Аналогия жизнь человека и процесс в компьютере. Что общего между компьютером и человеком

В массовом сознании память до сих пор воспринимается как аналог жесткого диска, только менее точный и надежный. Эта аналогия в корне неверная. Почти по всем параметрам человеческая память принципиально отличается от машинной.

Давайте осуществим их сравнение по нескольким показателям: энергонезависимость, объем памяти, пропускная способность интерфейсов, способ хранения данных, механизмы запоминания и воспроизведения информации, файловая система, необходимость в перерывах на обслуживание, надежность.



Энергонезависимость

Компьютерная память бывает как энергозависимой, так и энергонезависимой. Человеческая память бывает только энергозависимой. Остановка сердца вызывает смерть мозга и потерю данных уже через 6 минут.

Объем памяти

Точно измерить объем долговременной памяти человека крайне трудно, хотя попытки предпринимаются (некоторые расчеты показывают, что она измеряется сотнями терабайт). Скорее всего, наша память соизмерима с возможностями современной вычислительной техники.
Кратковременную (оперативную) память измерить проще. Не гигабайтами, конечно, а по количеству объектов, которые человек способен удержать в памяти без повторения: всего семь, плюс-минус два. Компьютеры в этом плане ушли гораздо дальше.

Что же касается количества одновременно запущенных процессов, то здесь дела еще хуже. В полной мере мы можем сосредоточиться только на одной задаче. Параллельные процессы могут выполняться лишь когда сознательные мыслительные усилия не требуются или требуются по минимуму (курить, слушать музыку, чесать ногу).

Стандарт обмена данными

Внутри компьютера обмен данными происходит в виде электрических сигналов.

В мозге отдельные нейроны тоже оперируют электрическими сигналами, но для передачи данных по синапсам преобразуют их в менее эффективные химические соединения, что ведет к потере тепла и информации.

Пропускная способность интерфейсов

Пропускная способность компьютерных интерфейсов достигает десятков гигабайт в секунду.

Человеческие нейроинтерфейсы измерить сложнее, но по существующим оценкам их возможности скромнее. Органы чувств способны принять до 11 Мбит/с, а вот осознанно человек усваивает не более 40 бит/с. Более того, большую часть времени наш осознанный информационный поток составляет всего 16 бит/с.



Способ хранения данных

Вычислительные устройства хранят информацию на жестком диске или его аналогах. У человека воспоминания предельно атомизированы и фрагментированы по всему мозгу. Память о неприятных эмоциях хранится в миндалевидном теле, графика - в визуальной коре, звук - в слуховой коре и так далее.

Запоминание и воспроизведение информации

Первое : компьютеры воспроизводят информацию в точности так, как записано. Мозг в готовом виде ничего не хранит, он оперирует системой перекрестных ссылок. В момент активации воспоминания создаются специальные белки, с их помощью между нужными участками мозга устанавливаются связи и воспоминание оживает. Самая близкая аналогия - театральная постановка: сценарий каждый раз один и тот же, но могут быть различия в деталях.

Второе : машинная память не зависит от контекста. Мозг же старается запоминать только самое главное (суть) и с привязкой к контексту. Чтобы запомнить и вспомнить, нам нужны ассоциации и желательно та обстановка, которая была на момент события. Это ускоряет доступ к часто используемым данным, но снижает скорость работы с памятью в целом.

Существуют люди с феноменальной памятью, но они либо страдают от когнитивных расстройств, либо натренированы с помощью приемов мнемоники, то есть опять-таки умения использовать контекст.

Файловая система

Электроника точно знает, где что хранится благодаря файловой системе. В мозге же царит бардак. Файловой системы нет, а есть огромная свалка данных с наклеенными на них стикерами контекста: «день рождения», «поцелуй Юли», «укусила собака», «напился и прыгнул в реку, потом вскочил чирей», «впервые увидел игровой автомат». Компьютер обращается к своей памяти с конкретными запросами: кто, что, где, когда. Запрос к мозгу выглядит куда менее формально: «Есть что по теме?»

