Какие микрофоны лучше использовать? Какие бывают микрофоны и как выбрать правильный микрофон.

Эту статью я вынашивала очень долго. Не писала исключительно потому, что не находилось в окружении звукорежиссера - асса. К счастью, теперь он есть). Зовут Максим Шустов. К нему я и отправилась на уютную питерскую студию HOREX, где и провела вечер минувшего дня.

Отпоив чаем и устроив экскурсию по владениям, Максим рассказал о звукорежиссерских находках, разобрал при мне микрофон и даже показал образец, полностью собранный вручную в Германии... В общем, я много чего узнала, но главное – из миллиона микрофонов действительно стоящих наберется с десяток!

Микрофон для подкастера

Это тот самый случай, когда качество звука должно быть хорошее, но покупать микшерный пульт, предусилитель, трансформатор и кучу другой терминологии) человек не станет.

Идеальное решение - USB конденсаторный микрофон, не требующий фантомного питания, то есть вам не нужно будет покупать микшер, через USB соединение все уладится само собой. Также не потребуется дополнительного программного обеспечения, указанные ниже модели работают со стандартными драйверами ОС. Потребуются лишь микрофон, компьютер и звуковой редактор)

Замечу, желающим делать подкасты, но обходиться без микрофона и специального софта,прямая дорога на статью о .

SHURE PG27 USB – 9495 рублей

Модель не дешевая, но это SHURE- бренд, у которого за плечами история и несколько действительно настоящих хитов. Микрофон будет давать отличный звук по ряду причин: он конденсаторный, что существенно лучше динамического, кардиодный (не будет ловить посторонние источники звука), имеет широкую диафрагму (для речевых и вокальных микрофонов выбираем именной такую мембрану), он отлично улавливает частотный диапазон, то есть и жирный низ, и прозрачный верх.

К сожалению, из-за того, что микрофон имеет усредненные характеристики нельзя говорить о его особенности.Это качественный чистый и прозрачный звук, без завалов и задираний, НО без изюминки.

ART M-ONE U - 4740 рублей

Компания ART на российском рынке представлена не так давно, но за океаном её продукты пользуются стабильным спросом уже более 20 лет. Микрофон M-ONE U из серии оптимального соотношения цены и качества .Судите сами: хорошая сборка, широкая чувствительная мембрана, четкая кардиоидная направленность, не дающая посторонним звукам вмешиваться в процесс звукозаписи, - и все это за приемлемую цену.

Особенности: микрофон не отличается теплотой звучания и немного окрашивает верхний диапазон частот. Думаю, что подкастерам -девушкам он будет в самый раз.

BLUE YETI – 5590 рублей

Это подкастерский хит! Долгое время заветные лавры украшали мембрану микрофона Rode Podcaster. Но сейчас успех перебрался на сторону голубого йети. Чем хорош?! YETI позволяет записывать звук в стерео! Об этом как раз и говорят три огромные буквы на его теле - TНX. Дело в том, что THX -стандарт кинотеатров, и сейчас такой сертификат получает только самая лучшая техника, работающая со звуком. Еще из достоинств:

  • поразительная чистота и четкость звука, не характерная для usb - микрофонов
  • возможность выбирать одну из диаграмм направленности: кардиоида, восьмёрка, круг.
  • встроенный предусилитель для наушников, он позволяет мониторить записываемый сигнал без какой-либо задержки.

Микрофон для звукозаписывающей студии

Октава МКЛ-5000- 29 900 рублей

Начнем с того, что это ламповый микрофон. От транзисторного он отличается тем, что улавливает четные гармоники, и голос от этого очень теплый. Нечетные гармоники, например, дают эффект совершенно противоположный. Голос как бы металлизируется и кажется более холодным.

В ходе разговора с экспертом я сделала вывод, что, несмотря на российское происхождение микрофона, он очень, очень, очень хорош. Это как бы такой Neumann, но только собранный в Туле . Оказывается, там не только самовары с пряники умеют делать, но вот и отличные студийные вещи.

Возвращаясь к МКЛ-5000, скажу, что у микрофона широкая мембрана, несколько диаграмм направленности, очень ровная частотная характеристика, делающая микрофон одним из самых любимых в звукорежиссерском мире, наконец, ламповый каскад, выполненный на лампе военной серии!!! Именно каскаду микрофон и обязан сочным, но прозрачным звучанием. МКЛ-5000 красиво окрашивает верхний диапазон частот и придает плотность низким тембрам. Как результат - уникальное звучание и огромная любовь со стороны дикторов.

Rode K2 - 24 640 рублей

Это тоже ламповый конденсаторный микрофон с теплым звучанием и ровной частотной характеристикой. Эксперт звукозаписывающей студии HOREX так и не решился ответить на вопрос, какой же микрофон лучше - Rode или Октава. Хотя, первый, например, собирается не в Туле, а Австралии. Но, с другой стороны, куда там зеленому континенту до нерва военных ламп)

В общем, сухие факты сообщают, что Rode K2 - лучший студийный микрофон 2004 года , он дешевле Октавы и, к тому же, имеет широкую позолоченную мембрану, обеспечивающую большой динамический диапазон и отличную чувствительность, K2 отлично подчеркивает тембр и без искажений передает тонкости звучания как мужских, так и женских голосов. В общем, Rode K2 не просто так стал флагманом компании.В течение долгого времени инженеры подбирали оптимальные технические составляющие и, соединив их, создали по-настоящему отличный микрофон.

Shure SM7b – 20 000 рублей

Это классический микрофон для студий и радиостанций даже не смотря на то, что он динамический. Поклонниками этого микрофона явно являются мужчины, их баритоны, обертоны и нижние ноты раскрываются на все сто, чего не скажешь о нотах женских. Я работала на этом микрофоне и помню вечную борьбу с гейном и ползунком эфирной дорожки! Ну, не хочет он работать с высокими нотами и все!

Тем не менее, это бюджетный студийный вариант, он кардиоид, имеет дополнительную ветрозащиту, надежно защищен от воздействия электромагнитных полей и снабжен переключателями, которые ослабляют низкие и усиливают средние частоты (не забудьте их отыскать, если пишите женщин, а то они также невзлюбят этого представителя рода микрофонного, как и я)

Микрофон для радиостанции

Буду вам советовать Нойман и только Нойман . Хотя в стороне, безусловно, не должны оставаться отличные производители, которые уже давно стали даже не легендами, а иконами стиля. Каждый звукорежиссер знает Telefunken - микрофонную элиту, ее стоимость иногда просто космическая, ту же Violet Design – они и вовсе вручную собирают каждый свой микрофон и славятся просто невероятным звучанием. Но все это изыски, в них не пристало ежедневно болтать, дышать и хохотать ди-джям. Пусть они делают это в Нойман!

Neumann TLM 103 – 49 600 рублей

Neumann TLM 103- один из лучших микрофонов среднего ценового сегмента и один из самых недорогих в ноймановском модельном ряду.Для тех, кто связан со звуком, он своего рода must have.

Сочетание наработанного с годами ноймановского опыта, немецкого качества и передовых современных технологий действительно впечатляют: микрофон обладаем низким уровнем собственных шумов, имеет широкую позолоченную мембрану и способен выдержать самое высокое звуковое давление. Его в принципе можно назвать самым универсальным микрофоном в мире. TLM 103 используют и вокалисты,и музыканты, и радиостанции. Пожалуй,это типичный микрофонный бестселлер)

Neumann M 149 Tube - 222 400 рублей

Neumann M 149 Tube один из самых совершенных микрофонов, созданный когда - либо инженерами Нойман! Да, стоит он дорого, но характеристики и качество звучания полностью оправдывают средства, вложенные в его покупку.

В микрофоне присутствуют и переключатели диаграммы направленности (их аж 9), и аттенюаторы, и частотные фильтры. Одним словом, это один из лучших микрофонов современности , который присутствует на самых дорогих и качественных студиях и радиостанциях! Если вы смогли купить Neumann M 149 Tube и грамотно им воспользоваться - вы в элите звукозаписывающей индустрии, не меньше.

Максим Шустов и Юлиана Романова

P.S. О своих любимых микрофонах пишите в комментариях!

Подобрать правильный микрофон - значит, обеспечить треть успеха качественной записи вокала. Неподходящий или некачественный микрофон испортит звучание вокалиста и всей песни. Поэтому к выбору звукозаписывающего устройства нужно подходить с ответственностью.

Вопросом «Какой микрофон для записи вокала выбрать?» хотя бы раз задавался каждый музыкант. Казалось бы, достаточно найти подходящее по цене и качеству устройство и забрать его в магазине, но на деле все не так просто. В условиях домашней студии звукозаписи, когда средств на покупку целого парка микрофонов нет, хочется сделать единственно правильный выбор с первого раза.

