Как выбрать графический планшет для рисования. Лучшие графические планшеты по отзывам пользователей Ретуширование на планшете в фотошопе

Традиционным и незаменимым в арсенале компьютерного художника инструментом является графический планшет. Говоря о компьютерном художнике, я подразумеваю довольно широкий спектр специалистов. Это и иллюстраторы, и художники-аниматоры, и дизайнеры в самых различных областях, художники-конструкторы, архитекторы, да и просто многие художники, ранее придерживавшиеся традиционных техник рисования и живописи, с большим энтузиазмом переходят на создание своих шедевров с использованием новых, и в первую очередь компьютерных, технологий. Для каждой из специализаций в большей или меньшей степени предпочтительны разные модели планшетов: как по размеру так и по функционалу.

Надо сказать, что на современном рынке представлен довольно большой выбор графических планшетов как по производителям, так и по модельному ряду. Но бесспорным лидером в этой области уже много лет является фирма Wacom. Например, только в планшетах Wacom применяются технологии, связанные с использованием пассивного пера, то есть стилуса без источника питания внутри (технология PENABLED). Сигнал генерируется самим планшетом, а перо лишь отражает его. Благодаря этому перо становится легче, компактнее, и вы не зависите от батареек, которые могут сесть в любую минуту.

Семейство Intuos3

При равных размерах рабочей поверхности и той же чувствительности к нажатию другие производители, как правило, устанавливают более низкие цены на свои планшеты. Это, безусловно, преимущество. Но и недостатков хватает. Эргономичность пера проигрывает из-за необходимости размещения в нем источника питания, есть необходимость увеличивать вес и размер манипулятора. У моделей отсутствует чувствительность к наклону, меньшее разрешение, меньше внимания уделяется дизайну и материалам, из которых изготовлено устройство.

При всем богатстве выбора моделей разных фирм-производителей именно Wacom имеет самый широкий модельный ряд: от простейших и недорогих планшетов серии Bamboo до профессиональных моделей интерактивных мониторов - ЖК-панелей с электромагнитным пером линейки Cintiq. Мы с вами попробуем разобраться во всем этом многообразии и найти решение, которое соответствовало бы вашим потребностям.

На данный момент сложно представить класс компьютерной графики, не укомплектованный графическими планшетами. Хотя еще некоторое время назад это считалось бы верхом шика. Для примера использования графического планшета хотел бы показать вам работы учеников одной московской детской художественной школы - ДХШ им. В. А. Ватагина.

Но не только художникам может быть полезен графический планшет. Возможно его использование вместо привычного манипулятора типа «мышь». Безусловно, самый дешевый дигитайзер дороже навороченной мыши, но и удобство работы пером несоизмеримо выше. А главное - привычней для человека, хотя и далеко от совершенства.

Современному фотографу в своей работе тоже не обойтись без возможностей, которые предоставляют графические планшеты . Прошли те времена, когда фотограф занимался ретушью на отпечатке или пленке при помощи краски и кисти. Снимаете вы на цифровую камеру или пленочную, ретушью и цветокоррекцией вы неизбежно рано или поздно начинаете заниматься на компьютере, с помощью того или иного графического редактора. И только хоть раз попробовав, вы сможете ощутить, насколько удобно использовать графический планшет в работе. И для этого нет необходимости применять в своем творчестве дорогие профессиональные модели. Для начала вполне достаточно любой модели небольшого формата. Намного приятнее работать с редактированием масок и инструментами рисования и ретуши, когда в процессе нет необходимости менять настройки толщины кисти и ее прозрачности, а регулировать эти параметры силой нажима на перо. При таких видах работы планшет позволяет сэкономить значительно больше времени, нежели при использовании мыши.

Вся работа по раскрашиванию черно-белой фотографии в этом примере сделана практически одним инструментом Brush с использованием чувствительности к нажиму и режима смешивания слоев Color. Пером регулировались параметры Opaсity («Непрозрачность») и Size («Диаметр кисти»). Часто для получения цветной фотографии из черно-белой в Photoshop используют Fill Layer. При этом цвет получается достаточно однообразным и неживописным. Я же предпочитаю именно обычные слои, на которых с помощью графического планшета и наношу цвет мазками разных оттенков и интенсивности. Все то же самое можно сделать и обычной мышью, но не за 5 минут, а за 25. Кроме того, пришлось бы использовать больше инструментов, часто менять диаметр кисти, создавать сложные выделения или дополнительные маски. Используя графический планшет, с одинаковой легкостью приводимую в пример фотографию можно сделать цветной как в профессиональном редакторе Adobe Photoshop, так и в чуть менее функциональном Adobe Photoshop Elements, поставляемом бесплатно в комплекте с Wacom Bamboo Fun.

Если преимущества использования планшетов для обработки фотографий вам стали чуть понятнее, то давайте познакомимся поближе с модельным рядом Wacom. Поняв, чем отличается одна модель от другой, вам будет проще сделать выбор.

Планшеты начального уровня. Уровней чувствительности к нажатию наконечника - 512. Чувствительности к наклону пера нет. Планшеты этой серии отличаются друг от друга в первую очередь дизайном и наличием или отсутствием дополнительных функциональных клавиш как на самом планшете, так и на пере, а также комплектом прилагаемого ПО.

Bamboo One - самый простой в серии: нет программируемых клавиш на планшете и ластика на пере. Соотношение сторон 4:3. Разрешение 1040 lpi.

Bamboo - имеет полностью настраиваемые четыре клавиши ExpressKeys и сенсорное кольцо Touch Ring. Соотношение сторон 16:10. Разрешение 2540 lpi.

Bamboo Fun - имеет полностью настраиваемые четыре клавиши ExpressKeys и сенсорное кольцо Touch Ring. Модификации двух форматов - A6 и A5. Отношение сторон 16:10. Разрешение 2540 lpi.

Intuos3

Модели этой серии различаются размером и отношением сторон. Intuos3 доступен в форматах А6 wide, А5, А5 wide, А4, А4 Oversize, А3 wide. Все модели имеют настраиваемые кнопки ExpressKeys. У планшетов этой серии в два раза больше градаций чувствительности к нажатию, чем у предыдущей - 1024. Разрешение 5080 lpi. Кроме того, планшеты серии Intuos3 оборудованы полосой прокрутки Touch Strip.