Перерывы на обслуживание

По одной из теорий сон нужен для консолидации памяти. Во время бодрствования постоянный поток информации ведет к росту синаптической проводимости в мозге, и со временем это делает работу мозга неэффективной. Сон снижает синаптическую проводимость до оптимального уровня.
Компьютеры могут работать дольше, но и им нужны иногда перерывы - например, из-за утечек памяти.



Надежность

В плане надежности обе системы примерно на равных. Вычислительные устройства хранят данные на жестком диске. В случае его неисправности данные пропадают, а компьютер выходит из строя. С другой стороны, содержимое жесткого диска можно продублировать с помощью RAID или настроить бэкапы.

Мозг менее надежный, но более гибкий. Человеческая память сама по себе организована не лучшим образом, а в случае травмы есть вероятность амнезии. Но память иногда возвращается, а человек может сохранить работоспособность и способность к запоминанию даже при очень тяжелых травмах головы и потере значительной части мозга.

Почему память устроена так бестолково?

Компьютеры занимаются только вычислениями и хранением данных. Они под это специально оптимизированы.

Человеческий геном на 98,5% идентичен геному шимпанзе. Мозг тоже проектировался эволюцией в основном под нужды животного. А что нужно животному? Найти еду, убежать от хищника, победить соперника в стае, спариться с самкой. Ничего сложнее, чем групповая иерархия и история взаимоотношений с сородичами обезьяне запоминать не приходится. Поэтому и наш мозг оптимизирован не для размышлений (фокусировка на интеллектуальных задачах требует больших усилий) и запоминания больших объемов данных, а прежде всего для управления телом.

Косвенным свидетельством этого является нынешнее состояние робототехники. Роботы легко справляются со сложными вычислениями, а вот простые движения (поймать мяч, подняться по лестнице) даются им с огромным трудом.

Эрнест Халамайзер

Оба используются для хранения и обработки информации, а также для выполнения различных вычислений, математических расчетов и разработки сложных алгоритмов.

Роль

Оба играют чрезвычайно важную роль в обществе, торговле, развлечениях и науке. Компьютер сегодня может быть занят чем угодно (как и мозг человека): от управления целыми заводами до стиральной машины.

Сочетание компонентов

Компьютер состоит из многих частей, в том числе: материнская плата, жесткий диск, процессор, графическая карта и многого другого. И каждая из частей играет собственную роль в процессах компьютера.

Как и компьютер, мозг состоит из частей. Помимо левого и правого полушарий, существуют части мозга, которые отвечают за эмоции, математические расчеты, движение и за многие другие задачи, необходимые для нашей повседневной деятельности.

Электрические сигналы

И мозг, и компьютер работают с помощью передачи «логических сигналов» между своими частями. Т.е., компьютер работает с помощью бинарных сигналов (включено/выключено), известных, как биты.

Мозг, в некотором смысле использует такую же систему, задействовав или не задействовав определенные нейроны.

Емкость памяти

Оба могут увеличивать емкость своей памяти. Компьютерная память может быть увеличена путем добавления дополнительных модулей памяти или жестких дисков. Память человека может быть улучшена путем развития синоптических связей.

Резервное копирование

Мозг имеет встроенную «резервную копию системы». Если один из путей в мозге оказывается поврежден, то другой путь может взять на себя его функции (не всегда, конечно, но такое бывает). На компьютере же могут быть сохранены резервные копии данных.

И самое интересное это то, что мозг в современном мире проигрывает компьютеру, что подтвердилось в проигрыше шахматной партии Каспарова компьютеру от IBM в 1997 году.

. Аналогия человека + и компьютера

2016-02-24

Аналогия человека + и компьютера

Что общего между компьютером и человеком? | Техника и Интернет | ШколаЖизни.ру

Что же общего между таким электронным оборудованием и человеческой психикой? На первый взгляд едва ли можно придумать более нелепый вопрос. А какая разница между живым и неживым, спросит читатель. И будет прав. Человек не только наделен свободой воли, но и способен развиваться, в то время как компьютер - нет.

Правда, внутреннее состояние этого устройства постоянно меняется. Но чем тогда такой механизм отличается от часов или автомобиля? Тем не менее, будучи психиатром, я насчитал шесть таких аналогий. Это – один из важнейших факторов, определяющих характер взаимоотношения человека с компьютерной техникой. Именно эта тема более восьми лет назад заставила меня обратиться к психоаналитической публицистике.

