Есть ли в сети интернет недостоверная информация. Проблемы медиаобразования и достоверность информации в сети интернет

Вам понадобится

  • Читательский билет
  • Доступ к интернету
  • Умение работать с библиотечными каталогами
  • Умение работать с поисковыми службами интернета

Инструкция

Выясните, с чем вы имеете дело - с фактом или оценкойПервое, с чем мы сталкиваемся при получении новой информации – это факты. Фактом называются сведения, уже проверенные на достоверность. Та информация, которую не проверили или которую невозможно проверить, фактом не является.Фактами могут быть числа, даты, имена, события. Все, что можно потрогать, измерить, перечислить, подтвердить. Факты предоставляются различными источниками – научно-исследовательскими институтами, социологическими агентствами, агентствами статистики и т.д. Главное, что отличает факт от оценки – объективность. Оценка всегда выражает чью-то субъективную позицию, эмоциональное отношение, призыв к каким-то действиям. Факт не дает никакой оценки, ни к чему не призывает.

Проверьте источники информацииВторое, с чем мы сталкиваемся – это источники информации. Далеко не все факты мы можем проверить самостоятельно, поэтому наше знание во многом основывается на доверии к источникам. Как проверить источник информации? Известно, что критерием истинности является практика, иными словами истинно только то, с помощью чего мы можем решить конкретную задачу. Информация должна быть эффективной. Эту эффективность отражает число людей, которые успешно применили данные сведения. Чем больше людей доверяют источнику, ссылаются на него, тем достовернее предоставляемая информация.

Сравните источники информацииК счастью, популярность и авторитетность источника еще не являются гарантией достоверности. Одним из признаков достоверной информации является ее непротиворечивость. Любой факт должен быть подтвержден результатами независимых исследований, т.е. он должен повториться. Независимые исследователи должны придти к одним и тем же выводам. К случайным, единичным сведениям необходимо относиться с большой осторожностью. Чем больше одинаковых сведений получено от разных источников, тем эти сведения достовернее.

Проверьте репутацию источника информацииДело в том, что источник всегда несет ответственность за предоставляемые факты. Эта ответственность не только морально-нравственная, но и вещественная. За предоставление сомнительных данных организации, их предоставляющие, могут лишиться средств к существованию. Потеря читателей, штраф или даже тюремное заключение – последствия для лжецов могут быть самыми тяжкими. Солидные организации берегут репутацию и никогда не станут рисковать, публикуя недостоверную информацию. Почитайте историю организации, узнайте имена ее руководителей, ознакомьтесь с отзывами читателей и мнениями экспертов.

Узнайте об авторе источника информацииЛюбая информация, в конечном итоге, передается людьми. Если информация вызывает у вас сомнения, проверьте, кто является автором. Почитайте другие работы автора, узнайте его биографию, имеет ли он научную степень, какую должность занимает, каким опытом обладает в данной области и, конечно, на кого ссылается. Если невозможно узнать об авторе, то и доверять сомнительной информации не рекомендуется.

Количество недостоверных материалов в интернете растёт в геометрической прогрессии — читателям предлагаются слезливые истории, которых никогда не было в реальности, или случаи вопиющей несправедливости, которые на поверку оказываются историей с двойным дном. Иногда в Сети собирают деньги на помощь людям, которых не существует, — таким образом мошенники отнимают деньги у тех, кому действительно нужна помощь.

Пора учиться отличать правду от вымысла. Сейчас обилием недостоверной информации — иными словами, фейками в Сети — озаботились и крупные интернет-корпорации. Социальная сеть Facebook даже вводит специальную кнопку, с помощью которой пользователи могут пожаловаться на ложные публикации.

Рассказываем несколько простых правил, с помощью которых любой человек может провести проверку сообщения на достоверность.