Cintiq

Серия представлена двумя моделями - Cintiq 21UX и Cintiq 12WX. Характеристики абсолютно аналогичны серии Intuos3. Разница лишь в том, что Cintiq - это не просто планшет, а интерактивный перьевой дисплей, своеобразный гибрид дисплея и привычного планшета.

Cintiq 21UX - размер экрана 21.3 дюйма, разрешение 1600x1200 точек.

Cintiq 12WX - размер экрана 12,1 дюйма c высоким разрешением WXGA 1280x800 точек и точностью цвета 24 бит с 16,7 млн. оттенков.

Дополнительные перья

C моделями серий Cintiq и Intuos возможно использование дополнительных перьев, по форме и функционалу напоминающих инструменты, используемые художниками в своей работе вне компьютера. Например: перо-маркер (Art marker), аэрограф (Airbrush), перо с чернильным наконечником (Ink pen). Они моментально распознаются программами, их поддерживающими. В работе с операционной системой и неспециализированными программами они ведут себя, как стандартное перо. Все перья возможно программировать в различных приложениях по своему усмотрению.

Реалистичность действия инструмента с учетом наклона пера лучше всего видно при использовании пера-аэрографа. Если вы являетесь дизайнером, такое перо вам может очень пригодиться. В случае использования планшета для ретуши и обработки фотографий вы без проблем обойдетесь и без него. Программы, используемые для примера, входят в комплект поставки планшета. ArtRage идет в комплекте с Bamboo One и Bamboo Fun, а Corel Painter Essentials - с Intuos3 и Cintiq.

Чувствительность к повороту пера используется в дополнительном устройстве ввода Art marker (перо-маркер). Такое перо может пригодиться для создания каллиграфических надписей и решения некоторых других специфических задач, относящихся, как правило, все же к сфере деятельности дизайнеров, а не фотографов. Но, тем не менее, и это перо мы решили включить в наш небольшой обзор, чтобы показать всю широту возможностей дополнительных устройств ввода при использовании планшета.

Все перья отлично «дружат» с Photoshop. Настройки чувствительностей пера в программе Adobe Photoshop можно найти на панели Brushes.

Выбор планшета

И напоследок: раз уж речь в этой статье зашла о технических параметрах планшетов , попробуем дать небольшой комментарий относительно некоторых из них. Например, младшие модели планшетов имеют меньше градаций чувствительности к нажатию на перо - как правило, 512 вместо 1024 у профессиональных моделей. Но на практике разницу между 512 и 1024 уровнями нажатия заметить сложно (особенно если помнить о том, что в настройках многих инструментов в Photoshop диапазон возможных градаций измеряется в процентах и ограничен 101 значением). Гораздо важнее разрешение планшета. От этого во многом зависит точность позиционирования пера и, соответственно, точность линии как при рисовании, так и при редактировании изображения.

Стоит учитывать и отношения сторон вашего монитора. Если монитор и планшет будут с разным отношением сторон, то вы будете использовать не всю рабочую поверхность устройства или работать с сильным искажением пропорций на планшете.

Если вам требуется часто перемещаться, то подойдут планшеты размером до формата А5. Габариты Intuos3 А5 Wide почти совпадают с 17” широким ноутбуком. Приблизительно такие же размеры имеет Cintiq 12WX, поэтому вполне возможно для перевозки поместить и его в одну сумку (рюкзак) с ноутбуком. С большей вероятностью это будет возможно сделать с планшетами серии Bamboo. Для ноутбуков с маленькими диагоналями 12–13” отлично подойдут планшеты формата А6.

В идеале размер монитора должен быть близок размеру планшета. И если вы - обладатель монитора больше 20”, то планшет формата А6 вам будет явно маловат. Абсолютно все графические планшеты Wacom поддерживают работу в современных операционных системах Widows Xp/Vista и Mac OS X 10.3.9 и выше, подключаются через интерфейс USB, и поэтому без проблем подсоединяются практически к любому ПК. Не требуют дополнительного питания от сети (за исключением интерактивных дисплеев).

На замену основному монитору вполне подойдет Cintiq 21UX или одна из панелей PL-серии. Они могут располагаться на рабочем столе - благодаря оригинальным конструкциям подставок - как в вертикальном, так и в более привычном для планшетов почти горизонтальном положении. Cintiq 21UX, кроме того, оснащен устройством поворота дисплея на 360 градусов (в лежачем положении) и наклона на 10–60 градусов. При относительно высокой стоимости интерактивных дисплеев на сегодняшний день они являются самым совершенным инструментом для работы с компьютерной графикой. Рисовать по дисплею - что может быть проще?

Интерактивные перьевые дисплеи серии PL - это идеальный инструмент для преподавателя. Мне довелось провести несколько лекций, используя 17” модель. Встроенный в панель разъем для подключения второго монитора или проектора позволяет без дополнительных разветвителей проецировать создаваемое изображение на большой экран и при этом находиться лицом к аудитории. К сожалению, панели данной серии не поддерживают чувствительности к наклону пера.

При недостатке свободного места на рабочем столе любой из планшетов может быть размещен буквально на коленках, в том числе и интерактивная панель Cintiq 12WX. Конструкторы Wacom постарались спрятать все необходимые контакты внутри одного совсем не толстого, но достаточно прочного кабеля. В арсенале Wacom существует и беспроводная модель планшета - Wireless pen tablet.

Из личного опыта

В своей работе я использую графические планшеты нескольких размеров. На домашнем рабочем столе – планшет А4 формата (на момент покупки оптимально подходил к имеющемуся 19” монитору). На рабочем месте – A3 Wide в комплекте c монитором 30”. При этом из-за недостатка места всегда мучает вопрос: «А куда бы деть клавиатуру?». Так что большой планшет – тоже не всегда удобно. А вместе с ноутбуком меня всегда сопровождает Intuos3 A5 wide – по-настоящему мобильное решение.

Редко, но случается, что в руки попадает гаджет, от которого сразу ничего хорошего не ждёшь, а оказывается очень интересная и полезная железка. Вот такой планшет тестирую несколько недель:

С одной стороны, внутри никаких чудес нет: 4-ядерный Intel Atom Z3735G, который может увеличивать свою частоту с номинальных 1.33 ГГц до 1.83 ГГц, всего 1 гигабайт оперативки и 16 гигов твердотельной памяти, плюс слот для microSD. Зарядка происходит через microUSB (и от пауэрбанка тоже), есть поддержка OTG.