Аналогия первая – ТЕЛО И РАЗУМ. Бросается в глаза прежде всего то, что «железо» (сама аппаратура) подобно мозговому веществу. Оно точно также по своим ресурсам заранее жестко задано и в широких пределах практически неизменяемо. А вот «софт» (программное обеспечение) всегда можно заменить или обновить. Поэтому эта часть компьютера совпадает с социальными установками и приобретенными навыками, к которым человек приобщается в процессе обучения.

Аналогия вторая – КАРТИНА МИРА. Системный блок компьютера соединен с монитором, посредством которого информация и становится доступной для пользователя. Такие изображения очень похожи на образы, возникающие в нашей голове и основанные на впечатлениях, получаемых от контактов с внешней действительностью. Но подобные ощущения далеко не всегда точно отражают окружающую среду. И неважно, какие факторы генерируют такого рода искажения – органические, связанные с необратимыми повреждениями мозга, токсические или психогенные. Это – модель человеческого сознания.

Аналогия третья – НЕРВНАЯ КЛЕТКА. Ее суть заключается в соответствии простейшего элемента машинного «языка» (бита) двум основным состояниям нервной клетки, которая может находиться в возбужденном либо в спокойном состоянии. А за такими «сигналами» стоят два значения, которые «бит» может передавать (1 или 0). Это своеобразный молекулярно-кибернетический Эрос и Танатос. Интересно, что компьютерное «слово» имеет 8 значений, что также примерно совпадает с оптимальным объемом запоминаемой нами информации (от пяти до девяти элементов).

Аналогия четвертая – ЗАПЕЧАТЛЕННЫЙ ОПЫТ – описывает устройства и процессы, находящиеся на границе между жестко заданным и функциональным, но значительно ближе к последнему. Совершенно очевидно, что если бы природа не наделила человека способностью опосредованно фиксировать все происходящее с ним, то он просто бы не выжил в столь изменчивом мире. А как иначе человек определял бы суть встречающихся ему вещей – заключена ли в них какая-то угроза или, наоборот, они являются чрезвычайно полезными? В компьютере имеется оперативное запоминающее устройство (RAM), которое по своим функциональным возможностям равнозначно нашей краткосрочной памяти. А винчестер – это тоже своеобразная память, но только долгосрочная.

Аналогия пятая – ВООДУШЕВЛЕНИЕ. Известно, что компьютер совершенно не может работать без «подхлестывания» своих систем. Эта функция возложена на специальное устройство, называемое таймером. Оно-то и синхронизирует электронные импульсы, непрерывно проходящие по компьютерным микросхемам. У человека также есть нечто похожее. В такой роли выступают эмоциональные реакции, которые способны мобилизовать в трудную минуту скромные человеческие ресурсы.

Аналогия шестая – ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. В компьютере воссоздано такое свойство нашего мозга, как наличие двух способов обработки информации. Дело в том, что мозг разделен на два полушария. Левая половина этого важнейшего человеческого органа отвечает за последовательную обработку информации – элемент за элементом. Поэтому с этим полушарием связана речь. А вот правая часть нашей центральной нервной системы в основном оперирует образами или монолитными смысловыми блоками.

Закономерности первого типа в компьютере воспроизведены в виде последовательного интерфейса. К такому входу (COM) обычно присоединяется манипулятор-мышь. Второй же способ можно сравнить с параллельным интерфейсом (LPT), к которому подключается принтер.

Итак, человек сотворил компьютер, взяв за основу самого себя. Но что ожидает человечество в отдаленном будущем, когда народившееся на свет «дитя» повзрослеет? И останутся ли отношения живого и искусственного разума такими же безоблачными, какими они являются сегодня? Но об этом – в моих других публикациях.

"Информация, положенная в основу Ииссиидиологии, призвана в корне изменить всё ваше нынешнее видение мира, который вместе со всем, что в нём находится, - от минералов, растений, животных и человека до далёких Звёзд и Галактик - в действительности представляет собой невообразимо сложную и чрезвычайно динамичную Иллюзию, не более реальную, чем ваш сегодняшний сон".