Проверяем картинку. Визуальная информация воспринимается быстрее и глубже текстовой, поэтому создатели фейков часто используют фотографии в качестве доказательств ложных фактов. Когда-то проверить, когда фото появилось в Сети и на какой странице, было сложно. Сейчас — проще простого. Google давно запустил инструмент поиска по изображениям. Для того чтобы найти первоисточник, можно зайти на страницу сервиса «Google Картинки», найти рядом с поисковой строкой изображение фотоаппарата, щёлкнуть по нему и выбрать, как будет производиться поиск — по загруженному вами файлу или по ссылке на изображение. Если вы используете браузер Google Chrome, то достаточно просто кликнуть по фото правой кнопкой мыши, и в выпавшем меню выбрать «Найти это изображение». Поисковик мгновенно выдаст вам страницы с этой же картинкой. Так и выясняется, что фотография, которой иллюстрируется то или иное происшествие в фейковом сообщении о современности, сделана 5 лет назад, в другой стране и по другому поводу. Или что фото ребёнка из, например, Мурманска, на лечение которого собирает деньги пользователь социальной сети, на самом деле сделано три года назад, например, в Канаде.

Проверяем видео. Видеоролик и его достоверность проверить сложнее. Во-первых, следует обратить внимание на монтаж — в созданном фейке могут быть грубые склейки. Например, кадры будут сильно разниться по качеству, так как их надёргали из разных видео. Если есть за что зацепиться — в кадре могут быть важные детали, указывающие на даты и место события, — то можно составить запрос для интернет-поисковика и посмотреть, нашло ли упомянутое в сюжете происшествие отражение в местных новостях или сообщениях на форумах и в социальных сетях.

Ещё один совет, как заподозрить фейк — отключить в голове «оболочку» , то есть всё, что обрамляет сюжет: заголовок, описание видео, пост в социальной сети, к которому это видео прикреплено. Посмотрите ролик непредвзято. Если вы слышите только общие слова, которые легко встраиваются в любой контекст — возможно, перед вами фейк. Помогает и чтение комментариев — может быть, кто-то из тех, кто смотрел видеоролик до вас, уже вспомнил, где видел оригинал.

Проверяем персонажей. В наше время практически каждый человек оставил свой след в интернете — странички в социальных сетях, списки на сайте школы или вуза, успехи в профессиональной деятельности. Если мы видим, что подозрительное сообщение комментирует некий эксперт, — проверить его личность должно быть проще простого. О настоящем эксперте интернет знать должен. Если он действительно профессионал. В случае, если о нём нет никакой информации — скорее всего, перед нами эксперт липовый. С очевидцами всяческих происшествий сложнее, но поискать стоит. Персонаж, о котором в Сети нет никаких данных, может оказаться вымышленным. Ну, или сотрудником спецслужб, но это уже совсем другая история.

Проверяем структуру текста. В заведомо ложном тексте не должно быть конкретных фактов. В нём должны быть рвущие сердца и бьющие через край эмоции. Так, чтобы человека накрыло возмущением ещё до того, как в дело включится логика и здравый смысл. Поэтому, если вы видите мало подробностей, но много восклицательных знаков — это повод насторожиться. И на всякий случай провести проверку — по фото, видео, персонажам и всем фактам, которые есть в сообщении. Речь идёт о детском доме, школе, больнице? Наверняка там указано её название, в интернете легко найти телефон и позвонить, чтобы уточнить информацию. В процессе может оказаться, что такого учреждения вообще не существует — и такое бывало.

Проверяем ссылки и цитаты. Если в публикации в социальной сети есть ссылки на СМИ или сайты, с которых взята информация, то разумно было бы найти первоисточник сообщения. Если есть ссылка на слова публичных людей — лучше сравнить их с оригинальной цитатой, которую можно найти с помощью любого интернет-поисковика.

Проверяем данные благотворительных фондов. Часто в Сети собирают деньги на благотворительные проекты, которые в итоге оказываются очередным мошенничеством. Руководитель проекта Добро Mail.ru Александра Бабкина и благотворительное собрание «Все вместе» подготовили 10 правил, с помощью которых можно отличить реальные просьбы о помощи от поделок мошенников. Первая рекомендация — зайти на сайт фонда. Он вряд ли настоящий, если:

1. У него сомнительный адрес, «кривая» транслитерация.
2. Он редко публикует новости, со СМИ не сотрудничает, партнёров у него нет.
3. «Забывает» про отчётность: такого раздела на сайте может даже не быть вовсе.
4. Удаляет комментарии на сайте и банит задающих вопросы.
5. Не указывает банковские реквизиты — только электронные кошельки.
6. Указывает слишком высокий размер пожертвования.
7. Просит перевести деньги на личный счёт, а не на счёт организаций, осуществляющих помощь.
8. В просьбе о помощи нет указания места и других важных деталей.
9. Для доступа к объявлению о помощи требуется отправить смс или пройти верификацию.
10. Попробуйте позвонить в такой фонд. В большинстве случаев вам вряд ли ответят.