Весит 4Good T800i чуть больше 300 граммов и работает под управлением полноценной Windows 10. В общем, почти ноутбук, или скорее нетбук, только без клавиатуры и с сенсорным экраном 1280x800 на 7.9 дюйма.

3G в этой версии нет, GPS тоже, Wi-Fi медленный (всего лишь 802.11n) и места на диске, сразу из коробки, гигабайт пять свободно.

С другой стороны, в деле оказывается очень шустрая машинка - померял его старыми (очень старыми) бенчмарками, и с удивлением понял, что моя мощная графическая станция в 2005-м году, на которой и фоточки обрабатывал, и много чего ещё делал, была слабее этой карманной игрушки. Даже Half-Life 2 на нём идёт достойно, что совсем позабавило.

Осознав это поставил на T800i нормальный Photoshop CC (и запускается, и идёт, и даже RAW обработать получается в дороге), утилиты для выбраковки фотографий, всякие фирменные утилиты от производителей камер, покопался с переносом всего лишнего на microSD, наоптимизировал кое-что, взял к нему в комплект OTG-кардридер с USB, подцепил по Bluetooth клавиатуру с мышкой и... стал радоваться.

Мне не нужен планшет для киношек или музыки в дороге, зато совсем не мешает карманный гаджет чтобы фоточки с беззеркалки дёрнуть и чуть обработать, быстро и так далее. По сути же это нормальный комп - и удалённо подключиться к мощному Mac можно, и всякую USB-периферию заюзать, и Tethered Shooting работает. Матрица IPS, неплохая (не без недостатков), порт USB полноценный... то есть это такой "ноутбук на Windows без клавиатуры и в кармане пиджака", но главное, повторюсь, эта штука на удивление нормально шевелится и не бесит тормозами.

Ещё можно с него кидать картинку по WiDi/Miracast на большой экран, читать презентации и конечно здесь работают все приложения, поддерживающие 32-битную версию Windows. Только с Lightroom накладка получилась - последняя 32-битная версия была пятой, поэтому Lightroom 6/CC на T800i не встаёт.

По сравнению с ним просто какой-то апофеоз неспешности. Получился отличный компаньон для маленькой беззеркалки, хоть прямо в блогтуры его бери вместо MacBook.

Осталось понять какую Bluetooth-клавиатуру, из серии карманных, стоит сейчас всерьёз рассматривать, и какую мышку к нему взять. Уже провёл изыскания, нагуглилось много интересного. BT-периферия что у меня в хозяйстве есть, крупновата, к сожалению и на карманную не тянет. Если кто приметил или использует интересные ультрапортативные клавы и мышки, поделитесь в комментариях;-)

Что думаете о планшетах на Windows 10? У меня ощущение что какой-то ренессанс интереса к винде происходит.

Однозначного ответа на этот вопрос нет и не может быть. Все зависит от вас, то того, какими методами вы работаете и что именно удобно для вас. Отвечу сразу, что тратится на графический планшет не нужно тем фотографам, которые не умеют или принципиально не занимаются обработкой своих фотографий. Также планшет вряд ли понадобится тем, кто вносит только минимальные изменения в графическом редакторе (повышение контраста, резкости, работа по цветовым каналам).

Те действия, которые применяются сразу ко всему снимку путем передвигания каких-то ползунков, можно спокойно делать мышью. И мышью это делать даже удобнее, несмотря на наличие планшета.

Для чего нужен графический планшет при обработке фотографий?

Для детальной портретной ретуши : замазывать прыщи и неровности кожи гораздо быстрее и удобнее при помощи пера, чем ночью в тишине раздражать близких щелканьем мышки;

Для работы , когда нужно буквально прорисовывать светотень поверх фотографии. Конечно, все это можно делать и мышью, но пером рисовать гораздо естественнее, линии получаются более точные, работа идет быстрее без нагрузки на суставы кисти руки.

Для ретуши мелких деталей на фотографии , а также работы на участках, где нужна точность линий и контуров. Помимо максимального увеличения масштаба для проработки мелких деталей удобно работать точкой кистью 1-5 px и пользоваться графическим планшетом . Примером может служить замена фона вокруг модели (тонкая работа вдоль контуров главного объекта) или удаление лишних деталей с заднего плана, которые находятся близко к контурам главного объекта в кадре.


Точечное или частичное редактирование изображений : частичная работа с цветом, контрастом, резкостью, экспозицией. Частичная работа подразумевает использование , по которой и идет основная работа. Так, наложение черной маски позволяет скрыть слой полностью или его участки. Белая же маска, наоборот, открывает все изменения, внесенные на слое. Так вот для того, чтобы открыть (закрыть) отдельные участки слоя, маску слоя удобно прорисовывать именно на графическом планшете .

Например, нужно в Photoshop понизить цветовую насыщенность только на волосах модели (чтобы убрать неприятную желтизну со светлых волос). Для этого создаем корректирующий слой «Hue/Saturation» или «Цветовой тон/Цветовая насыщенность», в настройках которого и снижаем цветовую насыщенность (Saturation) примерно на –30. Но при этом цветовая насыщенность снижается по всему слою, а нам нужно применить эти настройки только к участку с волосами.


Автоматически при создании корректирующего слоя у него появляется белая маска слоя (т.е. все настройки слоя будут видны). Выбираем эту маску слоя левым щелчком мыши и нажимаем комбинацию клавиш Ctrl + I в английской раскладке клавиатуры. Эти горячие клавиши инвертируют маску слоя – превращают белую маску в черную (ну, или наоборот, если у вас была черная маска). Теперь фотография вернулась к прежнему виду – цветовая насыщенность в норме.

Берем Кисть (Brush) с мягкими краями и выбираем в палитре белый цвет. В зависимости от случая можно поставить Непрозрачность (Opacity) на 100% (если нужно применить настройки сразу кардинально) или на 20-80%, если нужно добиваться эффекта постепенно. Теперь белой кистью рисуем по нужным участкам на изображении. Важно: проверьте, чтобы была активна именно маска слоя, а не сам слой, иначе вы будете рисовать белым цветом по фотографии и только испортите рабочий слой.


«Проявлять» слой из-под черной маски таким способом гораздо удобнее при помощи графического планшета , чем мыши. Но во многом выбор инструмента зависит от сложности очертаний изображения. В большинстве случаев аналогичную работу не менее качественно можно сделать и при помощи обычной компьютерной мыши.

