ExFAT - файловая система для Mac OS X и Linux. Как устроена структура файловой системы Mac OS X Oc mac их файловая система

В возникновении мифа о примитивности и никчемности Mac’ а виноваты его создатели. Они слишком хорошо сделали свою работу. Система Mac’а была сложней и интереснее всех популярных систем того времени, внутри. Внешне все было очень просто, и просто работало.

А зачем пользователю знание подробностей анатомии и физиологии его персонального помощника?

Самая худшая разновидность “экспертов” – нахватавшиеся верхушек дилетанты. Те, кто и в самом деле владел темой, Mac оценили по достоинству. Их не обманула скупая простота интерфейса, они нашли его очень продуманным, логичным и удобным. “Сегодня я увидел, какими будут компьютеры лет через пять”, – говорили они.

А вот “эксперты” пришли в недоумение: кому нужен этот пластиковый “говорящий” ящик, если в нем совершенно невозможно разобраться? Нет ни командной строки, ни текстовых файлов со скриптами или с настройками конфигурации. Ничего нет, вообще! Ну никак не заглянуть ему “в душу”!

Вскрыть корпус? На нем табличка: “Не вскрывать, внутри нет ничего интересного”. Кто-то все-таки вскрыл и, действительно, ничего интересного не нашел. Платы, микросхемы…

Интересно, что они надеялись там увидеть? Крошечного инопланетянина, прикованного к микроскопическому пульту управления, с миской сушеных инопланетных червяков?

Finder и файловая система

Оболочка операционной системы Mac’ов с её первого дня и до сих пор называется Finder. “Тот, кто что-то находит”. На границе 80-х и 90-х, когда объёмы дисковых хранилищ стали большими, возник анекдот: Finder that finds nothing (Finder, который ничего не находит), но в 1984 году, на дискете ёмкостью в 400 K спрятать что-то было нелегко.

Это классическое Mac’овское приложение, написанное Брюсом Хорном и Стивом Капсом. Брюс – гений и перфекционист, “псих-одиночка”. Работать с ним над одной задачей не мог никто и никогда. Но осенью 1983-го, когда до последнего и окончательного срока завершения проекта оставалось всего ничего, Finder “застрял”.

Стив Капс смог найти общий язык с Брюсом. Проблемы были абсолютно объективные, но вдвоем они справились. В декабре 1983 года Finder был готов к выходу в свет. В тот день разработчики Mac’а устроили “день Стива Капса” – все пришли одетыми, как одевался он.

По мнению журналистов, главной функцией Finder было управление файловой системой Mac’а. Добавим в это определение только одно слово: “Главной видимой функцией…”. Это реализация метафоры “рабочего стола”, с документами и инструментами для работы с ними.

Файловая система первого Mac’a называлась MFS (Macintosh File System). В ней не было иерархии директорий, она была “плоской”, как плохая шутка, но для дискеты ёмкостью в 400 килобайт, значительную часть которой съедала система, это было необходимо.

Директории (по Mac’овски – папки) в MFS на самом деле были иллюзией. Их было видно только в Finder. Ссылки на все объекты файловой системы хранились в одном невидимом файле небольшого размера.

Иерархическая файловая система (HFS) была написана намного раньше, но на время её убрали в архив. Вплоть до System 3.0 на Mac’ах использовалась только MFS.

На системной дискете изначально было две папки – System Folder и Empty Folder. В Empty Folder пользователь мог “убрать” свои документы и программы, как в ящик письменного стола. Взяв нужный файл и перетащив его в открытую или закрытую папку. Empty Folder можно было переименовать. И в момент завершения переименования случалось чудо: на рабочем столе немедленно появлялась новая пустая папка с названием Empty Folder.

Файловая система самого первого Mac’а называлась MFS (Macintosh File System), она была предназначена и оптимизирована под односторонние 3,5-дюймовые дискеты с ёмкостью в 400 килобайт, и над ней смеялись. Она была “плоская”. В ней были только “диск” (та самая дискета) и файлы. Иерархии директорий (папок, если по Mac’овски) не было.