1. Субъективизм мировоззрения.

2. Примеры аналогий между ПК и человеком. Ознакомление с терминологией ииссиидиологии.

3. Cложность изменения устоявшегося мировоззрения.

4. Заключение.

Субъективизм мировоззрения

В этой статье будет рассмотрено моё видение причин субъективного восприятия человеком окружающего мира, а также будет показан механизм познания мира с помощью мысленных ассоциаций между хорошо известным и ещё мало изученным. Я часто пользуюсь аналогиями, проводя вспомогательные параллели между миром техники и окружающей природой (в частности, биологией, психологией, социологией), чтобы лучше разобраться с новыми явлениями и понятиями в некой предметной области. Они служат мне, по сути, теми дополнительными информационными взаимосвязями со всеми другими имеющимися у меня представлениями, которые позволяют мне не заучивать, а понимать суть нового и неизвестного, используя багаж уже накопленных знаний.

Помогая знакомым устранить те или иные неполадки их персональных компьютеров (далее в тексте ПК), объясняя им возможные причины возникновения таковых с помощью принципов построения и функционирования компьютерной техники, я заметил, что людям, которые не имеют специальной подготовки и знаний, намного легче интуитивно понять суть работы вычислительной техники, используя аналогию с имеющимися представлениями [I]. Для этих целей оказалось удобным использовать сравнения работы ПК с психоментальными и физиологическими процессами , протекающими в человеке .

Как человека, так и ПК, можно рассматривать как отдельную информационную систему или некоторую её часть. Информационная система - это система, состоящая из программного (Software) и аппаратного (Hardware) обеспечения, предназначенная для сбора, обработки, создания и распределения данных.

Использование ассоциативного подхода для взаимоувязывания с помощью аналогий различных явлений является ограниченным и субъективным, так как для построения взаимосвязей между отдельными блоками информации человек может оперировать только теми представлениями и опытом, которыми он обладает на данный момент. Субъективность возникает из-за многообразия возможных индивидуальных вариантов взаимосвязей (ассоциаций), которыми каждая личность соединяет манипулируемые ею информационные блоки (например, одна и та же мелодия вызывает у каждого человека свои субъективные впечатления). Так на протяжении жизни представления человека обрастают всё новыми и более глубокими познаниями, формируя его взгляд на жизнь, предпочтения, желания, суждения и тому подобное (его мировоззрение).

Поскольку система восприятия человека ограничена, мы можем лишь интерпретировать (и с некоторой степенью точности интерполировать и экстраполировать) известные нам факты, стараясь как можно точнее реконструировать картину происходящего. Но эта картина всегда будет менее точна, чем та, что будет базироваться на дополнительных новых сведениях. Субъективность интерпретации (восприятия и понимания) происходящего явления (события) продемонстрирую на следующих примерах.

Предположим, нам нужно соединить точки 1, 2, 3 с помощью линии. Как видно с рисунка 1, количество таких линий может быть бесконечно. Все три варианта представленных линий решают поставленную задачу, но лишь при условии, что никакие другие ограничения на решение поставленной задачи не ставятся (например, что линия должна быть прямой или проходить через точку 4). Каждая из линий является аналогом субъективной интерпретации (в данном случае - трех точек) для воссоздания целостной картины. Что же происходило в промежутках между точками с «настоящей» линией, которая отображает «действительность» - неизвестно. Так и в реальности: человек, наблюдая за каким-то явлением (будь то физический эксперимент или жизненная ситуация), способен воспринять только ограниченное количество условий и фактов, которые привели к данному наблюдению. Интерпретируя имеющиеся сведения, человек воссоздает наиболее правдоподобную картину происходящего события, что вовсе не говорит об её истинности. Невозможность воспринять человеком происходящее без искажений часто приводит его к непониманию поведения и взглядов других людей. [Сколько же необходимо взять точек, чтобы точно реконструировать линию? Смотри теорему Котельникова и частоту Найквиста].