Недостатки работы мышью:

— процесс занимает больше времени;

— менее аккуратная работа;

— большая нагрузка на суставы пальцев и кисти руки, что через n-ное количество лет такой работы может привести к неприятным симптомам вплоть до резких болей при попытках работы компьютерной мышью;

— неприятное щелканье левой кнопки мыши при точечной обработке многочисленных однотипных участков фотографии.

Если вы привыкли обрабатывать фотографии мышкой, то первое время будет сложновато привыкнуть к работе с планшетом. Но примерно через неделю (а то и раньше) вы поймете, что работа с графическим планшетом больше похожа на естественные движения – как при рисовании карандашом, ручкой или кисточкой.

Особенности работы с графическом планшетом:


— первое время сложно скоординировать физическое положение пера и его проекцию на экране;

— сначала трудно сориентироваться, потому что планшет лежит горизонтально на столе, а экран монитора стоит вертикально. Мне, например, до сих пор удобнее держать планшет на коленях, а не на столе – это имитирует привычное для меня положение мольберта или подставки под бумагу при рисовании;


— придется подстраиваться (или подстраивать настройки под себя) чувствительность к нажатию и скорость перемещения пера.

Как выбирать графический планшет

Я покупала свой графический планшет для обработки фотографий больше двух лет назад, но с тех пор ситуация на рынке не сильно изменилась. Существует несколько производителей графических планшетов, но лидером отрасли является компания Wacom. В их линейке есть профессиональные планшеты серии Intuos, которые и стоят соответственно. Моего бюджета на тот момент хватало только на очень маленький профессиональный планшет или планшет побольше, но любительской серии Bamboo.

Основными критериями при покупке планшета именно у меня были:

Размер (не менее А5, а лучше А4). Размер А4 – это обычный печатный лист, А5 – это такой же лист, сложенный вдвое. Бывают планшеты и меньшего формата, но лично для меня это показалось очень неудобно – придется постоянно «переносить» руку, а работать длинными штрихами совсем неудобно.

Реагирование на степень нажатия пера (имитация нажатия). Я не вижу смысла покупать более дешевые модели планшетов, в которых нет имитации нажатия пера. Ведь в таком случае вы просто меняете «шило на мыло» - та же самая мышка, только более точная и чуть более удобная. А вот добиться именно точного повторения движений пером с учетом нажатия позволяет добиваться максимального результата при сложной обработке фотографий. Где-то нажали чуть посильнее – эффект наложился сильнее, где-то чуть послабее и т.д. Также если вы не только для обработки фотографий покупаете планшет, то именно эта функция очень важна для тех, кто рисует на компьютере.

Надежность и удобство использования. Тут помогли обзоры, форумы фотографов, графических дизайнеров и художников – тех людей, кто не первый год работает с графическим планшетом. Именно благодаря отзывам на форумах, выбор пал на фирму Wacom, тем более, что она специализируется именно на графических планшетах, а не выпускает все подряд (и планшеты между делом). Также благодаря отзывам и обзорам, я поняла, что для целей обработки фотографий не обязательно покупать планшет профессиональной серии (где помимо реакции на нажатие еще есть реакция на наклон и положение пера, а также много дополнительных функций). Моим запросам вполне подошел планшет серии Bamboo Fun.

После 2,5 лет использования ни разу меня не разочаровал, работает стабильно и без серьезных сбоев. Первый наконечник пера еще до сих пор не вышел из строя, хотя и порядком поистерся (работаю я много и увлеченно). В комплекте с планшетом был приложен набор из 3х запасных наконечников, но я их благополучно потеряла в каком-то из переездов. Именно поэтому наконечник так и не меняю, пока старый реагирует на мои действия.

По опыту знакомых знаю, что у многих художников и особенно усердных ретушеров стирается по 1-3 наконечника в год. Также можно проделать небольшую хитрость: повысить чувствительность пера в настройках графического планшета , тем самым оно будет реагировать даже на незначительное нажатие. За счет этого вам придется работать более легкими штрихами, и вы сможете сэкономить ресурс наконечника (он будет стираться медленнее).

Какие проблемы возникали в процессе эксплуатации планшета Wacom Bamboo:

1. Несколько раз слетали драйверы. Обычно это происходит непредсказуемо, но проблема быстро решается путем переустановки «дров». Если у вас сохранился установочный диск, можно вызвать установочный файл оттуда. Другие варианты – скачать на официальном сайте производителя или в Панели управления - > Устройства и звук -> Настройки Wacom (или другого графического планшета) выбрать команду «Загрузить обновления драйвера устройства» .


Характерный признак того, что у вас слетели или устарели драйверы – планшет перестает реагировать на нажатие и любые другие манипуляции с пером. При этом если на планшете есть кнопки, то они могут продолжать спокойно работать. Может не работать только перо, что и сбивает с толку. Первым делом попробуйте переустановить драйвер.

2. Зависание пера – отставание проекции пера от реального движения рукой, неправильное повторение линий (вместо кривых рисуются прямые из точки А (начало движения) в точку B (конец движения). Опытным путем была установлена причина – в настройках графического планшета (Панель управления -> Оборудование и звук -> Перо и сенсорный ввод -> Диалоговое окно изменения настроек пера ) рекомендую отключить функцию «Использовать нажатие и удерживание как правый щелчок мыши» .

Для этого в окне настроек пера двойным щелчком выбираем строку «Нажатие и удерживание – Правый щелчок» и в открывшемся окне снимаем галочку с аналогичной функции в самом верху окна. Нажимаем ОК и проверяем результат. У меня после изменения этой настройки перо стало работать в обычном режиме – без зависаний и сбоев.


Обращаю внимание, что изменение настроек нужно производить при подключенном графическом планшете . Иначе этих настроек просто не будет в панели инструментов, так как планшет не распознан. Если же настройки не вступили в силу, попробуйте перезагрузить компьютер и заново подключить планшет. Если проблема не решилась, возможно, дело в самом планшете и пере.

3. Замена наконечника в пере. К этому прибегайте только в крайнем случае, если перечисленные выше методы «лечения» проблем с планшетом не помогают. Видеоинструкция по замене наконечника графического пера для планшетов Wacom Bamboo приведена ниже. Знание английского не обязательно, промотайте до середины, где показывается сам процесс замены наконечника – все наглядно и понятно интуитивно.