Эти правила касаются не только сообщений от благотворительных фондов — если пользователь просит о помощи, но в качестве реквизитов даёт только электронные кошельки или номер для смс, это должно вызвать подозрение. Если в его сообщении нет никакой конкретики — фамилий, мест, названий больниц, номера телефона — это ещё один повод насторожиться. И провести дополнительную проверку.

Всякое произведение рук человеческих, можно использовать в благих целях, а можно во вред: так топором можно построить Кижи, а можно сходить с ним к старухе-процентщице.

Желание хотя бы на минуту привлечь к себе внимание, толкает любителей писать на заборе — а интернет это замечательный всемирный забор - использовать любую непроверенную информацию или самому, при надлежащем умении, сфабриковать «липу».

Как же убедиться, что вы не читаете и не используете недостоверную или фальшивую информацию. Потом не объяснишь, что доверился недостоверному источнику: "единожды солгавши..."

Конечно, ставшие знаменитыми в русском интернете «британские ученые», уже ничего, кроме смеха не вызывают. Если вы видите ссылку на некие исследования, за ними обязательно должна идти ссылка на статью и журнал, с указанием тома и номера журнала. Если информация получена из интернета, ссылка должна быть не просто на сайт, а конкретно на статью, откуда взята информация.

Можно, например, проверить личность человека, который распространяет информацию. Для этого есть несколько различных ресурсов, например Pipl.com – предназначен для поиска «интернет-следов» пользователя, помогает его идентифицировать и найти фотографии. Программа производит поиск во всех американских сетях (Facebook, LinkedIn, MySpace) – для этого нужно ввести имя и фамилию латиницей. Особенность сервиса в том, что поиск происходит в скрытом интернете (the deep Web), который игнорируется обычными системами. Еще есть ресурс WebMii – ищет ссылку с именем человека, дает рейтинг «веб-видимости», с помощью которого можно установить фейковые аккаунты. Для поиска в Рунете можно использовать сервис people.yandex.ru.

Многие знают, что размещение в посте изображений и видео привлекает больше читателей. Однако, как убедиться в том, что фотография реальна, а не результат обработки в фотошопе.

Существует немало ресурсов, способных помочь провести оперативную проверку изображений на достоверность:

1. Findexif.com — бесплатный сервис, на который можно загрузить фотографию или дать ссылку на нее — он определит EXIF-данные (сведения, когда было сделано фото, каким устройством, параметры изображения, иногда можно определить и место съемки).

2. FotoForensics — сайт, который может сделать Error Level Analysis (ELA), то есть найти «дорисованные» или вставленные в фотографию при редактировании фрагменты. После обработки программа выдает снимок, где измененные области будут выделяться на фоне других. Кроме того, программа также предоставит EXIF-данные.

3. Google Search by Image, поиск в «картинках» «Яндекса» и программа TinEye – обратный поиск изображений, сюда можно загрузить фото, чтобы найти его оригинальный источник и посмотреть, где оно еще публиковалось.

4. JPEGsnoop – программа для установки на компьютер, позволяет посмотреть метаданные не только JPEG, но и форматов AVI, DNG, PDF, THM. Ее можно использовать для многих целей, например, она позволяет увидеть, редактировалось ли изображение, выявить ошибки в поврежденном файле.

5. Если метаданные фотографии по каким-то причинам недоступны, можно внимательно изучить снимок. Обычно в кадр попадает немало деталей, способных помочь идентифицировать место и время, – страна, погода, иногда даже сезон и другие тонкости, помогающие определить подлинность фото. Разобраться в местоположении можно с помощью Google Maps или Panoramio. Geofeedia – сервис, который обрабатывает посты Twitter, Flickr, YouTube, Instagram и Picasa с использованием GPS и затем представляет их в виде коллажа. Программа агрегирует результаты по заданному местоположению.