Рисунок 1. Возможные варианты соединения точек с помощью линии

Следующий пример взят из оптики - преломление света через призму. Представьте, что луч света несёт в себе определённую информацию, например то, что понимает какой-то человек под словом «любовь». Как видно на рисунке 2, одна часть луча отражается, а другая - преломляется через призму в зависимости от её физико-химических характеристик. На «выходе» из призмы видно лишь рассеянную часть (проекцию) изначальной информации (луча). Так вот, наши представления являются множеством таких взаимоувязанных призм (рисунок 3), с помощью которых происходит фильтрация, анализ, сбор и накопление новой информации. Как призмы по разному преломляют свет, так и люди по-разному интерпретируют одни и те же явления, события, поступки. Поэтому и «любовь» каждый понимает по-своему (видит свою проекцию), хотя речь может идти об одном и том же.



Рис. 2. Дисперсионная призма. Рис. 3. Дисперсия света.

Третий пример субъективности восприятия - один из коанов из дзен-буддизма. Это короткое повествование показывает в юмористической форме, как люди могут по-разному понимать происходящее с ними.

«Диспут за приют»

В одном храме на севере Японии жили вместе два брата-монаха. Старший был ученым, а младший - глупым и кривым на один глаз. Однажды странствующий монах попросил приюта, вызвав их, как полагалось, на диспут о тонкостях учения. Устав за день от занятий, старший брат приказал младшему пойти вместо себя.

Иди и предложи дискутировать молча,— предупредил он его.

Молодой монах и странник вошли в храм и уселись там. Вскоре пришелец встал, и, зайдя к старшему брату, сказал: «Твой младший брат - замечательный парень. Он выиграл диспут».

Расскажи мне, как это произошло, — попросил старший.

Так вот, - начал странник, - сперва я поднял вверх один палец, представляя Будду, Просветленного. Он же поднял два пальца, обозначая Будду и его учение. Тогда я поднял три пальца, символизируя Будду, его учение и его последователей, живущих в гармонии. На это он потряс перед моим лицом сжатым кулаком, показывая, что все они происходят из одного и того же осознания. Поэтому он победил меня, и я не могу здесь больше оставаться. Сказав так, путник ушел.

Где этот тип? - спросил, вбегая, младший брат.

Я понял, что ты победил его.

Я не победил, но зато сейчас я его отделаю!

Ну-ка расскажи мне о диспуте.

Едва завидев меня, он тут же поднял один палец, нагло намекая на то, что у меня всего один глаз.

Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым и поднял два пальца, поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза. Тогда этот бесстыжий негодяй поднял три пальца, показывая, что у нас всего три глаза на двоих. Тут я рассвирепел и только было начал его бить, как он сбежал.

Резюмируя вышеприведенное и возвращаясь к аналогиям, которыми оперирует наше самосознание, скажу, что качество построенной аналогии между двумя различными явлениями зависит в большей мере от:

    переносимых свойств и отношений;

    степени абстрагирования / конкретизации явления;

    степени понимания предмета самим индивидуумом (его представлениями);

    актуальности сравнения (так как новые представления вытесняют старые);

Насколько правомерна возникшая аналогия - остаётся судить другим. Главная, с моей точки зрения, в данном случае цель - разобраться на первоначальном этапе с новыми понятиями и явлениями, не искажая природу вещей ещё больше. По мере накопления и углубления знаний в выбранном направлении, вспомогательные старые аналогии отпадут сами собой, в силу возникновения всё новых и новых более точных представлений, и надобность их дальнейшего использования пропадёт.

Чтобы не ограничиваться в данной заметке сравнением только между человеком и компьютером, я привожу взаимосвязи с терминами и понятиями из , которая позиционирует себя в качестве новой концепции об энергоинформационном устройстве Вселенной и человека, включая такие понятия, как пространство, время, многомерность, самосознание и многое другое. Ииссиидиология предлагает уникальный механизм для описания причинно-следственных взаимосвязей и сути большинства явлений и процессов окружающего мира, не оставляя места ничему сверхъестественному и невозможному. Насколько эффективно и умело человек сможет использовать этот механизм, будь то в повседневной жизни или в профессиональной деятельности, зависит от него.