4. Реагирование графического планшета на движения пальцами. Помимо работы пером многие графические планшеты заточены под работу по принципу сенсорного ввода движениями пальцев Touch Pad (Тачпэд). Лично мне эта функция абсолютно не нужна, и при обработке фотографий даже мешает. Потому что при задевании сенсорной поверхности рукой канва с изображением в Photoshop начинает поворачиваться, или изменяется масштаб просмотра изображения. Поэтому я обычно отключаю функцию сенсорного ввода при помощи жестов сразу при каждом подключении планшета (у меня за эту настройку отвечает одна из кнопок прямо на планшете).

Возможно, вам пригодятся некоторые из моих практических советов по выбору и эксплуатации графического планшета для обработки фотографий .


Мысли раздобыть где-нибудь графический планшет и попробовать применить его в своем процессе обработки фотографий у меня витали давно, но как-то все не складывалось (то лень, то забывчивость)
А тут на фестивале Фотовыезд довелось познакомиться с амбассадором компании Wacom Тимофеем Трефиловым и благодаря этому знакомству ко мне на тест попал планшет Wacom Intuos Pro, которым, отбросив в сторону мышь и трекпад, я пользовалась три недели и возвращала назад со слезами на глазах и болью в сердце.

Поначалу было "больно" - неудобно, руки дрожат, медленно, нужно рукой водить много. Но я вспоминала самый главный завет Тимофея - просто пользоваться планшетом вместо мыши и прочих инструментов делая на нем обычные действия и продолжала настойчиво и уперто возить пером по черной матовой поверхности пытаясь отвечать на почту.

Что-то в духе: "вот рецепт как сделать шедевр". Или придумать что-то такое, что сделать без планшета практически не реально. Я очень долго рыла интернет, читала обзоры и форумы. Но оказалось, что никакого секрета нет. Само использования планшета - это лайфхак, который позволяет обрабатывать фотографии более точно, аккуратно и быстро.
Да, можно без планшета. Особенно при обработке пейзажа, когда все, чаще всего, сводится к цветокоррекции.

Использование планшета обычно ассоциируется с графическими художниками и дизайнерами, ну в крайнем случае с ретушью людей, когда надо подрисовывать волоски или править мелкие дефекты кожи.
Но оказалось, что и при обработке пейзажа планшет удобен и полезен. Любые операции так или иначе связанные с рисованием или выделением намного удобнее и интуитвенее делать пером, чем мышкой.
В Лайтруме это рисование масок на градиентах, Adjustment Brush, и Spot removal.
В Фотошопе планшет пригодится для операций dodge and burn, стекинга экспозиций, склеивания слоев, рисования масок и ретуши.

Настройка
Половина успеха, это грамотная настройка планшета. Можно сделать так, чтобы от степени нажания на перо зависила прозрачность инструмента, а можно чтобы сила нажатия влияла на размер кисти. Мне больше нравится когда сильной нажатия определяется прозрачность - легкое нажатие пером - незаметный эффект. Но это подходит только для кисти. При работе с Healing Brush, наоборот, более удобно чтобы от силы нажатия зависел размер инструмента, тогда можно будет постоянно не подбирать размер, а просто надавливать пером с разной силой.
В Photoshop CC эти настройки кроются в верхней панели настроек инструмента - самая правая кнопка в виде мишени с карандашиком это то что нужно:)

В случае работы с обычной кистью самым удобным вариантом настройки для меня оказалось сделать прозрачность зависимой от степени нажатия, а изменение размера повесить на сенсорное кольцо планшета.


А при работе в Lightroom с помощью этого кольца очень удобно прокручивать панель изображений. При этом нет необходимости переключаться на модуль Library.

Поведение практически всех клавиш и органов управления планшета можно настроить отдельно для разных приложений. Нужно сначала выбрать для какого именно приложения производится настройка, потом выбрать что именно мы будем настраивать и задать для каждой кнопки свои команды. На каждую кнопку или пункт радиального меню можно повесить произвольную команду просто по сочетаюнию горячих клавиш.




Вот на этом скриншоте отлично видно, сколько разных возможностей есть для настройки, если вдумчиво и грамотно подойти к этому процессу, то можно обрабатывать фотографии ни разу не коснувшись клавиатуры.

Например, мне оказалось очень удобным вынести в радиальное меню команду уменьшения размера и добавления резкости для web, а так же сохранения фотографии. Теперь для этих частых действий не надо лезть в меню или на панель экшенов.

Две клавиши на пере можно настроить по аналогии с левой и правой кнопками мыши, а можно повесить и дополнительные часто вызываемые действия.
Например, при работе с Лайтрумом на одну из кнопок я повесила функцию добавления градиента - не приходится каждый раз лезть на панель инструментов и кликать там лишний раз.

Еще одной удобной особенностью оказалась поддержка multi-touch - это те самые жесты одним или несколькими пальцами к которым мы все так привыкли при использовании трекпада (ну я привыкла, ладно). Листание пальцами, изменение размера изображения с помощью жестов и прочие удобные штуки. Благодаря этой функции планшет полне способен заменить трекпад.

Для тех, кто знает толк в рисовании, в комплекте с планшетом есть огромное множество сменных наконечников. А чтобы не путаться в проводах планшет к комьютеру подключается в помощью беспроводного модуля. Очень удобно, что если модуль не спользуется его можно спраятать в планшет и не боятся что он потеряется.
Не знаю сколько бы времени у меня заняла такая ретушь с помощью мыши, наверное, около часа, а с планшетом я справилась за 15 минут. И это с учетом того, что подобную операцию делала первый раз. С помощью пера вся ретушь сводится по сути к рисованию, причем рисовать надо рукой, что привычно и удобно. Все получается намного точнее и аккуратнее, чем при использовании мыши.

Второй мой эксперимент с планшетом привел к следующему результату

Писать текст удобно и просто. Что-то рисовать поверх фотографии и того проще, а результат напоминает что-то в стиле Петра Ловыгина, правда, у него почерк более художественный:))

HDR и стекинг по фокусу
Ну и чтобы сделать этот обзор максимально полезным покажу пример обработки фотографии без придумывания всяких сложностей типа ретуши и надписей. Это алгоритм, по которому я обычно обрабатываю свои фотогарфии, с небольшими вариациями, но общий смысл сохраняется.
Чтобы вас запутать для примера я выбрала фотографию снятую с брекетингом по фокусу и к тому же в hdr. Т.e. на входе имеем 4 кадра - светлый и темный с фокусом на переднем плане и свтлый+темный с фокусом на заднем плане.
Такие "заготовки" лучше всего снимать со штатива, но мне как всегда лень я снимала с рук в режиме брекетинга.