Поддельные фотографии могут встретиться даже в самых авторитетных источниках. В 2006 году сотрудник агентства Reuters фотограф Аднан Хаджж фальсифицировал снимки из Бейрута – города в клубах дыма после бомбардировки израильской авиации. Когда опубликованное фото разошлось по крупнейшим изданиям, профессиональные фотографы и блогеры стали замечать, что снимок подвергся обработке в Photoshop. Обнаружилось, что Хаджж позаимствовал и обработал снимок Бена Кертиса из Associated Press. И хотя фальсификатора уволили, а снимки его удалили из банка агентства, не исключено, что немало его произведений или работ его "коллег" продолжают гулять по сети.

Достоверность - это то, что показывает качество информации, отражает её полноту и точность. Она имеет такие признаки, как разборчивость письменной и устной речи, отсутствие ложных или каким-либо образом искажённых сведений, небольшая возможность ошибочного применения единиц информации, включающих в себя буквы, символы, биты, цифры. Оценивается и непосредственно достоверность информации, и её источник по шкалам (например, "преимущественно надёжный", "надёжный в полном объёме", "сравнительно надёжный" и далее - до "ненадёжен совсем" или "статус не определён").

Что это означает?

Достоверность характеризует неискажённость информации. На неё влияют не только подлинность сведений, но также и адекватность способов, которыми она была получена.

Недостоверность же может подразумевать умышленную подготовку данных как ложных. Бывают случаи, когда недостоверные сведения в результате предоставляют информацию, характеризующуюся достоверностью. Такое случается тогда, когда во время их получения степень недостоверности информации уже известна адресату. Вообще же, наблюдается следующая закономерность: чем более высоким является количество исходных данных, тем выше становится обеспечение достоверности информации.

Адекватность информации

Таким образом, достоверность напрямую связана с адекватностью информации, её полнотой и объективностью. Данное свойство имеет очень серьёзное значение, преимущественно в случае применения данных для принятия каких-либо решений. Информация же, которая отличается недостоверностью, приводит к таким решениям, которые будут иметь отрицательные последствия в плане социального обустройства, политической ситуации либо экономического положения.

Итак, рассмотрим подробнее понятие достоверности информации.

Определение понятий достоверной и недостоверной информации

Итак, информация является недостоверной, если она не соответствует реальному положению вещей, содержит такие данные о явлениях, процессах или событиях, которых в принципе никогда не было или же они существовали, но сведения о них отличаются от происходящего в действительности, искажены либо характеризуются неполнотой.

Достоверной можно назвать такую информацию, которая не вызывает абсолютно никаких сомнений, является реальной, подлинной. К ней относятся такие сведения, которые в случае чего можно подтвердить процедурами, корректными с юридической точки зрения, когда используются различные документы либо заключения экспертов, могут быть приглашены свидетели и т. п. Кроме того, данные можно считать достоверными, если они обязательно ссылаются на первоисточник. Однако в этом случае возникает проблема определения достоверности самого источника информации.

Виды источников информации

Источниками информации могут быть:

Физические лица, которые благодаря своим полномочиям либо положению имеют доступ к таким сведениям, которые интересуют разного рода средства массовой информации;

Различные документы;

Реальная среда (например, урбанистическая, предметно-вещественная, являющаяся сферой обитания человека, природная);

Виртуальная среда;

Печатные издания, которые имеют выходные данные, то есть учебники, книги, энциклопедии или статьи в журнале;

Сайты в интернете, порталы, страницы, на которых также могут базироваться СМИ.

Бесспорно, одним из самых авторитетных и безопасных источников являются документы, однако они считаются таковыми только тогда, когда есть возможность их юридической проверки. Для них характерна вся полнота информации.

Компетентные и некомпетентные

Помимо подразделения на достоверные и недостоверные, источники также могут быть компетентными и некомпетентными.

Наиболее широко представлены такие источники информации, как уполномоченные официальных структур власти. В первую очередь государственные учреждения должны снабжать граждан самой объективной и точной информацией. Однако даже сведения пресс-службы правительства могут быть подделаны, и нет гарантии, что из государственного источника не может просочиться информация, не являющаяся достоверной. Именно поэтому получить информацию - не означает доверять ей безоговорочно.