При удалении Empty Folder (для этого её надо было перетащить в “урну” (Trash) и выбрать в меню Special команду “Empty Trash”. При опустошении урны уничтожалось всё, что было в ней, – пользователей приучали к мысли, что это невосстановимо. На самом деле, если с момента уничтожения этих файлов не создавалось новых, все еще можно было поправить, с помощью специального инструмента – правда, появился он, как мне кажется, в 1985-м.

Теоретически восстановить файл можно было с помощью 16-ричного редактора, вручную изменив содержимое невидимого списка файлов и папок, но это было за пределами добра и зла: требовалось найти потерянный файл, правильно привести его положение на диске в обозначение, понятное “невидимому файлу”, исправить информацию самого “невидимого файла” и нигде не ошибиться – иначе системная дискета переставала загружать систему. Отправленный в урну по ошибке (или ради эксперимента) файл можно было вернуть на место с помощью команды Put Back в меню File. Если “мусор еще не выносили”.

Имена файлов предназначались для пользователей, файловая система использовала для их идентификации уникальные идентификаторы файлов (числа). В именах файлов и папок можно было использовать абсолютно любые символы, кроме двоеточия.


MFS мог работать с именами файлов длиной до 255 символов, но Finder ограничивал полет фантазии пользователя жалкими 63. В одной из версий (в 3.0, кажется) длину имени файла еще раз ограничили, на этот раз 31 символом. Это ограничение дожило до 1998 года.

То есть, если “системный шрифт для вывода имен файлов в Finder” знал кириллицу, папка могла бы называться “Я. Избранное. За 1984..1987 годы”. А документы в ней, например, “Сказка про беглого бычка”.

Содержимое активного (выбранного) окна при желании можно было распечатать, один в один. Если был принтер. Или отправить по факсу – если был модем и программа отправки факсов.

MFS могла работать с дисковым пространством до 20 Мегабайт, или с 1400 файлами, во времена, когда единственным доступным хранилищем информации были односторонние дискеты ёмкостью в 400 К, эти ограничения были теоретическими.

Объекты файловой системы

Я в предыдущем разделе называл видимые пользователем объекты файловой системы словом “файл”. Это, с точки зрения дизайнеров (в хорошем смысле этого слова) Mac’а, грех. В системе Mac’а файлов не было, были только приложения, документы приложений и документы системы.

Метафора рабочего стола – это такая ролевая игра.

Центральным элементом этой игры были “документы”, двойным кликом по их иконке они открывались, и, если работающее с ними приложение еще не было запущено, открывали и его. (Вроде бы теперь положено “клик” называть “щелчком”, но мне этот термин не очень нравится).

Работу с приложением можно было начать двойным кликом по его иконке – если на диске не было документов нужного типа или если так было удобнее. Или если у приложения не было никаких документов в принципе (игра, 16-ричный редактор диска и тому подобное).

В ролевой игре не участвовали только системные документы, за небольшим исключением двойной клик по их иконкам не приводил ни к каким действиям. Их не стали прятать, и это хорошо. Вам приходилось устанавливать драйвер, например, принтера, в PC DOS? А вот на Mac’е весь процесс состоял в перетаскивании документа системы, например “Image Writer LQ”, в системную папку. Убрать принтер из числа работающих, не удаляя его ценный системный документ (драйвер), можно было, убрав его иконку из System Folder.

Откуда документы и приложения знали, какими иконками изображаться их на экране и как кого открывать? Ведь никаких расширений файлов в MFS не было. Если вы не знали о том, как это делается, но сами задались этим вопросом, я вами горжусь.

Текст хранится в компьютерах в виде последовательности чисел. В эпоху классических ОС каждый символ обозначался байтом, числом длиной в 8 бит. Заглавные и строчные буквы, знаки препинания, цифра, пробел и т. п. А еще – “непечатные” символы вроде “возврата строки”, “звукового сигнала”, “перехода на следующую строку” и им подобные. В наши дни используются значительно более разорительные кодировки, но я вам про них не расскажу.