Редакция сайт рассказывает, как выбрать микрофон для записи вокала. Мы изучили рынок и выбрали тридцать лучших микрофонов для записи вокала в низком, среднем и высшем ценовом сегменте. При составлении списка устройств не учитывались внешние факторы, влияющие на выбор микрофона: структура помещения, наличие звукоизоляции, индивидуальные особенности голоса. Мы выбирали микрофоны только по соотношению цены и качества.

Микрофоны для записи вокала: 40+ лучших моделей. Содержание:

Как выбрать микрофон для записи вокала

Направленность микрофона

Направленность микрофона определяет, каким образом микрофон записывает окружающее пространство и подбирается под помещение, в котором ведется запись. По направленности микрофоны делятся на несколько видов:

  • Всенаправленные и полусферические;
  • Однонаправленные — кардиоидные, суперкардиоидные, гиперкардиоидные и полукардиодные;
  • Двунаправленные.

Всенаправленные микрофоны реагируют на все звуки вокруг себя, то есть записывают звук как перед, так и за собой. Всенаправленные микрофоны отлично подойдут для записи нескольких вокалистов или перкуссии, а также в тех случаях, когда помещение обладает уникальными акустическими характеристиками. Полусферические микрофоны реагируют на сигналы с одной из сторон сферы, зато снимают их максимально четко и честно.

Схема работы всенаправленного и полусферического микрофонов.

Однонаправленные кардиоидные микрофоны записывают сигнал перед микрофоном, игнорируя все, что происходит с других сторон. Такие устройства - оптимальный выбор для домашних студий звукозаписи и неидеальных акустических помещений, в которых нет возможности оборудовать полноценную вокальную комнату. Дополнив такой микрофон звукопоглощающим экраном позади микрофона, можно исключить нежелательные отзвуки помещения.


Схема работы кардиоидного, суперкардиоидного и гиперкардиоидного микрофонов.

Суперкардиоидные микрофоны обладают более узкой зоной захвата звука перед собой, но при этом собирают немного сигнала за собой. Гиперкардиоидные микрофоны развивают идеи суперкардиоидных устройств: еще более узкая зона захвата звука спереди и более широкая зона сзади. Полукардиоидные микрофоны часто используют на лекциях, совещаниях и других говорильных мероприятиях.

Двунаправленные микрофоны обладают большей универсальностью за счет возможности переключения диаграммы направленности. Цена таких устройств значительно выше, чем у всенаправленных или однонаправленных микрофонов, но взамен звукорежиссер получает устройство, готовое к записи в разных помещениях.


Схема работы двунаправленного микрофона.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МИКРОФОНОВ РАЗНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Микрофоны с всенаправленной диаграммой направленности:

  • Зависят от акустики помещения;
  • Записывают естественную реверберацию и эхо помещения;
  • Не имеют акустической изоляции;
  • Обладают низкой чувствительностью к звукам человеческого дыхания;
  • Обладают расширенным диапазоном низких частот, что подойдет при записи инструментов с низким звучанием.

Однонаправленные кардиоидные и суперкардиоидные микрофоны:

  • Изолируют нежелательные звуки и сигналы, поступающие сбоку и с тыла микрофона;
  • Менее чувствительны к акустическим свойствам помещения;
  • Обладают максимальной разницей в звучании сигналов, поступающих с фронта и тыла.

Однонаправленные гиперкардиоидные:

  • Практически полностью не чувствительны к звукам, поступающим сбоку;
  • Обладают максимально возможной изоляцией от неблагоприятных эффектов помещения, постороннего шума и эффекта обратной связи;
  • Препятствуют утечке звукового сигнала.

Двунаправленные:

  • Используются во время записи речи;
  • Изолированы от любых неблагоприятных звуков, что пригодится при записи ударной установки.

Чувствительность микрофона

Люди обладают неприятной привычкой постоянно перемещаться от микрофона. Минимизировать потери в громкости звукового сигнала из-за перемещения вокалиста помогает чувствительность микрофона. Именно хорошая чувствительность сделала микрофон Shure SM7B незаменимым инструментом на радиостанциях.

Диапазон воспроизводимых частот микрофона

Диапазон воспроизводимых частот микрофона позволяет понять, какие инструменты и источники звука можно записывать при помощи устройства. Одни модели микрофонов записывают больше высоких частот, другие - низких, а третьи обладают сбалансированным звучанием. По этой причине звучание одного и того же инструмента отличается при записи разными микрофонами.


Сравнение диапазонов воспроизводимых частот для микрофонов Oktava 319 (сверху) и Shure SM58 (снизу).

Диапазон воспроизводимых частот микрофона может стать главным аргументом в пользу покупки той или иной модели. Определитесь, какие инструменты и какой вокал вы будете записывать. Подумайте, какие частоты вы сможете усилить или подрезать при помощи эквалайзера, а какие можно оставить в чистом виде. Это уменьшит количество подходящих моделей микрофонов.

Источник питания

Практически все микрофоны требуют наличия фантомного питания +48В. Если бюджетные устройства предпочитают питаться от звуковой карты, то более дорогие микрофоны зачастую поставляются с собственным внешним источником энергии.

Если вам предстоят частые выездные сессии, смотрите в сторону микрофонов с фантомным питанием. Если же микрофон планируется использовать только в студии, то смело рассматривайте устройства с отдельным источником питания.

Уровень шума микрофона

Уровень шума - один из самых больших недостатков бюджетных микрофонов. В зарубежной методике уровень шума обозначается как «Noise Floor», а его значение отражает уровень шума, который производит сам микрофон.

Подключенный к звуковой карте микрофон издает фоновый шум даже тогда, как не ведется запись. Шум возникает по разным причинам: наводка электросети, работа предусилителя или аудиоинтерфейса, некачественные кабели. Выявить настоящую причину сложно, а узнать реальный уровень шума микрофона без тестирования со своим оборудованием практически невозможно.

Динамический диапазон микрофона и хэдрум


Динамический диапазон на схеме показывает, что микрофон запишет без частотных потерь все звуки между 15-135 дБ. В запасе у микрофона остается еще 19 дБ (хэдрум), выполняющих роль защиты от перегрузок.

Динамический диапазон микрофона - это разница между минимальным и максимальным уровнем громкости звука, который может быть записан микрофоном. В рамках динамического диапазона микрофон запишет полный спектр частот, в то время как за его границами микрофон будет пропускать отдельные частоты.

Хэдрум - динамический запас микрофона, при котором он записывает сигнал без перегрузки.

Перед покупкой микрофона определитесь, какие источники звука вы будете записывать. Если речь не идет о записи слишком тихих или громких инструментов, то выбирайте модели с усредненными значениями.

Микрофоны для записи вокала: лучшие модели по соотношению цены и качества

из 43

TASCAM TM-80


TASCAM TM-80

Бюджетный выход TASCAM на рынок микрофонов получился более чем удачным. По уровню микрофон чуть лучше особо популярного SAMSON C01, но в нагрузку производитель при покупке даёт паука, кабель и стойку. Звучит микрофон вполне адекватно своей цене: есть провалы по частотам, нейтральность хромает, но писать речь и вокал все равно можно. Если вы стеснены в средствах, но оборудовать вокальную часть домашней студии все равно хочется, то TM-80 станет отличным выбором в качестве первого устройства.

из 43

sE Electronics X1 S


sE Electronics X1 S

Лучший микрофон для записи вокала в категории до 10 000 рублей. Новая версия X1 S отличается малым количеством шума при работе с тихими источниками и большим количеством усиления, а также вполне нейтральным и ровным звучанием. Модель отлично справляется с русскими гласными и сибилянтами, что редко встречается среди бюджетных моделей. Идеален для начинающих музыкантов в качестве первого серьёзного микрофона для домашней студии звукозаписи.

из 43

AKG D5


AKG D5

Прямой конкурент легендарного микрофона Shure SM58. AKG D5 - это устройство для тех, кому нужен универсальный микрофон для вокала. Устройство одинаково хорошо справляется как с работой в студии, так и с концертами.

из 43

Samson METEOR USB


Samson METEOR USB

Один из самых популярных бюджетных микрофонов на рынке: METEOR часто становится первым микрофоном начинающих музыкантов. Картина звучания лучше приспособлена для дикторской работы, но с записью вокала устройство также справляется без особых проблем. Отдельно стоит отметить наличие кнопки MUTE, что пригодится тем, кто ведёт стримы.

из 43

Samson C01U PRO USB


Samson C01U PRO USB

Несмотря на наличие множества негативных отзывов, один из лидеров продаж в бюджетном сегменте. Доступная цена, нормальная для устройства подобного уровня передача голоса. Требовать многого от подобного девайса нет смысла, но в качестве первого микрофона C01U вполне сгодится.

из 43

Shure SM58


Shure SM58

Один из самых популярных микрофонов для живых выступлений. Среди достоинств: низкая цена, встроенный поп-фильтр и устойчивость к любым наводкам. Дополнительно стоит отметить прочность конструкции - в вопросе живучести Shure SM58 может смело тягаться с Nokia 3310. Модель не идеальна (не хватает высоких частот), но станет отличным выбором для начинающих звукорежиссеров и молодых рок-певцов, работающих в собственной студии.