Смысл в том, что сначала в Лайтруме из каждой пары кадров с брекетингом с помощью функции Photo merge -> HDR клеится hdr файл. Получается два файла с фокусом в разных местах из которых просто надо получить картику с бесконечной глубиной резкости.




Вот они все слои, которые принимали участие в формировании результата

Теперь по порядку.
1 . Объединяем две картинки с фокусом в разных местах . Для этого два файла помещаем на разные слои и просто протираем по маске нужные области. Планшетом рисовать маски невероятно удобно, можно давить сильнее или слабее делаю маску менее или более прозрачной. Опять же, повышается точность и детализация.


Через минуту рисования пером у нас снимок с бесконечной глубиной резкости в которую попали и передний и задний планы.
2. Кроп и корректировка геометрии
3. Фильтр Nik Color Efed -> Pro Contrast и, кажется, Sunlight
4 . Dodge and Burn . Рисуем с помощью планшета белым то что хотим оветлить и черным то, что хотим затемнить. Тут я разгулялась, настолько подробно я еще никогда не прорисовывала детали. Благодаря планшету мне удалось выделить практически каждый лепесток клевера. Мышкой за такую работу я бы просто не взялась, а пером оно как-то само-собой получилось.



5. Healing Brush - потерла мешающие и мельтешащие травинки
6. Edit->Transform->Warp - подправила геометрию и подтянула углы
7. Lab Color - кривые и насыщенность
8. Ресайз и сохранеия для web.

И результат

Выводы
В мой процесс обработки фотографий планшет вписался просто отлично. Поначалу было довольно неривычно и неудобно пользовать пером вместо мыши, но за несколько дней я привыка. А вот выполнять операции в Лайтруме и Фотошопе связанные с рисованием, масками и ретушью на порядок удобнее и приятнее делать с помощью пера. Как бы банально это не звучало, но держать кисточку в руках и рисовать непосредственно ей по фотографии намного удобнее чем использовать для этой цели переходник в виде мыши.
Половина базовых операций по обработке пейзажной фотографии может быть сделана с помощью планшета.
Размер планшета стоит подбирать в зависимости от размера и разрешения монитора или экрана ноутбука. В моем случае планшет оказался великоват для ноутбука и приходилось довольно много двигать рукой чтобы переместить курсор из угла в угол.
Я работала на 13" MacBook Pro и Intuos Pro M оказался великоват - рукой двигать было не очень удобно. Можно было бы настроить плантешт таким образом, чтобы экрану соответствовала только часть его поверхности, но тогда не понятно зачем платить деньги за больший размер планшета.

Вот довольно наглядная табличка:

Беспроводной модуль довольно сильно сажает батарейку ноутбука. У меня закралось подозрение, что даже пока ноутбук находится в спящем состоянии. Во всяком случае, я несколько раз за время тестирования планшета приходила в офис с полностью севшей батарекой, хотя в памяти отклыдывалось что там еще процентов 50% должно остаться. При использовании со стационарным комьютером, это не очень актуально, но вот при работе с ноутбуком стоит помнить про зарядку.


Сам планшет довольно большой, он окзалася даже несколько больше моего ноутбука. Примерно 1/4 поверхности это не используемые области и кнопки.

В Intuos Pro - это самая продвинутая модель.
2048 уровней нажатия, разрешение 5,080 lpi, а значит очень большая точность, чувствительность к наклону пера, много программируемых клавиш.
У меня сложилось впечатления, что для обработки фотографий, во всяком случае пейзажей, это несколько избыточно и вполне можно ограничится более младшей моделью Intuos Photo которая стоит в несколько раз дешевле и имеет более скромные характеристики (2,540lpi и 1024 степеней нажатия), которых тем не менее с лихвой хватает для обработки фотографий. Ко всему прочему Intuos Photo более компактный и комплектуется спейиальными программами для обработки фотографий.
Задумалась, а не купить ли мне такой:)

Более подробно с техническими характеристиками можно ознакомиться на официальном сайте
Wacom Intuos Pro -

От профессионального фотографа Андрея Турцевича. В статье автор объясняет преимущества каждой линейки и помогает подобрать наиболее подходящую модель.

Создание фотоколлажа - одна из областей применения графического планшета. В данном примере облака на снимке выделены несколькими мазками стилуса по поверхности планшета Wacom Bamboo Fun Pen&Touch, вырезаны и перенесены на пейзажную фотоиллюстрацию

Чем полезен графический планшет при работе с цифровой фотографией?

Если вы занимаетесь цифровой фотографией, то, наверняка знаете, что для получения качественного фото часто требуется приложить немало усилий. Хорошее фото должно точно выражать идею автора и быть технически совершенным. С этой целью фотограф не только, нажав на спуск, фиксирует увиденное, но и обычно выполняет постобработку на ПК в программе-редакторе, наподобие Photoshop. Процесс обработки во многих случаях - это наиболее трудоемкая часть создания фотографического произведения. Часто при таких операциях требуется выполнение локальных коррекций - изменение цвета, яркости и насыщенности отдельных участков, удаление пыли и лишних деталей. В постобработке фотографий широко распространены техники коллажа и раскрашивание фотографий.

Хотя средства автоматизации этих процессов постоянно совершенствуются (уже существуют автоматические инструменты ретуширования кожи, алгоритмы устранение эффекта красного глаза и интеллектуальная замена деталей на снимках), большинство операций невозможны без инструмента ручного ввода, наподобие мыши или электронного пера. Возможность выполнения тех или иных операций зависит не только от опыта специалиста, но и от точности инструмента, которым он пользуется, поэтому для повышения эффективности работы важен его правильный выбор.

Многих фотографов интересует, нужен ли им для обработки цифрового фото графический планшет, или достаточно мыши. Ответ для меня очевиден - из-за более высокой точности действий, осуществляемых электронным пером, его применение значительно ускоряет любые действия, связанные с манипуляциями фрагментами изображений. В конечном итоге, время и усилия, затрачиваемые на работу, влияют на то, насколько качественно она сделана. Даже такая привычная процедура, как кадрирование серии снимков, ускоряется при пользовании графическим планшетом. При создании масок, раскрашивании, удалении мелких частиц и клонирование фрагментов эффективность действий с помощью электронного пера возрастает на порядок. Поэтому, если вы планируете в работе с фото применять не только общие корректировки тонов, но и задействовать локальную обработку, применение графического планшета значительно облегчит и ускорит работу .

