах.

Вы получили плохой результат? Не расстраивайтесь. Во-первых, на результаты могли оказать влияние технические характеристики наушников, звуковой карты или акустики, а во-вторых - людей, которые могут похвастаться абсолютным слухом, не так и много. К тому же, чтобы наслаждаться музыкой, нужно лишь одно - чувство прекрасного. За последнее отвечает не ухо и не печень, а какой-то особо хитрый орган под названием «человеческая душа», положение которого вам не сможет показать ни один врач. В конце концов, Бетховен не слышал свою Девятую симфонию по причине глухоты, но это не помешало ему на премьере сорвать такие овации, что публику пришлось успокаивать силой.

Так что ответ на вопрос «Как выбрать самые лучшие для себя наушники?» звучит до невозможного просто: «А вы наденьте и послушайте!»

Большинство современных смартфонов (и простых мобильных телефонов) поставляются в комплекте с проводной гарнитурой (наушниками), однако не каждая пара стандартных наушников может похвастаться четким звучанием, удобством и уж тем более дизайном. Прослушивание музыки, аудиокниг, радио и просмотр любимых фильмов на смартфоне будет гораздо более приятным, если правильно подобрать .

Для начала вам стоит определиться с видом наушников: вкладыши, вставные (их еще называют “затычки”, или “пробки”), накладные (среди них много складных моделей; иногда их называют дуговые), и мониторные. Кроме этого, наушники могут быть проводные или . Для телефона больше всего подойдут вкладыши, вставные и накладные небольшого размера. У каждого из этих видов есть свои достоинства: накладные дают более объемное и качественное звучание за счет большей мембраны, но они не столь компактны, как вставные или накладные; вставные — удобные, доступные по цене, но если такие наушники подобрать не по форме своей ушной раковины, то они могут выпадать из уха, что неудобно; пробковые “затычки” наоборот сидят в ухе очень плотно, но не всем комфортно носить такие наушники, кроме этого долго ими пользоваться не рекомендуют врачи, это может повлиять на ваш слуховой аппарат, еще один важный факт — на улице вы можете ничего не слышать, кроме своей музыки, что может быть опасно, если вы, например, едите на велосипеде.

Чтобы понять какой вид наушников вам подходит больше, подумайте, где вы больше всего будете их использовать вместе с телефоном. Если они должны быть незаметны, и занимать мало места, то лучше выбрать вкладыши или вставные. Для долгих поездок и путешествий больше подойдут накладные, так как от них меньше устают голова и уши.

Некоторые модели наушников изначально разработаны именно для мобильных телефонов, как например, . При покупке наушников в интернет-магазине внимательно читайте описание, и тогда вы точно сделаете правильный выбор.

Вес наушников

Вес наушников. Если для больших домашних наушников вес играет не самое больше значение, то для телефона, чем они легче — тем лучше. Проводные всегда легче беспроводных, так как у последних на вес влияет наличие аккумуляторов. “Вкладыши” обычно весят — 5-30 граммов; накладные — 40-100 граммов.


Для ценителей качественного звука

Стандартным считается разъем 3.5 мм. Однако, в некоторых мобильных телефонах и диктофонах можно встретить разъем 2.5 мм. Часто в комплекте с наушниками идет дополнительный переходник на 2,5, а так же на 6.3 мм, что очень удобно.

Позолоченный разъем. Наверное, вы замечали, что некоторые наушники имеют позолоченный разъем. Так вот, золотое покрытие на разъеме и переходнике не случайно. Золотое напыление — это стойкость к коррозии и окислению. Хороший контакт — более чистый и качественный звук.



Важные технические характеристики наушников

Диаметр мембраны

Диаметр мембраны, или размер динамиков. Этот показатель влияет на качество звука. Больший диаметр мембраны лучше воспроизводит низкие частоты. Опять-таки, выбирая наушники для телефона, вы вряд ли планируете покупать большие мониторные наушники. Стандартом для наушников-вкладышей является мембрана диаметром 9-12 мм. К примеру, накладные наушники для домашнего использования с хорошим качеством “низов” идут от 30мм. Большие студийные наушники могут иметь показатель до 70мм.

Импеданс

Импеданс, или номинальное сопротивление наушников по переменному току. Техническая характеристика. Вообще, для наушников этот показатель может лежать в диапазоне от 1.0 до 820.0 Ом. И зависит в первую очередь от того, с какой техникой вы собираетесь их использовать. Для портативной техники выбирайте модели с импедансом 16-40 Ом. Это обеспечит достаточную громкость при малой мощности входного сигнала.

Частота диапазона

Частота диапазона может быть указана производителем от 2 до 110000 Гц. При этом не стоит забывать, что человеческое ухо воспринимает примерно от 20 до 20000 Гц. Если наушники обладают более широким диапазоном, то вы можете и не заметить разницы, если ваши уши не обладают особой чувствительностью.

Чувствительность наушников

Чувствительность наушников может быть от от 60.0 до 130.0 дБ. Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Если не вдаваться в техническую сторону вопроса, то стоит остановиться на наушниках с чувствительностью не менее 100 дБ, что обеспечит достаточную громкость на улице и в шумных местах.

Длина шнура

Длина кабеля в проводных наушниках влияет в первую очередь на их комфортное использование. Для телефона оптимальной длиной можно считать наушники в 80-120 см, в зависимости от того где будет телефон: в сумке, кармане пиджака или кармане джинсов.

Сменные амбушюры

Количество пар сменных амбушюров в комплекте. У одних наушников может быть всего одна пара, у других — 3. Количество амбушюров, которые поставляются с наушниками-вкладышами может иметь значение, поскольку дополнительно докупить их бывает проблематично. К слову, амбушюры — это съемные части наушников, которые непосредственно прилегают к уху. Иногда в комплекте попадаются пары разного размера, чтобы пользователь подобрал размер под себя.


Дополнительные преимущества:

    Водостойкий корпус. Да, и наушники бывают влагозащищенными

    Адаптер для самолета. Если вы часто летаете, то вам может пригодится такой адаптер, чтобы в салоне подключать свои наушники для пользования внутренней аудиосистемой.



Статьи по теме