из 43

Rode M3


Rode M3

Бюджетный конденсаторный микрофон с небольшой диафрагмой. Миниатюрный Rode M3 подойдет для записи вокала, акустических гитар и электроинструментов. Модель может работать от фантомного питания или 9В батареек, что делает устройство мобильным и удобным для работы в полевых условиях.

из 43

AKG P120


AKG P120

Третья версия AKG Perception 120, получившая короткое название P120, по своему звуку чем-то похож на менее дорогой Audio-Technica AT2020. Сигнал звучит легко, с небольшим налетом компрессии, высокие частоты гладкие, но не скучные. Из непосредственных плюсов можно отметить то, что микрофон подойдет для большинства голосов, включая женские, которым нужно чуть меньше остроты и больше глубины. AKG P120 далеко не самый тихий микрофон, но производимый шум не мешает записывать все, что угодно. Если хотите большего в том же виде, смотрите в сторону P220 - он дороже, но выше уровнем.

из 43

Audio-Technica AT2020


Audio-Technica AT2020

Удобный вариант для начинающих музыкантов и тех, кто хочет получить максимум качества по доступной цене. Audio-Technica AT2020 приятно украшает голос и четко передает тембр. Работа с устройством проста до безобразия - достаточно подключить микрофон к компьютеру и выбрать в качестве источника входного сигнала, чтобы начать запись вокала или ведение подкаста.

Audio-Technica выпустили две модели AT2020: одну с USB-подключением, вторую - со стандартным XLR-разъемом. Разница в цене между двумя разновидностями минимальна, поэтому выбирайте ту, которая лучше подойдет к вашей студии.

из 43

JZ Microphones HH1


JZ Microphones HH1

Легкий JZ Microphones HH1 звучит ярче большинства динамических микрофонов. В отличие от Shure SM58, выходной сигнал этой модели мощнее (спасибо усилению +3 дБ), а шума на выходе намного меньше даже при работе с тихими источниками звука.

из 43

AKG C1000S


AKG C1000S

Пожалуй, самый универсальный микрофон из всех существующих. Обзавестись C1000S должен каждый музыкант и звукорежиссер: устройство подходит для записи любых инструментов, студийного и концертного вокала. Добавьте к этому одинаково чёткую и качественную передачу любых сигналов и возможность работать даже от батареек, чтобы понять, почему его называют «швейцарским ножом» от мира микрофонов.

из 43

Lewitt LCT 240


Lewitt LCT 240

Австрийская фирма Lewitt известна микрофоном Lewitt LCT 640, считающимся настоящей классикой в мире микрофонов. Так как выложить почти €900 за микрофон может не каждый, компания выпустила упрощенную и весьма подешевевшую модель устройства. Lewitt LCT 240 обладает мощным тембром и твердым тоном, который отлично подойдет для глубокого мужского вокала. В устройстве нет и следа ручной сборки, но на этом минусы микрофона заканчиваются.

из 43

Sontronics STC-2X/STC-3X


Sontronics STC-2X

Sontronics STC-2X превращает запись вокала в сплошное удовольствие. Ясный и детализированный звук, плотный низ без перепадов по частотам и приятный эффект присутствия, проявляющийся в частотах в районе верхнего низа. Если STC-2X будет сложно достать, смело переключайтесь на STC-3X - обновленную версию второго поколения.

из 43

NADY SCM 1000


NADY SCM 1000

Микрофон выпускается уже более 20 лет и долгое время считался лучшим по соотношению цены и качества. Звучит на уровне sE Electronics S1 X, Audio-Technica AT2020 и AKG P120. При теплом и достаточно приятном звуке, устройство обладает ровно двумя недостатками:

  1. За 20 лет NADY не научились продавать свой товар: все поставляется в простейшей картонной коробке и выглядит так, словно вы покупаете ужасную китайщину, а не качественный прибор;
  2. В продаже можно найти множество более дешевых, именитых и, что самое важное, качественных микрофонов.

из 43

Oktava MK-319


Oktava MK-319

Конденсаторный Oktava MK-319 отличается широкой диафрагмой, теплым и чистым звучанием. Устройство одинаково хорошо проявляет себя при записи любых источников звука, хотя его саунд и может показаться несколько плоским. Создатели утверждают, что постарались обеспечить точную передачу сигналов, чтобы все записанное звучало точно так же, как и в реальности. Так это или нет - вопрос открытый.

из 43

Behringer B-2 PRO


Behringer B-2 PRO

Вторая версия популярного бюджетного микрофона, вышедшая в 2003 году и дошедшая до наших дней без каких-либо изменений. При создании микрофона Behringer взяли за основу Neumann U87, попытавшись сделать его бюджетную версию. Отчасти это получилось: звучание микрофона удивительно универсальное, ровное и сочное для своего уровня, подходящее для записи вокала, речи и музыкальных инструментов. Внутри микрофона установлен двойной капсюль, а само устройство может работать с разными диаграммами направленности, в зависимости от положения регулятора на корпусе. Своих денег B-2 точно стоит.

из 43

Blue Microphones Spark Digital


Blue Microphones Spark

Микрофон Spark Digital создан для тех, кто привык записываться в полевых условиях. В основе устройства - классическая модель Blue Microphones Spark, в которой XLR-порт заменен на USB. Модель характеризуется приятным звучанием и удобством работы: вести запись можно даже с планшетов и смартфонов на Android и iOS.

из 43

sE Electronics SE 2200


sE Electronics SE 2200

Конденсаторный sE Electronics SE 2200 - это обновленная версия популярного микрофона sE 2200a II. Инженеры sE Electronics провели отличную работу, так как SE 2200 - это лучший микрофон для записи вокала в диапазоне 15 000-17 000 рублей.

В отличие от самой первой версии модели SE 2200a, компания решила отказаться от нескольких диаграмм направленности, ограничив музыкантов кардиоидой. Несмотря на это, звучание микрофона сбалансированное и ровное, без украшательств или искажений - голос звучит сочно, мощно и, вместе с тем, натурально. В общем, о покупке SE 2200 вы точно не будете жалеть.

из 43

AKG C3000


AKG C3000

На сегодняшний день AKG C3000 - единственный представитель более профессиональной в сравнении с PERCEPTION линейки C (модели C2000 и C4000 сняли с производства из-за непопулярности). С3000 отличается универсальностью: модель без проблем справляется с записью голоса, речи, музыкальных инструментов и любых других источников звука.

Микрофон звучит ровно по всему спектру, сигнал нейтральный. Отдельно стоит отметить наличие двух капсюлей, аттенюатора −10 дБ и возможности работать от фантомного питания не только 48В, но и 15В, которое есть на многих микшерах.

из 43

MXL V69 ME


MXL V69 ME

Несмотря на излишнюю яркость при передаче голоса, MXL V69 ME обладает сочным ламповым звучанием и умением придавать дополнительную красоту любому голосу.

из 43

Rode NT1-A


Rode NT1-A

Несмотря на редкие неточности в передаче тембра и небольшой частотный всплеск в районе 120 Гц, Rode NT1-A звучит вполне приятно. Некоторые пользователи отмечают излишнюю нейтральность при передаче звука, но многое здесь зависит от предпочтений. Благодаря качественной сборке, неплохим характеристикам и доступной цене, Rode NT1 по праву считается лучшим конденсаторным микрофоном для записи вокала в бюджетном сегменте.

Кстати, Rode также выпускает NT1-A в трех вариациях: NT1-A, NT1-A Recording Pack и NT-USB. Первая - сама модель без дополнительных аксессуаров, вторая представляет собой набор, состоящий из микрофона, паука, поп-фильтра и кабеля. Что же касается NT-USB, то модель представляет собой специальную версию NT1-A, работающую от USB-порта и ориентированную на тех, кто ведет подкасты и стримы.

из 43

Rode NT1


Rode NT1

Rode NT1 схож по характеристикам с NT1-A, хотя компания отмечает, что единственное сходство моделей - защитная сетка. NT1 четко передает голос, добавляя ему теплоты в районе низа. С передачей средних и высоких частот также нет никаких проблем. Ищете микрофон для записи вокала, не стеснены в средствах, но не хотите переплачивать - берите Rode NT1, не пожалеете.

из 43

Rode NT3


Rode NT3

Конкурент AKG C1000 от Rode Microphones. Звучит чисто и вполне естественно, благодаря чему с его помощью можно записывать что угодно: гитары, клавишные, вокал. Дополнительно стоит отметить его простоту использования - запитать NT3 можно даже от батареек, что может пригодиться на концертах, где микрофон так же хорош, как и в студии.