Ссылка на источник

Таким образом, достоверность информации может определяться присутствующей в ней отсылкой к источнику. Если последний имеет полномочия в какой-либо сфере или специализируется в определённой области, то он является компетентным.

Но наличие ссылки не всегда должно быть обязательным, так как бывает, что разного рода положения получают подтверждение непосредственно в процессе изложения информации. Происходит это тогда, когда автором сведений является специалист, то есть человек достаточно компетентный в той области, которой касается. В данном случае чаще всего можно не сомневаться, что информация будет достоверной.

В подавляющем большинстве неназванные источники способствуют снижению достоверности материала, особенно тогда, когда в статье присутствуют негативные новости, о которых читателю ранее не было известно. Людей главным образом интересует первоисточник такой информации.

Лучшими считаются такие сведения, которые ссылаются на источники, имеющие определённый авторитет, например имеющие официальный статус, различные статистические агентства, научно-исследовательские институты и т. д.

Тогда легче осуществлять проверку достоверности информации.


Способы проверки

Поскольку достоверными являются только те сведения, которые соотносятся с действительностью, очень важным является навык проверки полученных данных и определения степени их достоверности. Если овладеть таким умением, то можно избежать разного рода дезинформационных ловушек. Для этого нужно в первую очередь выявить, какой смысловой нагрузкой обладают полученные сведения: факторной либо оценочной.

Контроль достоверности информации крайне важен. Факты являются тем, с чем сталкивается человек в первую очередь, когда получает какую-либо новую для него информацию. Они именуют уже проверенные на достоверность сведения. Если же информация не была проверена либо же это невозможно сделать, то фактов в себе она не содержит. К ним относятся числа, события, имена, даты. Также фактом является то, что можно измерить, подтвердить, потрогать или перечислить. Чаще всего возможность их представления имеется у социологических и научно-исследовательских институтов, агентств, специализирующихся на статистике, и т. д. Главным признаком, различающим факт и оценку достоверности информации, является объективность первого. Оценка же всегда является отражением чьего-либо субъективного взгляда или эмоционального отношения, а также призывает к определённым действиям.

Разграничение источников сведений и их сравнение

Кроме того, важно при получении информации разграничивать её источники. Поскольку подавляющее количество фактов самостоятельно вряд ли удастся проверить, то достоверность полученных данных рассматривается с позиции доверия к предоставившим их источникам. Как же осуществить проверку информационного источника? Главным фактором, определяющим истинность, считается практика, или то, что выступает помощником в выполнении конкретной задачи. Доминирующим критерием любой информации выступает также её эффективность, которую показывает количество применивших эти сведения субъектов. Чем оно выше, тем больше доверия будут испытывать к полученным данным, и достоверность их выше. В этом состоит основной принцип достоверности информации.

Сравнение источников

Помимо этого, довольно полезно будет сравнить между собой источники, поскольку такие качества, как авторитетность и популярность, ещё не дают полных гарантий достоверности. Именно поэтому следующим важным признаком информации является её непротиворечивость. Каждый факт, полученный от источника, должен доказываться результатами проведённых независимых исследований, то есть он должен повторяться. Если повторный анализ приходит к идентичным выводам, значит, установлено, что информация действительно является непротиворечивой. Это говорит о том, что сведения единичного характера, случайные, большого доверия к себе не заслуживают.

Степень достоверности

Наблюдается следующая пропорция: чем большим является количество подобных сведений, выведенных из различных источников, тем выше их степень достоверности информации. Каждый источник ответственен за предоставленные факты не только с точки зрения морали и нравственности, но и с точки зрения вещественной. Если же какая-либо организация предоставляет данные сомнительного происхождения, то она может с лёгкостью лишиться своей репутации, а порой даже и средств, обеспечивающих её существование. Кроме того, можно не только потерять получателей информации, но даже подвергнуться наказанию в виде штрафа либо тюремного заключения. Именно поэтому источники солидные, имеющие определённые авторитет, не станут ни в коем случае рисковать собственной репутацией, публикуя недостоверные сведения.