Инженеры команды Macintosh придумали тип данных, OSType, значение которого было числом, но на экране отображалось как последовательность из 4 букв. OSType применялся в Mac’овской системе для мнемонического обозначения самых разных сущностей.

Тип файла отображался двумя атрибутами типа OSType, первый из которых обозначал его формат (Type Code), а второй (Creator Code), в случае, если файл – приложение, хранил мнемонику APPL, если документ – тип создавшего этот документ приложения. Это не все возможные варианты “создателя”, остальные (системные документы, драйверы и т. п.) нас не интересуют.

Каким бы образом видимый пользователю файл ни оказывался в хранилище MFS или HFS, система тут же заносила сведения о его атрибутах и иконке в специальный файл, не видимый пользователями. Двойной клик по документу включал алгоритм поиска создателя этого документа – приложение с типом файла, равным создателю файла. Если в пределах диска такого не было, искалось приложение, умеющее работать с этим типом документов.

Конфликты? Случались. Но гораздо реже, чем в PC DOS. На Mac’е тип файла обозначался восемью символами вместо трех в PC DOS. Заглавные и строчные буквы в Mac’овском обозначении типов файлов различались, и никто не запрещал использовать в качестве уникальных значений любые символы.

Многозадачность

Система первых Mac’ов не поддерживала . В любой момент на компьютере работала одна программа, или прикладная, или системная – то есть Finder.

Между тем, в процессе разработки Mac’а быстро обнаружилась потребность в утилитах, которые всегда под рукой. Калькулятор, будильник, карта текущей раскладки клавиатуры и много чего еще.

Решение было найдено. Назвали его Desktop Accessories, или DA’s. Аксессуары рабочего стола. По своей природе это были драйверы специального типа. Жили они в оперативной памяти, выделенной работающему приложению. Можно было запустить любое их число, но при этом запросто можно было нанести ущерб приютившему их приложению.

Доступ к DA’s осуществлялся из меню “Яблоко”, содержание которого не зависело от запущенного приложения. DA писали не только в Apple, но и сторонние разработчики.

Продолжение следует.

  • Почему невозможно записать файлы на внешний жесткий диск?
  • Почему большой файл не копируется на флешку или диск?
  • Как стереть все данные с флешки на Mac OS?

На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в этой статье. Расмотрим разницу файловых систем, их преимущества и недостатки, а также научимся разбивать диск на разделы, да и много других полезных моментов, которые смогут вам помочь при работе с накопителями.

ExFAT – расширенная FAT . ExFAT это производная от MS-DOS (FAT), в которой устранили основные недостатки. Но как и прежде, она предназначенная главным образом для флеш-накопителей, поскольку операционные системы не могут бысть установленны на диск с такой файловой системой.

Размер раздела с файловой системой ExFAT практически неограничен, а размер файла теоретически ограничен до 16 эксабайт (16 миллиардов ГБ). Из недостатков – не все операционные системы поддерживают ее. С ExFAT работают компьютеры под управлением Windows XP SP2 или новее и Mac OS X 10.6.5 или новее.

NTFS – файловая система которая используется в операционных системах Windows которая как exFAT пришла на смену системе FAT. Актуальная версия – 3.1 которая используется в операционных системах начиная с Windows XP и по сегодняшний день. Максимальный размер диска – 16 эксабайт, а размер одного файла не может превышать 16 эксабайт. т.е. фактического ограничения на размер файла нет.

С форматом NTFS Mac OS X по умолчанию работает в режиме чтения. Но после выхода Mac OS X 10.6 была найдена возможность активации функции записи с помощью стандартного драйвера, который предустановлен в операционной системе. Об этом мы напишем в отдельной статье.