Электронное перо удобно для быстрого создания выделений в режиме раскрашивания маски. Приведенный пример показывает маску, созданную несколькими штрихами стилуса Bamboo, позволившую вырезать облако на фотоснимке

Кроме того, преимуществом графического планшета перед мышью является способность реагировать на силу нажима, что позволяет менять диаметр кисти прямо в процессе работы. Большое достоинство планшетов и в наличии программируемых клавиш, способных заменить клавиатуру при работе с изображениями. Качественный планшет стоит дороже мыши, но опыт показывает, что вложения средств оправданы - ведь от правильного выбора инструмента зависит конечный результат!

Планшеты Wacom

Для обработки цифровых изображений, наиболее подходящими являются графические планшеты Wacom - благодаря владению патентами на уникальные технологии перьевого ввода и высокому качеству продукции, компания является лидером в этом сегменте. Даже если взять ближайших конкурентов - планшеты с беспроводными перьями на батареях, из-за большей массы стилуса они менее точны и удобны, чем устройства для домашних пользователей . Профессиональные же серии Wacom Intuos и Wacom Cintiq в настоящее время не имеют аналогов.

В стилусах Wacom отсутствуют элементы питания (перо отражает сигнал, генерируемый поверхностью планшета), поэтому их удалось сделать легкими и чувствительными. Однако, преимущества устройств Wacom не только в эргономичности - аппараты производителя наиболее точны при изменениях нажима на перо и его наклонах. В современной линейке Wacom присутствует большой ассортимент устройств, ориентированных на разное применение в широком ценовом диапазоне, что облегчает подбор подходящей модели.

Некоторые новые недорогие модели планшетов не уступают по точности позиционирования и чувствительности к нажиму профессиональным устройствам производителя прошлого поколения. Так модель формата A5 обойдется вам в 300$ (для сравнения профессиональный Intuоs3 с аналогичными характеристиками будет стоить около 500$, а рекомендуемая цена на планшет новой линейки Intuos4 составляет порядка 600$). Если вы стеснены в средствах, то рекомендую присмотреться к модели , стоящей в районе 100 долларов, при этом, обладающей чувствительным пером, что значительно повышает эффективность редактирования фотографий.

Вместе с тем, цены на устройства Wacom напрямую связаны с их функциональностью, поэтому наибольшую экономию рабочего времени и максимальный комфорт в работе обеспечат именно профессиональные модели. Нельзя также не упомянуть уникальный планшет-дисплей Wacom Cintiq , последнюю модификацию 21UX которого можно считать наиболее совершенным из современных устройств для ввода. Далее я привожу краткий обзор моделей Wacom c акцентом на их функции, полезные при работе с фотоизображениями.

Линейка Bamboo ориентирована на домашних пользователей, тем не менее, многие планшеты этой серии вполне пригодны для профессиональной работы. Особенность новых Bamboo в наличии высокоточных моделей с чувствительностью к нажатию в 1024 уровней и поддержкой, одновременно с перьевым, сенсорного ввода. Пока что Bamboo - единственные планшеты Wacom, обеспечивающие управление по поверхности планшета как электронными перьями, так и пальцами.

Например, прикосновение одним пальцем соответствует клику мыши, двумя соседними - активирует нажатие правой кнопки, а горизонтальное движение осуществляет прокрутку содержимого окон. Работа пальцами ускоряет многие операции при работе с фотографиями - так, раздвинув указательный и большой палец от центра, вы увеличите фото на экране, сделав двумя пальцами вращательное движение по поверхности Bamboo, сможете повернуть кадр.


Внешний вид интерактивных планшетов Bamboo нового поколения и упаковка моделей

Bamboo Touch, Bamboo Pen, Bamboo Pen&Touch, Bamboo Fun Pen&Touch .
В нашей стране в продаже имеются четыре модификации планшетов Bamboo. Модели Bamboo различаются характеристиками, функциональностью, наличием программного обеспечения, а также дизайном. Ключевые отличия планшетов отражены в их названиях.

Bamboo Touch - черный планшет, черный стилус, на упаковке - фото устройства на фиолетовом фоне. Рабочая поверхность - около 10x15 cм (А6 Wide). В этом планшете имеется только функция Multi-touch - сенсорное управление, перьевой ввод отсутствует, поэтому устройство поставляется без стилуса. Из-за отсутствия пера, планшет не подходит для обработки фотоизображений, зато удобен для их просмотра.

Bamboo Pen - черный планшет, черный стилус, на упаковке - фото устройства на зеленом фоне. Рабочая поверхность около 10x15 cм (А6 Wide). Обладает функцией перьевого ввода с чувствительностью к нажиму - 512 уровней. Не поддерживает сенсорный ввод. Это самое дешевое из устройств, позволяющее повысить эффективность ретуширования снимков. Чувствительности стилуса вполне достаточно для быстрого удаления пыли с изображений, вырезания объектов, раскрашивания фотографий. Отсутствие ластика в стилусе не вредит такой работе, а вот функциональных клавиш в этой модели недостает.

Bamboo Pen&Touch - черный планшет, черный стилус, на упаковке - фото устройства на синем фоне. Рабочая поверхность около 10x15 cм (А6 Wide). Обладает функцией перьевого ввода с чувствительностью к нажиму - 1024 уровня. Имеет четыре программируемые клавиши. Устройство обладает отличным соотношением цена/качество для работы с фотографиями. Планшет обеспечивает точные и быстрые действия по ретушированию, раскрашиванию, созданию масок с помощью пера. При этом сенсорный ввод делает более эффективными функции навигации по фото, масштабирования и поворота.

Bamboo Fun Pen&Touch - серебристый планшет, серебристый стилус, на упаковке фото устройства на оранжевом фоне.
Выпускается в двух модификациях:

  1. рабочая поверхность около 10x15 cм (А6 Wide),
  2. рабочая поверхность 21,6x13,7 см (А5).

Обладает функцией перьевого ввода с чувствительностью к нажиму - 1024 уровня. Имеет четыре программируемые клавиши. Модель формата A6 Wide во многом сходна с Bamboo Pen&Touch, однако здесь перо имеет ластик, а в комплекте поставляется дополнительное программное обеспечение.