Как поступить, если источником информации становится конкретное физическое лицо?

Бывают такие ситуации, когда источником информации становится не организация, а определённое лицо. В этих случаях необходимо узнать как можно больше сведений об этом авторе, чтобы определить, в какой степени нужно доверять информации, поступившей от него. Убедиться в достоверности данных можно путём ознакомления с иными работами автора, с его источниками (если таковые имеются), либо же выяснить, обладает ли он речевой свободой, то есть может ли предоставлять такую информацию.

Этот критерий определяется наличием у него учёной степени либо же должного опыта в определённой сфере, а также должности, которую он занимает. В противном же случае информация вполне может оказаться бесполезной и даже принести вред. Если нельзя проверить каким-либо образом достоверность сведений, они сразу же могут считаться бессмысленными. При поиске же информации в первую очередь нужно чётко сформулировать ту проблему, которая требует разрешения, что понизит возможность дезинформирования.

Если же сведения являются анонимными, то за достоверность информации ни в коем случае нельзя ручаться. Любые сведения должны иметь своего автора и подкрепляться имеющейся у него репутацией. Самыми ценными в принципе являются те данные, источником которых является человек опытный, а не случайный.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Агафонова М. С., Кунова Е. С. Проблемы медиаобразования и достоверность информации в сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 341–345..htm.

Аннотация. Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечню необходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной. Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.

Текст статьи

Агафонова Маргарита Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Кунова Елена Сергеевна,студент института экономики, менеджмента и информационных технологий ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», г.Воронеж[email protected]

Проблемы медиаобразования. Достоверность информации в Интернете

Аннотация.Статья посвящена проблеме достоверности информации в Интернете, способам её проверки на достоверность, а также перечнюнеобходимых навыков для отделения достоверной информации от недостоверной.Статья также выявляет необходимость обучения в образовательных учреждениях медиаобразовательным навыкам, приводя перечень проверенных на достоверность сайтов, информацией которых смело можно пользоваться.Ключевые слова:информация, недостоверная информация, достоверная информация, источники информации, проверенные информационные ресурсы, фактические ошибки, аргументация информации.

Актуальность темы исследования определяется тем,что в данный момент сеть Интернет пользуется огромной популярностью у большинства людей. В настоящее время мало кто представляет свою жизнь без электронной глобальной сети. С помощью Интернета потребитель информации значительно сокращает время и усилия напоиск необходимых данных, не сталкиваясь с проблемами доступа к ним. Проблема заключается в том, что за легкий доступ в сеть, потребитель не всегда получает достоверную, пройденную через сито профессиональной экспертизы информацию, так как, в большей степени, в сеть попадают ложные, не соответствующие действительности данные.В современном обществе Интернет является одним из самых востребованных источников информации. В нем очень удобно и просто отыскать нужные данные, затрачивая на это сравнительно меньшевремени, нежели при использовании газет, книг, энциклопедий, радиои телевещание.Интернет

1) содержать образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию;2) иметь лицензию;3) входить в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованиюв образовательных учреждениях;4) соответствовать ФГОС.Ни один не застрахован от получения ложной информации из электронных учебников, так как любой желающий вправе выпустить их.Доверять лучше всего только официальным словарям и энциклопедиям. Многие люди изо дня в день используют Википедию для поиска необходимого для учебы, работы, личностного развития, совершенно не подозревая, что пользуются свободной неофициальной энциклопедией, которую может редактировать любой желающий, поэтому все может быть, что они оперируют неточными данными и фактами.На вопрос «как удостовериться в правильности информации в Интернете», прежде всего, необходимо иметь представления о понятиях достоверной и недостоверной информации, а также уметь отличать их друг от друга.Информация это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которые не существовали вообще или существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные. Достоверная информация –информация, невызывающая сомнений, подлинная, реальная. Сведения, соответствующие действительности, факты, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т.д.Сведения со ссылкой на источник считаю также достоверными, если не возникает вопросов о достоверности самого источника.К источникам информации следует отнести следующее:

документы;

издания в печатном виде;

интернетсайты (порталы, страницы, СМИ и т.д.);