из 43

JZ Microphones J1


JZ Microphones J1

JZ Microphones J1 - это настоящее наследие радиоэлектроники СССР и завода Рижская Радиотехника. По своему звучанию J1 находится на уровне Rode NT2, а то и превосходит его. Устройство предлагает натуральную передачу сигнала как при работе с голосом, так и музыкальными инструментами, а также комбинацию из детализированности и мягкости звучания. J1 отлично подойдет для тех музыкантов, которые хотят купить один универсальный, но максимально качественный микрофон для записи любого материала.

К сожалению, продукция JZ Microphones не нашла должного отклика у отечественных музыкантов: кто-то просто не доверяет «незнакомому бренду», кому-то не нравится их прямоугольная форма. А зря.

из 43

Audio-Technica AT2050


Audio-Technica AT2050

Качественный универсальный микрофон средней цены, одинаково хорошо звучащий при работе с любой диаграммой направленности. AT2050 - это улучшенная версия AT2020 с более плотным низом, отличным балансом по всему спектру и очень малым количеством шума. Помимо этого модель оснащается тремя диаграммами направленности, что повышает его универсальность. Устройство без проблем справляется с высоким звуковым давлением и отлично подойдёт для полупрофессиональной домашней студии.

из 43

Avant Electronics Avantone CR-14


Avantone CR-14

Недорогой ленточный микрофон в ретро-стилистике, отличающийся универсальностью. Avantone CR-14 подойдет как для записи вокала, так и любых музыкальных инструментов - гитар, клавишных, струнных, перкуссии. Звучание теплое и немного мрачное, поэтому готовьтесь к небольшой пост-обработке вокала в районе верхнего верха.

из 43

AKG C 214


AKG C 214

Младший брат премиальной модели AKG C 414. Отлично звучит, обладает высочайшей детализацией и придает голосу приятные сочные краски. Без сомнения, лучший микрофон для записи вокала в ценовом диапазоне до $500.

из 43

Rode NT1000


Rode NT1000

Самый доступный микрофон для записи вокала из профессиональной линейки Rode, а по мнению некоторых звукорежиссеров так и вовсе лучший. Здесь нет переключения полярности и фильтров, как в более дорогом NT2000, но отсутствие наворотов компенсируется его звучанием. Точная, ровная и приятная передача голоса, отсутствие искажений и всплесков частот, намеренного украшения и многих других недостатков. NT1000 звучит намного дороже своей цены, но если вам нужен аттенюатор и переключатель направленности, то смотрите в сторону NT2000.

из 43

JZ Microphones Vintage 11


JZ Microphones Vintage 11

JZ Microphones Vintage 11 отличается глубоким звучанием, стильным внешним видом и высокой точностью передачи голоса. При создании устройства инженеры JZ Microphones вдохновлялись дизайном микрофонов 1920-1950-х, а также звучанием классических Neumann U47, Neumann U67 и AKG C12.

из 43

Rode NT2 (NT2-A)


Rode NT2-A

Хорошо зарекомендовавший себя всенаправленный микрофон с нейтральным звучанием и ровным тональным балансом по всему спектру. Вне зависимости от выбранного режима работы, микрофон отличает хорошая детализация высоких частот, плотный и довольно глубокий низ. Некоторым кажется, что для устройства характерны проблемы с сибилянтами русского языка, но так это или нет - вопрос открытый, многое здесь зависит от самого вокалиста.

В продаже можно найти немало всенаправленных микрофонов, чьей звучание будет ничуть не хуже NT2-A, но вот тягаться с его низким количеством шума получается далеко не у всех. Кстати, модель до сих пор производится исключительно в Австралии, что часто становится решающим моментом при выборе этого устройства.

из 43

sE Electronics SE 4400A


sE Electronics SE 4400A

Благодаря всенаправленной конструкции, sE Electronics SE 4400A подойдет для любых студийных задач, будь то запись вокала, речи или музыкальных инструментов. Записанный голос звучит чисто, а музыкальные инструменты - звонко и ярко. Добавьте к сигналу немного компрессии и эквализации, и на выходе вы получите бесподобное звучание.

Микрофон — это один из важных компонентов в домашней студии звукозаписи. Я считаю, что разъяснять неопытному новичку о том, что такое микрофон я в этом посте даже не буду. Однако рассказать о том, какие виды микрофонов существуют и, как правильно выбрать микрофон для записи я думаю, следует обязательно рассказать. Вот об этом достаточно подробно и поговорим.

Очень многие люди неосознанно относятся к выбору студийных микрофонов. Вследствие этого у этих людей начинаются всякие проблемы с записью музыки. Появляются всякие шумы, искажения и тому подобное. Также возникают и другие проблемы.

Например, неудобство при использовании или различные механические повреждения. Вследствие этого, человек начинает искать и тратить дополнительные деньги на покупку нового студийного оборудования. Вот чтобы такого не было, внимательно отнеситесь к правильному выбору микрофона и для него. Здесь имеется очень много нюансов, о которых мы поговорим ниже.

Виды микрофонов по принципу работы

Начнем с того, что я расскажу сначала о видах микрофона по принципу действия. Сразу хочу подчеркнуть, что мы не будем вдаваться во всякие технические подробности устройства и принципа работы устройства. В итоге мы постараемся осветить только те моменты, которые нам крайне необходимы. Еще хочу сказать, что мы не будем рассматривать те типы микрофонов, которые обычно в домашних студиях звукозаписи не используются. Обычно они не предназначены для записи вокала и инструментов.

Прежде всего давайте рассмотрим с вами микрофоны по принципу действия:

  • — по конструкции он аналогичен динамику обычной колонки. Отсюда и его название. Только главное отличие заключается в том, что вместо подачи напряжения на катушку динамика для создания звука, мы просто снимаем с этой катушки напряжение, которое создается внешним звуком. Например, записываем инструментом или вокалом. Однако динамический микрофон по конструкции немного отличается от динамика колонки. У него иная конструкция диафрагмы, катушка его содержит большее количество витков и намотана гораздо более тонким проводом. Но это я так к слову. Так что не будем заострять на это внимание.
  • — представляет собой конденсатор, одна из обкладок которого состоит из эластичного материала. Она при звуковых колебаниях изменяет емкость этого самого конденсатора. Если конденсатор заряжен, то изменение емкости приводит к изменению напряжения, которое и является полезным сигналом с микрофона. Для работы такого оборудования между обкладками должно быть приложено так называемое поляризующее напряжение (фантомное питание в 48 В) .

Надеюсь, что с этим все ясно. Теперь вопрос! Какой из них лучше, а какой хуже? В этом случае я счел правильным перечислить преимущества и недостатки каждого из них. Так вы сможете сравнить микрофоны и на основе этих преимуществ и недостатков делать определенные выводы.

Плюсы и минусы микрофонов:

Для начала давайте рассмотрим преимущества динамического микрофона:

1 Высокая перегрузочная способность — это достоинство позволяет использовать оборудование для снятия громких источников звука (например, гитарного усилителя) без риска что-либо в этом микрофоне повредить.

2 Надежность и прочность конструкции — динамические микрофоны гораздо меньше подвержены повреждению при ударе, что делает оборудование такого типа более пригодными для сцены. Такое оборудование более универсальное в том плане, что его можно использовать и дома, и на сцене, и на выезде, и на репетициях без риска повреждения.

3 Меньшая чувствительность — менее подвержен к восприятию чужих шумов и менее чувствителен к возникновению обратной связи. Если вы не знаете, что такое обратная связь, то я простым языком поясню. Это связь выражается в громком, постепенно нарастающем вое при приближении микрофона к динамику.

Теперь давайте рассмотрим недостатки динамических микрофонов:

1 звучание уступает конденсаторным в прозрачности, чистоте и натуральности.

2 наименьший частотный диапазон.

3 уступают в верности передачи тембра.

Теперь давайте рассмотрим преимущества конденсаторного микрофона:

1 Более широкий частотный диапазон .

2 Наличие моделей любых размеров — бывают даже самые миниатюрные модели (например, детские микрофоны) .

3 Более прозрачное и натуральное звучание — это происходит благодаря наибольшей чувствительности. Это самое главное преимущество конденсаторных микрофонах.

Давайте рассмотрим недостатки конденсаторных микрофонов:

1 Нуждаются в дополнительном питании — обычно роль выполняет фантомное питание в 48 В. Это накладывает существенное ограничение по широте использования. Например, питание 48 В есть не на . Если вы захотите подключить микрофон вне своей студии, то возможно, у вас это не получится.

2 Очень хрупкие — сразу предупреждаю всех, что однажды упав, такое оборудование может выйти из строя.

3 Чувствительны к перепадам температур и влажности — это может привести к поломке или временной неработоспособности оборудования.

Итак, рассмотрев преимущества и недостатки динамических и конденсаторных микрофонов, не спешите с принятием решения. Я еще не окончил описание и дальше я расскажу о такой важной детали, как диаграмма направленности. На самом деле, не нужно пугаться этого страшного слова. Когда я объясню, что это такое, вам сразу будет все понятно.