Наиболее интересной для фотографов является модель Bamboo Fun Pen&Touch A5 формата . Выше я уже упоминал приведенное устройство, в связи с его высокой точностью, не уступающей планшетам профессиональной серии Intuos3. Этот планшет будет прекрасным выбором для работы с фотоизображениями, причем он подойдет не только для базовых операций ретуширования фото, но и для создания коллажей, а также сложной комбинированной графики, включающих фото и иллюстрации. Планшет является хорошим и экономичным выбором для тех, кто занимается не только обработкой фото, но и рисованием. К недостаткам модели можно отнести отсутствие функции программирования клавиш под отдельно взятое приложение.

Эта серия планшетов ориентирована на профессиональную работу с изображениями. Как уже упоминалось, подобным устройствам нет аналогов в точности и комфорте работы.

Линейка профессиональных планшетов Wacom Intuos4.

Планшеты Intuos4 выпускаются в нескольких размерах и пропорциях, имеют наглядную маркировку габаритов. S - Small / Малые, рабочая поверхность 15,75 x 9,84 см, М - Medium / Средние, рабочая поверхность 22,35 x 13,97 см, L - Large / Большие, рабочая поверхность 32,51 x 20,32 см, ХL - Extra Large / Сверхбольшие, рабочая поверхность 46,2 x 30,48 см. При разработке этих устройств, ставилась задача обеспечить максимальный комфорт в работе за счет воссоздания эффекта движения реальной кисти по холсту. Чувствительность к нажиму здесь составляет 2048 уровней, что позволяет управлять диаметром кисти в Adobe Photoshоp в очень широких пределах, не отвлекаясь на выбор настроек и нажатие дополнительных клавиш. При длительной работе с легким чувствительным пером, рука заметно меньше устает.

Программируемые кнопки ExpressKeys , настраиваемые индивидуально под каждое приложение, позволяют полностью сконцентрироваться на процессе обработки снимков, задействуя для всех операций единое устройство ввода. В моделях Intuos4 форматов M , L и XL эти клавиши имеют индикацию режимов на органических светодиодных дисплеях, позволяющую эффективнее использовать индивидуальные настройки приложений. Еще одной особенностью устройств Intuos4 является наличие сенсорного кольца с переключаемыми режимами, благодаря которому, есть возможность в процессе ретуширования поворачивать кадр на экране в наиболее удобное положение. Переключение сенсорного кольца центральной кнопкой активирует другие средства навигации - изменение масштаба, прокрутку и регулировку диаметра рабочего инструмента. Планшеты Intuos4 чувствительны также к наклонам пера, что позволяет одним росчерком создавать штрихи сложной формы - это помогает при создании масок с различной степенью размытия границ.

Corel Painter: возможный вариант использования штриха, проведенного пером с наклоном, для быстрого выделения градиентной области

Планшеты-дисплеи Cintiq

Устройства этого типа представляют собой планшеты с интегрированными жидкокристаллическими мониторами. Основная идея, лежащая в основе их конструкции - предоставить пользователям возможность перемещать электронное перо непосредственно по поверхности дисплея. В сравнении с планшетными ПК, такие устройства имеют более высокое разрешение и большую чувствительность к нажатию.


Внешний вид планшета-дисплея Wacom Cintiq 21UX

Как и планшеты Intuos4, эти аппараты ориентированы на профессиональную работу, они также оснащены клавишами быстрого доступа ExpressKeys, программируемыми индивидуально по разные программы. Для прокручивания и изменения масштаба кадров используются сенсорные полоски Touch Strips . Дисплеи Cintiq выпускаются в нескольких форматах. В новой модели планшета-дисплея Cintiq 21UX c рабочей поверхностью 43,18 x 32,39 см полоски Touch Strips расположены на по обеим сторонам дисплея, что обеспечивает максимальное удобство.


Положение руки при пользовании левой полоской Touch Strip на Wacom Cintiq 21UX

Вес модели Cintiq 21UX - примерно 10 кг, разрешение дисплея 1600x1200 пикселей, чувствительность к нажиму - 2048 уровней, углы поворота ± 180°. Эти устройства удобны для работы в студии, имеющей достаточное место для расположения крупного устройства ввода. Единственным недостатком моделей Wacom Cintiq является их высокая цена, поэтому часто для профессиональной работы с фото выбираются планшеты Intuos4, имеющие сходные характеристики.

Как правильно подобрать размер и форму планшета для ретуширования фотографий

Считается, что наиболее точные движения рукой удается выполнять на планшете, габариты которого соизмеримы с размерами монитора, однако при регулярной обработке фотографий большее значение имеют оперативность действий и снижение нагрузки на руку. Поэтому для ретуширования и раскрашивания фото обычно выбираются устройства средних размеров, а контроль точности осуществляется за счет масштабирования фото на экране.

Для работы на мониторах с диагональю до 23” наиболее удобным, на мой взгляд, будет планшет с габаритами рабочей поверхности порядка 20 x 15 см и чувствительностью к нажатию в 1024 или 2048 уровней. Для работы в паре с ноутбуком подойдут модели меньших размеров. Что касается пропорций планшета, то при работе с одним монитором его пропорции должны совпадать с пропорциями монитора. При использовании нескольких дисплеев рекомендуется задействовать планшеты большого формата или пользоваться устройствами панорамной формы (Wide).

Резюме

Если в работе с фотоизображениями кроме общих коррекций, выполняются локальные, а именно производится ретуширование, вырезание объектов, выборочная цветокоррекция и раскрашивание кадров, использование графического планшета позволяет значительно повысить эффективность работы. Наиболее совершенными устройствами для этих целей является графические планшеты Wacom, из которых лучшими по соотношению цена/качество можно считать модели Wacom Bamboo Fun Pen&Touch формата А5 . Максимальные качество, производительность и комфорт обеспечат модели Wacom Intuos4 и Cintiq . Бюджетным решением при ретушировании и раскрашивании фотоснимков станет модель Bamboo Pen . Главные преимущества графических планшетов при обработке фото перед другими устройствами ввода - наибольшая точность, чувствительность к нажиму, наличие программируемых клавиш, а также высокий комфорт, делают их незаменимыми приспособлениями в стандартном рабочем процессе современного цифрового фотографа.

Андрей Турцевич



Статьи по теме