физические лица, имеющие интересные для СМИ сведения;

настоящаясредаобитания человека;

виртуальная информационная среда.Достоверным источником являются документы, которые проверяются юридически.Источники информации классифицируют по достоверности (достоверные, недостоверные) и компетентности (компетентные, некомпетентные).Информация в сети –это не гарант полной достоверности, поэтому при извлечении информации необходимо, в первую очередь, обратить внимание на ссылки источника.Компетентными называются те источники, которые уполномочены в той или иной области или вопросе.Если статьей или какойлибо другой работой в сети занимается человек, зарекомендовавший себя, как компетентный специалист, то ссылка не всегда необходима для проверки достоверности.Для того, чтобы узнать компетентный данный автор или нет, целесообразно ознакомиться с его другими работами, комментариями, уточнить наличие определенной занимаемой им должности, статуса, посмотреть отзывы людей о нем и его работах. При наличии данных об авторе из таких источников, как странички в социальных сетях, личного блога, можно узнать дополнительную информацию о наличии научной степени, опыта работы журналистом и т.д. Совершенно другая история в случае, если автор предпочел анонимность.Лучше всего опираться на авторитетные источники. Ими могут выступать научноисследовательские центры, статистические службы.В большинстве случаев по сети распространяется перепечатанная информация с одного сайта на другой. В такой ситуации очень сложно определить достоверность предоставленных данных, так как эти сайты могут опираться на один недостоверный источник.Рейтинг ресурса позволит определить авторитет и популярность данного контента, отзывы пользователей на материал сайта. Поисковые системы, как «Google» и «Яндекс», могут облегчить жизнь, указав индекс цитирования источника, показав похожие или идентичные сведения для сравнения и оценки правильности, а также выдав всю информацию из поисковых запросов.Сетевой ресурс может иметь специальное свидетельство о регистрации СМИ, в силу которого должен нести ответственность, выкладывая какуюлибо информацию, а значит, такой ресурс заслуживает особое внимание и доверительное отношение людей.РИА «Новости»,Интерфакс,ИТАРТАСС являются официальными информационными агентствами. Этим сервисам можно уверенно доверять и пользоваться данными, размещенными на их страницах.СетевоеагентствоNNS(Nationalnewsservice) или, другими словами, НСН (Национальная служба новостей) заслуживает особого внимания. Онодинамично развивает корреспондентскую сеть, ежемесячно представляет сборники статей, соответствующих высшему как публицистическому, так и теоретическому уровню.Издание Gazeta.ruтакже является источником, снабжающим качественной информацией. Ресурсы в сфере образования также проходят проверку на достоверность. Ниже приведен перечень проверенных сайтов.http://window.edu.ru

Единый доступ к учебнометодическим пособиям общего и профессионального образования.

http://schoolcollection.edu.ru

Коллекцияшкольных ресурсов для педагогов и учеников (методички, учебники по разным дисциплинам).http://fcior.edu.ru

Федеральный сервис сматериалами для среднего и профессионального образования.http://school.edu.ru

Методические материалы по предметам начальной и средней школы.Представленные ресурсы прошли научнометодическую экспертизу.Проверка и оценка фактов служит обязательным способом установления факта о достоверности данных.В Интернете можно обнаружить, что в информации вольно используют различные факты как достоверные, так и недостоверные. Научная недостоверность может свидетельствовать онеполноте сообщения. Это происходит тогда, когда сам автор не владеет в полном объеме информацией по данной теме, либо же когда он заведомо скрывает часть сведений, исходя из личных целей. В таком случае сокрытие части материала называют селекцией информации. Интерес привлекает читателей к паре свойствобъекта изучение или событию, явлению. Таким способом можно исказить информацию, повлечь за собой распространение научных ошибок.