Факты, информация Информация Переносчики информации - инфо-творцы Нервные импульсы Заряды Переносчики энергии - формо-творцы (био-творцы) Биология тела Аппаратное обеспечение ("железо") Отдельные представления Файлы

Совокупность СФУУРММ-Форм, УУ-ВВУ-Конгломераты ; (творчество СЛУИ-СЛУУ )

Сформировавшиеся представления и суждения Программы Усложнение используемых СФУУРММ-Форм Расширение представлений (обучение) Обновления Активность первых двух ИИССИИДИ-Центров (АРГЛЛААМУНИ и ИНГЛИМИЛИССА ) Инстинкты и программы самовыживания Системные процессы, драйвера ОС

Активность вторых двух ИИССИИДИ-Центров (ОРЛААКТОР и АИГЛЛИЛЛИАА )

Планетарное, космическое творчество Пользовательские программы

Как наши отдельные представления складываются в суждения и целостное видение происходящего, которое мы с каждым мгновением расширяем и уточняем, так и отдельные информационные файлы складываются в целые программы (СФУУРММ-Формы структурируют УУ-ВВУ-Конгломераты), которые время от времени при обнаружении ошибок и недостатков обновляются пользователем на более универсальные и актуальные. При этом в ПК есть программы (системные файлы, драйвера) и процессы, без которых система может стать недееспособной или сильно ограниченной. Сама система старается ограничить пользователя в правах доступа, чтобы он по своему «незнанию» не навредил системе (самому себе). Это очень похоже на инстинкты самовыживания у человека (активность первой пары ИИССИИДИ-Центров - ментальной (АРГЛЛААМУНИ) и чувственной (ИНГЛИМИЛИССА) составляющей человеческой деятельности). Пользовательские программы расширяют базовый функционал системы и являются «планетарным творчеством», которым человек может заниматься, когда ему не нужно думать о выживании (активность второй пары ИИССИИДИ-Центров - более качественной ментальной (ОРЛААКТОР) и чувственной (АИГЛЛИЛЛИАА) составляющей человеческой деятельности). Структура и характеристика ИИССИИДИ-Центров на самом деле является более сложной и будет более детально описана в последующих томах основ ииссиидиологии.

Как аппаратные неполадки и дефекты в ПК приводят к выводу определённых его компонентов из строя, так и физические болезни влияют на работоспособность человеческого организма. Вирусы - вредоносное программное обеспечение, вызывающее нарушение информационной целостности системы, сродни психическим болезням человека. С точки зрения ииссиидиологии, болезни возникают тогда, когда между конфигурацией формо-творцов (биология человека) и поступающими инструкциями от инфо-творцов (его интересы, устремления, жизненное творчество, мировоззрение) имеется «существенное» разногласие. Одной из причин этому может быть, например, смена направления развития, когда человек начинает развиваться не в человеческом (ллууввумическом) направлении развития (когда «человеческое тело» используется не по «назначению») или, наоборот, в человеческом. Сначала такой дисбаланс вызывает «тензорное напряжение» (тензор), которое направлено на уравновешивание взаимосвязей между формо- и инфо-творцами. Длительное тензорное напряжение перерастает в усталость, истощенность, депрессии, болезни. Сам по себе тензор может иметь как негативный (например, вредные привычки), так и позитивный характер (например, во время избавления от вредных привычек). Возможные причины возникновения тензоров подробно рассмотрены в 12 томе ииссиидиологии .

ИИССИИДИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕК КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА
Получать жизненный опыт Использовать компьютер (играть, смотреть, слушать, писать, симулировать, считать)
ЧКК Все-Любовь-Все-Мудрость Аспекты чувств Магнитное поле
ЧКК Все-Воля-Все-Разума Аспекты интеллекта Электрическое поле

4. Б.И.Ходоров. Импульс нервный. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978, http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/90292/Импульс

5. Орис. Ииссиидиология. 12 том. Комментарии к Основам - Бессмертие доступно каждому: книга пятая - «Ноовременная динамика Универсального Фокуса Самосознания». 2011

8. Орис. Ииссиидиология. 14 том. Комментарии к Основам - Бессмертие доступно каждому: книга пятая - «Принципы резонационности структур Самосознания». 2011

9. Орис. Ииссиидиология. 2 том. Основы. Космические Качества как Основа энергоинформационного проявления всех Формо-систем Мироздания. 2013