Диаграмма направленности

Диаграмма направленности микрофона просто показывает зависимость его чувствительности к звуковому сигналу от места расположения его источника. Всего существует 5 основных диаграмм направленности микрофона:

  • Круговая — микрофон с круговой направленностью чувствителен к сигналам, идущих со всех сторон. То есть обратите внимание, как показано на рисунке. В центре стоит микрофон и кругом указан сигнал. Так оборудование ловит сигнал независимо от того, где находится источник сигнала.

  • — оборудование с такой направленностью практически нечувствителен к звуку, идущему сзади.

  • Суперкардиоидная — оборудование с такой направленностью имеет спереди более узкую зону захвата звука, чем микрофон с кардиоидной направленностью. При этом оборудование частично захватывает звук, идущий сзади, но имеет две мертвые зоны по бокам.

  • Гиперкардиоидная — она похожа на суперкардиоидную, но отличается тем, что имеет более узкую зону чувствительности спереди и более широкую сзади. Оборудования с такой направленностью также имеют по бокам две мертвые зоны (на рисунке это две точки пересечения кругов по бокам микрофона) .

  • Восьмерка — так называется диаграмма направленности, при которой студийный микрофон одинаково чувствителен к сигналам, идущим как спереди, так и сзади. Также абсолютно не чувствителен к звуку по бокам.

Теперь я скажу, что касается непосредственно свойств отличий этих разных диаграмм направленности. Микрофоны с круговой направленностью (всенаправленные микрофоны) чувствительны к . Они обеспечивают акустическую изоляцию только при малом расстоянии от источника звука до микрофона. Они имеют низкую чувствительность к звукам дыхания.

Также практически отсутствует эффект присутствия, то есть когда записаны вокалист или инструменталист, то так, будто они присутствуют в комнате прослушивания. И также всенаправленные микрофоны имеют расширенный низкочастотный диапазон, что кстати, бывает полезным при работе с такими инструментами, как орган, контрабас и другими низкочастотными инструментами.

Что касается однонаправленных микрофонов с кардиоидной, супер и гиперкардиоидной направленностью, то по ним могу сказать следующее. Они обеспечивают защиту от негативного влияния акустики помещения в отличие от всенаправленных микрофонов с круговой направленностью. Они также обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных музыкальных треков.

Они обычно приводят к возникновению эффекта присутствия и менее чувствительны к появлению обратной связи, о которой я говорил чуть ранее. Также они подходят для записи синхронного стерео сигнала. Это значит, что такие микрофоны можно использовать парами для записи одного или нескольких инструментов в стерео режиме.

Касательно оборудования с диаграммой направленности восьмерка скажу, что они отлично подходят для записи дуэтов (когда исполнители находятся друг напротив друга) . Однако сразу скажу, что запись в любом случае будет монофонической (когда один микрофон) , но зато оборудование будет улавливать сигнал исполнителя сидящего как перед микрофоном, так и за ним одинаково хорошо. Также оборудование с направленность восьмерка обеспечивают хорошую изоляцию, что содействует более легкому разделению записанных треков. Такое оборудование подходит для записи синхронного стерео сигнала.

Какая диаграмма направленности лучше?

Итак, почитав всю эту занудную теорию, вы спросите: «Какую диаграмму направленности лучше выбрать? » Здесь я отвечу, что вам не так обязательно знать, как именно достигается та или иная диаграмма и почему на других микрофонах она одна, а на других другая. Вам нужно знать то, в какой ситуации следует применять тот или иной вид оборудования. Сейчас я вам это объясню:

  • Всенаправленный микрофон есть смысл применять при записи в сильно заглушенном помещении. Микрофон очень чувствителен к акустики помещения. Если у вас наоборот, в помещении хорошая акустика и вы хотите ее подчеркнуть, то применение такого студийного микрофона для передачи общей акустической атмосферы вполне оправдано.
  • Однонаправленный микрофон , то их желательно использовать при записи в помещении с большим количеством звуковых отражений или в случае, если вы не уверены, что проделано достаточно хорошо. Также если вы хотите сократить проникновение его влияния на тембр сигнала и на его проникновение в оборудование на запись, то такие однонаправленные микрофоны следует применять. Применяют их и в том случае, когда в звукозаписывающем помещении проникают посторонние шумы (недостаточная шумоизоляция) . Микрофон, установленный обратной тыльной стороной к источнику шума будет ловить только полезный сигнал, то есть самого исполнителя.
  • Микрофон с направленностью типа восьмерка следует применять при записи в заглушенном помещении тогда, когда необходимо увеличить относительный уровень переотраженных сигналов, а также при записи отдельных музыкальных инструментов и певцов для выделения низких частот, но в условиях близкого размещения исполнителей у микрофона. Такой вид оборудования также используют в том случае, когда необходимо отстроиться от направленных . Для этого микрофон направляют в имеющийся у него мертвые зоны источника шума, исключая при этом проникновения посторонних шумов на запись.

Я лично для записи сольного вокала в домашней студии рекомендую использовать однонаправленный микрофон. Это позволит предотвратить проникновение на запись шума и помех, идущих сзади и с боковых сторон. Но также сведет к минимуму влияние акустики помещения, качество которой обычно в домашней студии звукозаписи оставляет желать лучшего.

Какой микрофон лучше выбрать?

На этом покончим с диаграммами направленности. Давайте теперь вернемся к типам микрофона по их устройству, где я расскажу, какой из них предпочесть динамический или конденсаторный. Динамические микрофоны сравнительно дешевые и в то же время они надежные. Поэтому они могут работать успешно в областях высокого звукового давления.

Это делает их более подходящим для вокалистов с громким и грубым тембром, поющих в таких музыкальных стилях, как , pank, и так далее. Если вы хотите получить мощный, плотный, но при этом не слишком объемный вокал, то вам подойдет именно динамический микрофон.

Что касается конденсаторного микрофона, то он устроен так, что диафрагма помогает добиться более высокой чувствительности и способности к воспроизведению высоких частот. Кроме того, конденсаторные микрофоны могут иметь больше диаграмм направленности. А некоторые могут иметь возможность переключения этих диаграмм. Ну а сама низкая устойчивость к механическим повреждениям делает их увы, малопригодными для живых выступлений.

Зато в студии звукозаписи они оказываются незаменимыми, так как их высокая степень правдоподобности делает их наиболее универсальными и пригодными для снятия звука с любых музыкальных инструментов и голосов. Универсальность и технологическая сложность конденсаторных микрофонов приводит к тому, что их стоимость бывает значительно высокой.

Если сравнивать с динамическими, то это главный минус. Но невзирая на это, я лично считаю, что конденсаторный микрофон наиболее пригоден для использования даже в домашней студии звукозаписи нежели, динамический. К тому же среди конденсаторных микрофонов есть и бюджетные модели. Их качество далеко не всегда бывает низким.

Остались еще несколько определенных нюансов советов по выбору, с которыми я сейчас с вами поделюсь. Советы и рекомендации о том, как выбрать микрофон:

  • Обратите внимание на микрофоны с несколькими диаграммами направленностями — как я раньше говорил, некоторые модели конденсаторных микрофонов имеют возможность одним движением рычажка включать диаграмму направленности. Их может быть вплоть до 9 штук. Такое оборудование будет предпочтительнее с точки зрения универсальности нежели, микрофон с одной фиксированной направленностью.
  • Частотный диапазон — здесь, как и в случае с мониторами и . Чем шире частотный диапазон, тем равномернее очаха в диапазоне частот доступном для восприятия человеческого уха.
  • Аттенюатор — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах имеется специальный переключатель аттенюации. Этот переключатель ослабляет сигнал (обычно на 10 — 12 дЦб) , что позволяет оборудованию работать с высоким уровнем звукового давления без возникновения искажений и перегрузки.
  • Обрезной фильтр — на некоторых моделях конденсаторных микрофонах он присутствует. При включении он обрезает частоты например, ниже 70 — 100 Гц (иногда 200 — 300 Гц) и эта функция позволяет отсечь от сигнала всевозможные частотные помехи. Например, гул у некоторых инструментов или убрать эффект гнусавости, бочковатости, снизить влияние вибрации топота ног и так далее. Эта функция очень полезная и я рекомендую обращать пристальное внимание на ее наличие в микрофоне.
  • Микрофоны не делятся на типы предназначения для конкретных инструментов — здесь имеется в виду то, что деление на группы типа микрофоны для записи голоса, гитарные микрофоны, барабанные и так далее. Это лишь условное деление. Следовательно, ничто не запрещает использовать вокальный микрофон для записи трубы или гитарный микрофон для записи вокала. Самое главное, чтобы студийное оборудование подходило по диаграмме направленности и по характеру своего звучания.
  • Универсальных микрофонов не существует — это на самом деле важнейший момент и это следует понять. Микрофон, который прекрасно подходит для одного вокалиста может совсем не подойти для другого. Возникает это по разным причинам: из-за отличий в тембре, в динамическом диапазоне голоса, в стиле и манере пения и так далее. Поэтому в своей студии звукозаписи по возможности имейте более одного микрофона.