При неверном понимании текста, при неправильном толкованиирождаются фактические ошибки. Они возникают вследствиенеспособности человеком дать оценку содержанию, усмотреть приведенные в тексте проблемы. Фактическая ошибка появляется при отсутствии умения обнаружить и сформулировать позицию автора.Фантазия автора зачастую может послужить возникновению фактических ошибок при добавлении в текст элементов собственного домысла. Причиной могут являться и неточное цитирование, путаница в терминах и смыслах.Поэтому необходимо уметь грамотно работать с фактами и давать оценку информационному сообщению.Аргументация фактов является одним из значимых моментов определения достоверности. Верно то, что можно обосновать. В этом заключается удовлетворение закона основания. Но хорошо аргументированные высказывания могут быть корректными и не корректными. Спорящим оппонентам важна победа, а не поиск истины. Ради победы стороны используют способы, которые далеки от логики.Чтобы ориентироваться в доступной к пользованию в Интернете информации и знать отличие достоверной от недостоверной, нужно:1) иметь навыки рационального поиска сведений, знать, что необходимо найти, чтобы грамотно сформулировать запрос в поисковой системе;2) подвергнуть осмотру источники информации;3) уметь оценивать и отбирать нужную информацию;4) научиться построению логики, структуры и плана функционирования информации;5) уметь определять фактические ошибки;6) определять скрытый смысл в тексте, систематизируя данные;7) отличать аргументацию научную и корректную от ненаучной и некорректной.В настоящее время обучение учащихся работе с данными является важным моментом, так как они в значительной степени подвержены за счет образовательных, психологических и возрастных особенностей воздействию неодобрительной, недостоверной, ложной информации.Интернет, в свою очередь, открывает подросткам доступ к информации, которую они желают получить. К традиционным СМИ тинэйджеры относятся с меньшим доверием, не реагируя на них. Уровень доверия к Интернету у таких представителей на несколько порядков выше, потому что в сети могут найти сравнительно больше интересующей информации по какомулибо вопросу. Но несмотря на такое воздействие информационных сервисов, степень подготовленности очень низкая.Проблема кроется в самостоятельной трактовкеполученных знаний и фактов за счет возрастных различий, жизненного опыта и уровня культурного развития личности.Исходя из данных тенденций, нужно научить детей и подростков использовать свой потенциал полностью, совмещая сразу несколько видов познавательной деятельности в сети.Процесс осознания полученных сведений играет большую роль при осуществлении личной информационной защиты.Любые технологии, в том числе и интернет, способствуют преодолению фактических проблем человека и разрешению определенных задач. Сосредоточенность учеников, степень овладения ими технологий и знаний напрямую взаимосвязано с умением преподавателя организовывать работу на уроке.

Для безошибочной организации какоголибо вида деятельности, а в данном вопросе при получении и анализе фактов, полученных из Интернета, необходимо: 1. Установить главную мысль и отдать ей предпочтение;2. Поставить перед собой определенные задачи;3. Выявить пути достижения конечной цели;4. Активизировать мышление;5. Определить возможные ошибки;6. Обеспечить контроль над исполнением.Для заострения внимания при восприятии фактов во время поискаинформации в сети, нужно прибегнуть к возможности посвоему ипоновому интерпретироватьее. Такой метод привлечет больше внимания учеников, повысит уровень заинтересованности, создав эмоциональную наполненность занятия, а также обеспечит обратную связь. Обратная связь может быть как со стороны учителя, так и учащегося при самоконтроле. Чтобы информация усваивалась просто, а занятия проходили эффективно, учителю при объяснении необходимо использовать те понятия и определения, которые соответствуют уровню образовательной подготовки учащихся. Подводя итоги, можно сделать вывод, что использование сетевой информации очень полезно, особенно когда это выступает в качестве инструмента для достижения той или иной цели, приобретения интеллектуальных умений. Выявлено, чтоумелое пользованиеинформацией в сети Интернет, необходимодля обладаниямедиаобразовательными навыками, а также способамиработы с фактами для умения отличить достоверную информацию от недостоверной.

Ссылки на источники1.Агафонова М.С., Сухинина Е.А.Методология обеспечения конкурентоспособности менеджмента предпринимательских сетей на основе эффективных коммуникаций// Современные наукоемкие технологии. 2013. № 101. С. 141142.2.ГостищевВ.Р., Агафонова М.С. Современное лидерство в сетевом менеджменте // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 20. С. 83.3.Кавешникова Л.А., Агафонова М.С. Мотивация преподавателей как основа качества высшего образования// Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 2. С. 7881.



Статьи по теме