10. The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. Telepathy. www.encyclopedia.com (2008)

11. Орис. Ииссиидиология. 15 том. Комментарии к Основам - Бессмертие доступно каждому: книга шестая - Осознанный Путь к Человеческим Мирам «личностного» Бессмертия. 2012

Много приходилось видеть, слышать и читать о том, как люди сравнивают человека и компьютер. Занятно со стороны наблюдать за этим процессом, особенно когда понимаешь, что происходит на самом деле. А на самом же деле происходит, ни много, ни мало сравнение творца с творением. Для того, чтобы это сравнение имело место быть, люди даже роботов делают похожими на людей. Но все равно, внутри таких недочеловеков «шестеренки и лампочки», как говорил герой фильма «Я, Робот». Но дело даже не в том, что сравниваемые с людьми отличаются по своему химическому составу. Ведь предметом сравнения является принцип и результативность их работы.

Все аспекты процесса работы и результатов этой самой работы обеих сравниваемых сторон вряд ли можно объять в рамках одной небольшой статьи. Поэтому, затрону я только один аспект, который на компьютерном языке зовется «многозадачностью». Некоторые думаю, что это недосягаемо для мозга, другие разделяют прямо противоположную точку зрения. В такие дебри, как цифры, вычисления и статистика я лезть не буду, так как сравнивая разные по происхождению системы не возможно добиться точных результатов. Но кое-какие мысли по этому поводу есть.
Итак…

Уверен, что при создании компьютера, человек руководствовался тем, что ему близко и хорошо знакомо. При создании операционной системы в середине 60-х годов прошлого столетия (именно тогда в в некоторых ОС начали появляться задатки многозадачности), программисты, вполне возможно тоже думали именно о том, чтобы наделить компьютер чем-то человеческим. И наделили его подсознанием, только в компьютерном понимании. Хотя многим известен тот факт, что человеческий мозг в определенный момент времени может сознательно размышлять над чем-то одним, но это вовсе не означает, что наш мозг лишен «многозадачности». Ведь вряд ли кто-то будет отрицать, что помимо основной мысли, которая крутится в нашей голове сознательно, где-то глубоко в подсознании происходят процессы, о которых становится известно лишь, когда виден результат.

Если позволите, сравним сознание и подсознание с ядрами процессора. Правда в таком сравнении эти ядра будут разной мощности. Так как есть информация, что мощность подсознания намного больше мощности сознания. Скорость обработки информации у сознательного мышления 2 Кбит информации в секунду, для сравнения та же скорость у подсознания доходит до 4 Гбит информации в секунду. Но как же проявляется эта мощность подсознания.

Например, часто бывает, что прикладывая усилия решить какую-то сложную задачу сознательно, никак не получается добиться желаемого, будто где-то загвоздка. В таком случае я оставляю эту задачу на потом и принимаюсь за следующую, более простую. Но вдруг, не успев даже приняться за решение несложной задачи, я говорю себе: «Идея!». После этого, та сложная нерешенная задача оказывается решенной! Но как? Я ведь уже отчаялся и даже не думал о ней сознательно. Именно благодаря тому, что мы прикладываем много сил в поисках решения процесс запускается и при надобности может перейти в «фоновый режим» подсознания, где нейроны будут продолжать подбирать правильные комбинации, в поисках решения с еще большей скоростью.

На компьютере это происходит, кажется, чуть проще или несколько нагляднее. Запуская один процесс, мы сворачиваем программу и принимаемся за другую. В этом случае мы уверены, что операция будет завершена. Конечно, иногда кажется, что возможности компьютера ограничиваются возможностями человека. Например, мы не можем работать одновременно в нескольких программах хотя бы потому, что для этого нам бы понадобились дополнительные манипуляторы и, в конце концов, дополнительные руки. Да и нужно ли это, если иногда мы не можем даже управлять 10% возможностей нашего мозга?

По поводу того, как тренировать свой мозг написано не мало книг, снято столько же фильмов, но кажется, для «разгона» своего мозга, нужно помнить всего несколько простых правил:

  • Размышляйте
  • Анализируйте
  • Не сдавайтесь


Статьи по теме