А пока, если вам нужно добавить функцию полноценной работы Mac OS X с NTFS, рекомендуем воспользоваться одной из программ:

  • MacFUSE 2.0
  • Paragon NTFS для Mac OS X
  • NTFS-3G для Mac OS X

Схема разделов

Кроме файловой системы, которая отвечает за хранение файлов, существует и схема разделов. Это правила по которым диск делится на разделы, а также код и данные, необходимые для последующей загрузки операционной системы. Эта данные располагаются в первых физических секторах на жёстком диске или другом устройстве хранения информации.

Обращать внимание, в большинстве случаев, вам надо на файловую систему, а не на схему разделов. Схема разделов используется во время загрузки с жесткого диска или носителя.

Схема разделов GUID (Globally Unique Identifier) – Схема разделов, которую используют все компьютеры Mac на процессорах Intel. И также единственная схема разделов, с которой Intel-Мак может загружаться.

GUID опирается на расширенные возможности EFI для осуществления загрузки операцинной системы Mac OS или любой другой, которая усановленна на вашем компьютере. Но в разделе GUID есть и данные схемы разделов MBR (описана ниже), которые присутствуют в самом начале диска как для защиты, так и в целях совместимости.

Поэтому, если вы хотите сделать загрузочный диск и у вас Mac на процессоре Intel, значит жесткий диск или любой другой носитель у вас должен быть в схеме разделов GUID с форматом Mac OS Extended (Journaled)

Схема разделов APM (Apple Partition Map) – Эта схема разделов использовалась по умолчанию в компьютерах Мак на основе архитектуры PowerPC с процессором PowerPC G3, G4, G5, от знаменитой компании IBM (не Intel). Это также единственная схема разделов, с которой PowerPC-Мак может загружаться.

Apple отказалась от этой схемы разделов c 2006 года поскольку из-за 32-битных счётчиков максимальный размер диска при размере блока 512 байт может быть лишь 2 TB.

Поэтому, если вы хотите сделать загрузочный диск, и у вас Mac на процессоре IBM значит жесткий диск или любой другой носитель у вас должен быть в схеме разделов APM с форматом Mac OS Extended (Journaled). Но такие копьютеры не поддерживают загрузку с USB томов, а только с FireWire. Так что для этих целей флешка не подойдет, а только внешний жесткий диск с FireWire накопителем.

MBR (Master Boot Record) – Схема разделов, которая по умолчанию используется в большинстве PC компьютеров(80%), включая Windows- совместимые РС. Эту схему разделов вы найдете на большинстве форматированных перед продажей накопителей и флешек. Ни один из Мак компьютеров не поддерживает загрузку с этой схемы разделов, но могут с ней работать.

Эта схема разделов с техникой Apple, в качестве загрузочной не работает, но она нам может очень пригодиться при форматировании обычной флешки. Windows компьютеры не понимают схему разделов GUID, поэтому если вам нужна обычная флешка, нужно проверить, что у нее схема разделов MBR, а формат FAT или exFAT.

Во мы рассмотрели на примерах как форматировать диски, менять схему разделов, разбивать диски на части и многое другое.

Крис Роусон

Подавляющее большинство USB флэш-дисков, которые вы покупаете выпускаются в одном из двух форматов: FAT32 или NTFS . Первый формат, FAT32, полностью совместим с Mac OS X, хотя и с некоторыми недостатками, которые мы обсудим ниже. Если флэш-диск имеет формат NTFS, который является по умолчанию файловой системой Windows, то вам придется переформатировать этот флэш-диск, поскольку Mac OS X не работает с файлами NTFS (по крайней мере без дополнительных усилий с вашей стороны, описание которых выходит за рамки этой статьи).

Как узнать какой формат у только что купленного вами USB флэш-диска? Подключите флэшку к вашему Mac и запустите приложение Disk Utility, которое находится в папке Utilities (в Applications). Ваш новый флэш-диск должен появится в левой колонке. Затем нажмите кнопку «Partition» и во вкладке появится информация о диске и его формате.