Примеры микрофонов:

В завершение этого материала я хочу представить некоторые модели микрофонов различных ценовых категорий. Покажу вам как динамические, так и конденсаторные. Купить микрофоны вы можете вот здесь .

Дешевые микрофоны

Начнем, как всегда рассматривать дешевые микрофоны. Если у вас не так много денег, то есть ваш бюджет строго ограничен, то рекомендую вам начать именно с этой категории товара. Здесь оборудование по своей цене может подойти многим лицам.

Конденсаторные микрофоны:


Запись звука – тонкое дело, для которого нужны хорошие инструменты. Чем лучше будет выбранный для студии (или домашнего проекта) микрофон – тем качественнее получится запись и тем проще с ней будет работать. А это зависит от множества характеристик – частотного диапазона, чувствительности и так далее. Также многое зависит от качества самого устройства, выбранного для записи. Логично, что дешевые микрофоны не выдадут идеальной записи, и придется повозиться с аудио-редактором.

Но разнообразие моделей (и качества записи с их использованием) велико. Так что иногда подобрать микрофон под свои цели становится очень трудной задачей. Особенно если требуется найти вариант для профессиональной студии, когда ожидается великолепное качество. Да и для собственных проектов найти хороший микрофон – не самая простая задача. Ведь моделей разных видов, ценовых категорий и назначений очень много, и подобрать подходящую не всегда получится самостоятельно.

И для решения этой проблемы мы собрали лучшие модели микрофонов для любых целей. Здесь вы найдете максимально качественные и удобные варианты для записи звука, голоса или инструментальной музыки. В рейтинг внесены лучшие динамические и конденсаторные микрофоны. Но мы собрали в традиционном топе не только профессиональные устройства с отличным качеством записи, стоящие серьезных денег. В материале можно найти бюджетные, но весьма неплохие микрофоны для записи голоса. Мы выбрали только лучшие модели на основе отзывов покупателей и множества обзоров.

Лучшие динамические микрофоны

Динамические микрофоны имеют более простую конструкцию, чем все прочие. Им не нужен дополнительный источник питания. Такие микрофоны просты и надежны. Некоторые модели способны работать по 20-30 лет без нареканий. Их даже можно ронять – и никаких последствий не будет. С точки зрения технических характеристик динамические микрофоны не так хороши, как конденсаторные – у них чуть хуже достоверность передачи звука и частотный диапазон. Но за счет своей конструкции они отлично справляются с перепадами давления. Кроме того, выгодное отличие подобных микрофонов заключается в лучшей способности не записывать посторонние шумы и звуки, чем у прочих разновидностей. За счет всех этих особенностей они идеальны для выступлений на сцене и записи громких или резких звуков.

4 Fujimi Boya BY-WHM8

Самый портативный (вес – 252 г)
Страна: Китай
Средняя цена: 6800 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Открывает рейтинг лучших динамических микрофонов специализированная модель для журналистов на выезде. Он предназначен специально для записи репортажей, интервью, стендапов и прочего. Так называемый «репортерский» микрофон способен обеспечивать отличное качество записи в сложных условиях. Но для музыки и вокала он не предназначен, можно даже не пытаться. Главное достоинство – небольшие размеры (5.3x5.3x25.6 см), легкость (252 г) и отсутствие проводов. Подключается модель по радиоканалу на ультравысоких частотах, способна проработать до трех часов на одном комплекте батарей. Радует наличие OLED-дисплея со всей необходимой информации о состоянии устройства. Микрофон всенаправленный, поддерживает частотные группы каналов А и В.

Достоинства:

  • Беспроводной
  • Легкий и удобный
  • Специализирован для портативного использования

3 Rode Podcaster

Лучший микрофон для блогеров и радиоведущих
Страна: Австралия
Средняя цена: 10 905 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Это нетипичный для музыкальной сферы микрофон. Его предназначение вполне понятно из названия: работа на радиостанции, запись подкастов, запись голоса стримеров, озвучка видеороликов – вот основные сферы применения «Подкастера». С музыкой он справится не очень, а вот голос получается очень живым, плотным и четким. Главное же отличие – подключение не через XLR, а посредством всем знакомого USB, что значительно упрощает его использование в домашних условиях. Также очень полезной особенностью станет наличие выхода для наушников с нулевой задержкой – это позволяет мониторировать то, что вы говорите без каких-либо задержек и дискомфорта.

Достоинства:

  • Подключение посредством USB
  • Прост в обращении
  • В комплекте поставки идет 3-х метровый USB кабель и крепление для штатива

2 Shure SM58

Лучший вокальный микрофон
Страна: США
Средняя цена: 8 800 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Почти наверняка даже далекие от музыки люди узнают этот микрофон – настолько он популярен среди вокалистов, которых мы регулярно видим на экранах. К тому же, модель SM58 была разработана еще до рождения большинства наших читателей. Можно ли тогда приобретать бывший в употреблении микрофон? О, да, ведь Shure способен перенести огромное количество падений, ударов и других невзгод. Впрочем, Shure SM58 в принципе очень недорогой микрофон, который смогут себе позволить даже начинающие музыканты. Напоследок стоит отметить, что модель SM58 считается одной из лучших в мире для вокала. Для записи инструментов лучше приобретать SM57, который отличается только дизайном решетки.

Достоинства:

  • Относительно низкая масса – всего 298 грамм – легко держать в руках
  • Высокая чувствительность - -54,5 дБ
  • Лучшая цена – всего 8,5-9 тысяч рублей

1 Sennheiser MD421 II

Лучшее качество записи
Страна: Германия
Средняя цена: 34 490 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Sennheiser – один из признанных лидеров в мире аудиотехники, а MD421 II - настоящий король динамических микрофонов. Конечно, как и все короли, он знает себе цену – она выше, чем у большинства микрофонов в этом классе, но все же не так высока для сферы профессиональной аудиотехники. Особенность у модели всего одна – 5-позиционный переключатель спада басов – но к качеству записи придраться невозможно. К тому же, Сенхайзер отлично справляется практически со всем: вокалом, гитарами, ударными.

Достоинства:

  • Отличная универсальность
  • Наличие пятипозиционного переключателя спада басов
  • В продаже имеются комплекты из двух микрофонов

Недостатки:

  • Цена высока для данного класса

Лучшие конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны устроены более сложно, чем динамические. За счет этого они более нежные и не переносят падений или высокой влажности. Но зато конденсаторные модели способны качественнее записывать звук – он получается максимально достоверным и точным. При этом микрофон способен охватить более широкий диапазон частот. Важный нюанс – такая модель нуждается в дополнительной подпитке, поэтому разумно использовать ее вместе с профессиональным оборудованием. Собственно, когда требуется высокое качество записи и передачи звука (что актуально для серьезных студий), лучшего варианта, чем конденсаторный микрофон, не найти.

4 Audio-Technica AT8010

Самый универсальный микрофон
Страна: Япония
Средняя цена: 15141 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Неплохой микрофон буквально для всего. Хоть его и зовут репортажным, он также подойдет и для радио, и для записи вокала (особенно хорового) или музыкальных инструментов. Такая универсальность очень удобна, когда студия не слишком большая, и множество микрофонов для разных целей будет невыгодно. Диаграмма – всенаправленная, так что модель улавливает все, что происходит вокруг (в разумных пределах). Радует, что можно использовать микрофон не только с профессиональным оборудованием – дополнительное питание, которое необходимо другим моделям, может обеспечить обычная батарейка. Но тогда характеристики чуть-чуть ухудшаются. Впрочем, этого хватит, чтобы получить отличный звук.

Достоинства:

  • Вместо фантомного питания можно использовать батарейку
  • Много аксессуаров (батарейка, чехол, ветрозащита и держатель для стойки)

3 Rode NT USB

Самый простой в обращении
Страна: Австралия
Средняя цена: 14 990 руб.
Рейтинг (2018): 4.6

Хороший и относительно недорогой USB-микрофон. Конечно, стоимость можно назвать небольшой только с учетом отличного качества записи. Причем, не просто хорошего, а студийного, благодаря чему, в отличие от Rode Podcaster, эту модель можно использовать для записи не только голоса, но и музыкального исполнения. NT USB совместим со всеми распространенными музыкальными программами на Windows и Mac, а также с приложениями для iPad. Наконец, стоит отметить наличие выхода на наушники с нулевой задержкой, а также два отдельных регулятора громкости мониторинга и микса.

Достоинства:

  • Отличное для такого типа устройств качество записи
  • Удобство подключения
  • Совместимость с профессиональными и любительскими музыкальными программами для Windows, Mac и iOS
  • Наличие выхода на наушники с нулевой задержкой
  • Два регулятора для изменения громкости микса и мониторинга
  • Богатая комплектация: поп-фильтр, держатель, настольная стойка, USB кабель (6 метров) и мешочек для хранения и транспортировки

2 Neumann U87 Ai

Лучшее качество записи в истории
Страна: Германия
Средняя цена: 159 000 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Этот микрофон можно смело называть легендарным. Модель U87 Ai является слегка модифицированным вариантом микрофона, представленного еще в конце 60-х годов. Устройство применялось и применяется на студиях звукозаписи, на радиостанциях и телевидении. Качество звука – просто потрясающее. К особенностям Neumann можно отнести переключаемую диаграмму направленности: круговая, 8-образная и кардиоидная. Также присутствуют функции изменения частоты среза и фильтр низких частот. Вот только один недостаток – стоит микрофон как подержанная малолитражка – около 160 тысяч рублей, а потому и позволить себе его могут лишь крупные студии.

Достоинства:

  • Лучшее качество записи
  • Три переключаемые диаграммы направленности
  • Фильтр низких частот
  • Изменяемая частота среза

Недостатки:

  • Очень высокая стоимость

1 AKG C214

Лучшее соотношение цены и качества записи
Страна: Австрия
Средняя цена: 34 644 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

Лидером нашего рейтинга становится не лучший по качеству записи звука, но тоже очень хороший микрофон от всемирно известной AKG. C214 взял от старшего «брата» C414 двойной капсюль, но потерял разнонаправленность – осталась лишь традиционная кардиоида. Качество записи на самом высоком уровне, но и помимо звука есть особенности. Первая – защита от радиопомех, что позволяет использовать модель на радиостанциях. Вторая – возможность снизить чувствительность на 20 дБ, что будет полезно при записи громких инструментов. Наконец, присутствует фильтр высоких частот, уменьшающий искажения.

Достоинства:

  • Отличное качество записи
  • Защита от радиопомех
  • Запись громких инструментов без искажений
  • Наличие фильтра ВЧ
  • Относительно низкая стоимость
  • Богатая комплектация: держатель H85, ветрозащита и кейс для транспортировки

Лучшие недорогие микрофоны для записи голоса

Качество профессиональных микрофонов остается вне сомнений. Но не каждый человек, желающий записывать хороший звук для своих целей, может себе их позволить. Потому что стоить такие модели могут несколько десятков тысяч рублей и больше. В таком случае на помощь приходят недорогие микрофоны для записи обычного голоса, инструментов или вокального исполнения. Они не отличаются космическими характеристиками и идеальной чистотой записи, так что рассчитывать на это не стоит. Но могут порадовать хорошим качеством за умеренную стоимость. Так что для старта бюджетные микрофоны станут неплохим вариантом.

4 Behringer C-1

Самый дешевый микрофон
Страна: Германия (производится в Китае)
Средняя цена: 4500 руб.
Рейтинг (2018): 4.3

Ультрабюджетный конденсаторный микрофон, обладающий вполне неплохими характеристиками. Несмотря на дешевизну, способен обеспечить качество записи, достаточное для различных немузыкальных целей. Эта кардиоидная модель совершенно не шумит и не звенит, слушать звук приятно даже без обработки. Но она имеет несколько обрезанные верхние частоты, так что без дополнительной настройки не обойтись. Микрофон подойдет для тех, кто только начинает путь в звукозаписи. Как правило, его используют для создания озвучки к видеороликам, аудиокниг и так далее. Однако без обработки голос все равно будет казаться слегка металлическим. Несмотря на самый нижний сегмент, модель требует стандартного фантомного питания, так что просто подключить ее к компьютеру не получится.

Достоинства:

  • Есть золотое напыление на контактах, что повышает качество звука
  • Действительно дешевый микрофон с неплохими характеристиками

3 Sennheiser E 825-S

Лучший бюджетник для вокала
Страна: Германия
Средняя цена: 5800 руб.
Рейтинг (2018): 4.5

Динамический микрофон, созданный в первую очередь для вокала. Немецкое качество за вполне адекватные деньги. Конечно, на профессиональный концерт соваться с этой моделью не стоит, но для домашних записей начинающего исполнителя подойдет вполне. Имеет кардиоидную направленность и эффективно отсекает все лишние звуки, которые не попадают в зону его основного действия, ослабляет большинство шумов. Хорошо сбалансирован по частотной характеристике, хотя «берет» заметно меньший диапазон – 80-15000 Гц против стандартных для большинства устройств 20-20000 Гц. Впрочем, для основного предназначения этого хватает с запасом. Несмотря на позиционирование в качестве микрофона для вокального исполнения, модель способна неплохо записывать музыкальные инструменты.

Достоинства:

  • Абсолютно бесшумная кнопка включения-выключения
  • Крепкий корпус из приятного на ощупь металла
  • Высокое качество исполнения и сборки – немцы радуют

2 Marshall Electronics MXL 770

Наиболее универсальный бюджетник
Страна: США
Средняя цена: 8600 руб.
Рейтинг (2018): 4.7

Американская конденсаторная модель с большой мембраной из бюджетного сегмента, произведенная известной фирмой. Он относительно универсален и подходит как для записи роковых композиций и рэпа, так и для классических инструментальных мелодий и вокала. Устройство способно воспринимать и качественно обрабатывать широкий диапазон частот. При его цене такое качество удивляет. Микрофон любим многими исполнителями за хорошее восприятие низких частот. Басы на записи получаются отменными. Но при этом модель справляется и с высокими частотами. К сожалению, кабель придется докупать отдельно.

Достоинства:

  • Отличная универсальность – подойдет буквально для всего
  • «Золотая» 20-мм диафрагма на шесть микронов
  • Подходит для аналоговой записи

1 Audio-Technica AT2020

Лучший по цене/качеству
Страна: Япония
Средняя цена: 7750 руб.
Рейтинг (2018): 4.8

И лучшим бюджетным микрофоном среди прочих можно признать эту японскую конденсаторную модель. Несмотря на низкую цену, он официально считается студийным и обладает отличными техническими характеристиками. Специалисты в отзывах признают его одним из лучших в этом сегменте. Радует широкий диапазон воспринимаемых частот. Интересно, что лучше всего эта модель работает при записи женского вокала или звуков высокой частоты. Кардиоидная диаграмма направленности позволяет отсечь большую часть посторонних звуков, оставив только фронтальный, так что микрофон хорошо проявит себя в качестве концертного.

Достоинства:

  • Прочен и долговечен, сделан из металла
  • Диафрагма облегчена и имеет заметно улучшенные характеристики
  • Идеален для домашней студии – недорогой, практичный и очень качественный
Мир микрофонов богат и разнообразен. Сегодня существует великое множество микрофонов самых разных форм и размеров. Если раньше потребитель еще как-то мог сам сориентироваться во всем многообразии предложений, то сегодня с приходом в Европу небольших малоизвестных фирм из Азии для человека, не особенно внимательно следящего за рынком и переменами на нем, приобретение микрофона может превратиться в лотерею с минимальными шансами на выигрыш. Итак, давайте для начала разберемся с тем, какие они бывают – микрофоны?
Типы микрофонов по назначению
Микрофон – штука вездесущая. В телефоне, в плеере, в диктофоне, в планшетном компьютере, в видеокамере и в фотоаппарате – во всех этих девайсах есть встроенные микрофоны. Однако нас будут интересовать микрофоны иного рода.

Эстрадные или сценические микрофоны . Микрофоны этого типа изначально создавались для определенных сценариев применения. Чаще всего эстрада в сознании рядового зрителя ассоциируется с ручными микрофонами, имеющими рукоять с капсюлем, защищенным сеткой ветрозащиты. В большинстве своем такие микрофоны имеют похожий дизайн, и проблема тут не в экономии на дизайнерских изысках, а в стремлении к унификации. Стандартного вида ручной микрофон хорошо фиксируется в стандартных же стоечных держателях, к ним с легкостью можно подобрать хорошую сменную ветрозащиту.

На фото Shure SM58-LCE – качественный и недорогой динамический микрофон для вокала. Популярная модель.

Сценические микрофоны по можно разделить на проводные и беспроводные. Кроме ручных микрофонов в этой группе есть еще гарнитуры, а также петличные микрофоны (лавалье). Эстрадные микрофоны можно также разделить на подгруппы по выполняемой функции. Это могут быть речевые, вокальные, инструментальные микрофоны и микрофоны подзвучки.

Репортерские микрофоны . Сфера применения микрофонов данной группы понятна и без пояснений. Репортерские микрофоны могут быть проводные и беспроводные, ручные, головные гарнитуры и для скрытого ношения. Модели для уличного применения обычно являются направленными, они рассчитаны на применение в ветреную погоду, не боятся низких и высоких температур. В отдельную категорию можно вынести накамерные съемные и несъемные микрофоны.

На фото Rode VideoMic Pro – проводной накамерный микрофон-пушка, имеющий «каблук» для монтажа в штатное посадочное место вспышки.

Студийные микрофоны для ТВ . Здесь широкое применение получили компактные радиомикрофоны-петлички, часто применяются ручные микрофоны стандартного вида, а также головные гарнитуры. Кроме того в ТВ-студиях в ходу настольные микрофоны PZM, которые на профессиональном сленге именуются «таблетки», «лягушки», «планшеты». Они имеют плоскую форму и почти незаметно лежат на столах у дикторов. Их задача фиксировать все звуки над столом. В верхней полусфере они ненаправленные. Нижнюю они не охватывают.

На фото RODE Lavalier – популярная в России модель петличного микрофона. Для тв-шоу, чтения лекций, деловых выступлений.

Студийные вещательные микрофоны . Этот тип микрофона применяется в условиях вещательных студий радиостанций и тв-каналов. Они могут использоваться как для записи программ, так и вещания в прямой эфир. Обычно здесь применяются микрофоны, «заточенные» для работы с обычной речью. Микрофоны такого типа обычно имеют узнаваемый вид, потому что рассчитаны на установку в специальные стойки с амортизирующим подвесом типа «Паук». Нередко у таких микрофонов имеется переключатель, меняющий характеристики направленности. При необходимости такой микрофон может работать в режиме круговой направленности, кардиоиды, суперкардиоиды и «восьмерки».

На фото микрофон Neumann TLM 103 – идеальное решение для нужд вещания. Тихий, хорошо справляется с мощным звуковыми давлением.

Микрофоны для музыкальных студий . Здесь также можно выделить определенные категории устройств. Это речевые, вокальные и инструментальные микрофоны. Эти микрофоны могут выглядеть по-разному. Вокальные и речевые обычно внешне похожи. Они имеют дизайн, позволяющий монтировать их на специальные стойки в держатели с амортизирующими подвесами и с возможностью использования высокоэффективных ветрозащит.

На фото студийный конденсаторный микрофон Audio-Technica AT4050SM в специальном подвесе на амортизирующих растяжках.

Инструментальные микрофоны могут внешне походить и на стандартные студийные вокальные микрофоны, и на обычные сценические. Их особенностью является способность воспринимать детали и нюансы звука при высокой сопротивляемости мощному звуковому давлению. Сопротивляться мощным звукам позволяет встроенный аттенюатор. Он снижает риск перегрузки микрофона.

Типы микрофонов по принципу действия
В практике широкого применения сегодня используются две разновидности микрофонов – динамические и конденсаторные. Каждый тип микрофонов обладает своими преимуществами и недостатками, своими сферами применения.

Динамические микрофоны . В качестве основного элемента, отвечающего за преобразование звуковых волн в электрические колебания, здесь выступает миниатюрный динамик. Волны заставляют колебаться мембрану с катушкой (катушечный микрофон), помещенной в постоянное магнитное поле. Катушка пересекает силовые линии магнитного поля, и в ее обмотках возникают токи индукции. Кроме катушечных есть еще и ленточные микрофоны. Они обычно применяются в студийной записи. В них катушку заменяет гофрированная ленточка из фольги.

Динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, могут применяться на эстраде, в репортерской практике в качестве решений для работы под открытым небом. Они не так чувствительны к перепадам температуры и более надежны. Но в качестве звука они уступают конденсаторным.

Конденсаторные микрофоны . За преобразование звуковых колебаний в электрические у таких микрофонов отвечает конденсатор, у которого одна обкладка неподвижная, а вторая выполняет функцию мембраны, то есть может приходить в движение под действием звуковых волн. Конденсатор последовательно подключен к источнику постоянного тока. Мембрана под действием звуковых волн приходит в движение, емкость конденсатора меняется и постоянный ток становится переменным.

Пара подобранных конденсаторных микрофонов sE Electronics RN17ST , способных хорошо справляться с мощным звуковым давлением.

Микрофонам такого типа требуется дополнительное питание - фантомное. Фантомное питание может подаваться от входа нагрузки микшера или усилителя. Есть микрофоны, в которых для этих целей используются батарейки. Обычно для нормальной работы конденсаторным микрофонам требуется фантомное питание с напряжением в 48 В.

Типы микрофонов по пространственным характеристикам направленности
Микрофоны делятся на несколько групп по характеристикам пространственной направленности. Самые распространенные виды направленности - круговая, кардиоида, суперкардиоида и гиперкардиоида.

Микрофоны с круговой направленностью или ненаправленные . В случае с таким микрофоном, совершенно неважно, как расположен источник звука относительно плоскости его диафрагмы. Он даже может находиться в движении. Такие микрофоны могут использоваться для подзвучки сцены, потому что его задача уловить все звуки в пространстве, независимо от того, какое положение в нем занимает источник звука.

Кардиоидный микрофон имеет определенные характеристики направленности. В одной полусфере он одинаково хорошо чувствителен, а в другой его чувствительность падает. Такие микрофоны способны обслуживать один или несколько рядом расположенных источников звука, при этом источники, находящиеся во второй полусфере игнорируются. Такими характеристиками обладают обычные эстрадные и студийные микрофоны для речи и вокала.

Суперкардиоидный микрофон имеет вытянутое поле оптимальной чувствительности. Такие микрофоны называются узконаправленными. Они хорошо принимают звук от одного выбранного источника, игнорируя прочий шумовой фон, однако правильное расположение источника звука относительно плоскости диафрагмы этого микрофона имеет принципиальное значение. Такими микрофонами пользуются репортеры, работающие «в поле», на зашумленных площадках. Схожими характеристиками направленности могут обладать уличные накамерные микрофоны для видео- и фотокамер.

На фото микрофон-пушка суперкардиоидной направленности. Рассчитан на работу в неблагоприятных условиях. Цельнометаллический корпус .

Гиперкардиоидный микрофон или остронаправленный микрофон . Микрофоны такого типа способны воспринимать звук даже от удаленных источником, но его диафрагма должна быть строго перпендикулярна оси, которую можно провести между микрофоном и источником звука. Малейшее отклонение приводит к падению качества звука. Такие микрофоны называют пушками. Ими пользуются репортеры в случаях, когда источник звука удален и приблизиться к нему нет возможности.

Следует четко уяснить себе, что:
универсальных микрофонов не бывает;
хороший микрофон стоит недешево, что бы вам ни говорили продавцы.

Микрофон следует покупать строго под задачи, которые с его помощью предстоит решать. Если требуется записывать барабанные партии, исполняемые на классической акустической установке, то тут нужен не один, а несколько инструментальных микрофонов, изначально готовых к воздействию серьезного звукового давления.

Если есть необходимость записывать лирический вокал, то в данном случае для обеих задач будет достаточно одного хорошего студийного вокального микрофона.


Для живых эстрадных выступлений, для подготовки репортажей с улиц города, для записи интернет-подкастов или переозвуки видео – для всего этого нужно выбирать свой специальный микрофон. Чем чреваты ошибки? В лучшем случае – переплатой. К примеру, можно купить для записи интернет-подкастов дорогой студийный микрофон, для нормальной работы которого потребуется докупать дополнительное оборудование. В результате в Сеть будет выложено цифровое аудио с высокой степенью сжатия, которое при сжатии потеряет то самое качество, за которое вы заплатили деньги. Другой подкастер купит специально «заточенный» под такие нужды микрофон, который стоит в несколько раз дешевле, который подключается напрямую к ПК по USB, потому что уже имеет встроенный аудио-интерфейс. В результате этот подкастер выложит в Сеть аудиоматериал сравнимого качества, но с меньшими заморочками и более скромными денежными расходами.

Другая ситуация: нужен микрофон для вокальных и речевых выступлений под открытым небом. Для теплого времени года хорошо подойдет конденсаторный микрофон, но в условиях низких температур он будет работать неправильно, а то и вовсе сдаст позиции. В таком случае максимально эффективным и надежным решением будет динамический проводной микрофон. В этом случае неправильный выбор сулит не только денежные потери.

Бренд – не показатель качества
Сегодня покупать микрофон, полагаясь только на солидность и авторитет бренда, тоже нельзя. Даже самые крутые производители микрофонов активно вводят в свой ассортимент недорогие модели для массового потребления, и компании, которые недавно выпускали только дорогие и только профессиональные решения, сегодня – разбавляют свой ассортимент недорогими микрофонами для любителей-энтузиастов и домашних студий. Поэтому, покупая недорогой микрофон от бренда с хорошей репутацией, вы рискуете купить не то, что нужно.

Ничего не изменилось: хорошие профессиональные микрофоны как стоили дорого, так и стоят – очень дорого.

Несколько дискредитировало себя и понятие «профессиональный микрофон». Некоторые крупные производители после вывода своих производственных мощностей в Китай среди привычно качественных изделий стали выпускать откровенный ширпотреб, но выглядящий, на первый взгляд, как вполне приличный продукт. Кроме того, появились новые категории микрофонов, нацеленные на решение новых задач, вроде записи речевых программ для интернет-вещания или треков для переозвучки видеороликов. Такие решения недороги, но и хорошего качества звука они не предложат.

Смотрите видео, в котором Андрей BarBQ рассказывает о выборе микрофона :



Статьи по теме