Если формат фэшки MS-DOS (FAT) или, что менее вероятно, ExFAT, то оставьте все как есть и больше не беспокойтесь. Если флэш-диск имеет формат NTFS, то вам придется его переформатировать в другой формат, иначе он не будет полностью совместим с Mac OS X.

Disk Utility предоставляет вам возможность использовать для переформатирования флэшки несколько файловых форматов. Переформатировать фэшку с помощью Disk Utility очень просто. Сначала надо выбрать количество разделов на флэш-диске (как правило, это один раздел), затем выбрать формат файловой системы из списка и нажать кнопку «Apply» («Применить»). Напоминаем, что это приведет к потере всей информации на вашей флэшке, так что сначала хорошо подумайте, прежде чем действовать.

Disk Utility предлагает вам пять различных форматов файловой системы для OS X Lion. Если у вас нет каких-то чрезвычайных требований к файловой системе, то два из них вы можете спокойно проигнорировать: Mac OS Extended (Case-sensitive, Journaled) и Free Space. О преимуществах и недостатках трех других форматов мы поговорим ниже.

Mac OS Extended (Journaled) — это по умолчанию формат файловой системы для дисков Mac OS X.

Преимущества: Отформатированная таким образом флэшка дает вам полную совместимость с Mac. Она будет поддерживать любые версии OS X Lion без всяких ограничений.

Недостатки: PC под управлением операционной системы Windows может читать файлы с такой флэшки, но не сможет писать на ней. Если вы работаете только с Mac, то это не проблема, но если вам надо будет с помощью этой флэшки перенести данные с PC на Mac, то это будет невозможно.

MS-DOS (FAT) — так Disk Utility называет файловую систему FAT32.

Преимущества: FAT32 совместима со всеми вычислительными системами на планете. Отформатированная таким образом флэшка позволит вам легко переносить файлы с Mac на PC и обратно.Кроме того, вы сможете копировать на такую флэшку файлы с игровых систем, таких как PlayStation 3, Xbox 360 и Wii. Практически все фотоаппараты и видеокамеры поддерживают файловую систему FAT32. Это наиболее универсальная файловая система, поэтому обычно новые флэш-накопители форматируются таким образом.

Недостатки: FAT32 не поддерживает файлы размером более 4ГБ. Это самый большой недостаток. Кроме того, используя этот формат, вы не сможете создать загрузочный диск для вашего Mac.

ExFAT — это новый формат файловой системы, он поддерживается лперационной системой Mac OS X 10.6.5 и более поздними версиями.

Преимущества: exFAT обладает практически теми же самыми преимуществами, что и FAT32 в части обмена файлами между Mac и PC. Преимущество этой файловой системы перед FAT32 состоит в том, что exFAT поддерживает файлы размером более 4ГБ, поэтому, если у вас есть необходимость переносить большие файла с Mac на PC и обратно, то этот формат файловой системы подходит для вашей флэшки.

exFAT is поддерживается следующими операционными системами:

  • Mac OS X Snow Leopard (10.6.5 и выше)
  • OS X Lion
  • Windows XP SP2 или более поздние версии (с дополнительными обновлениями для поддержки exFAT)
  • Windows Vista SP1 или более поздние версии
  • Windows 7

Недостатки: Как относительно новый формат файловой системы, exFAT не поддерживается более ранними вкрсиями операционной системы Mac OS X (все, что до версии 10.6.5), а также версиями более старыми, чем Windows XP SP2. Если ваш Mac или PC не очень стары, то это не проблема. Но вопрос в том, что большинство потребительской электроники (фотоаппараты, видеокамеры и игровые консоли) не поддерживают формат exFAT.

Заключение

Мы постарались рассказать вам как можно полнее о форматах файловой системы для флэшки. Что в сухом остатке?

Если вы абсолютно уверены, что будете работать только с Mac, то используйте Mac OS Extended (Journaled).

Если у вас есть необходимость обмена файлами между Mac и PC размером более 4ГБ, то выбирайте exFAT.

Во всех остальных случаях наиболее рационально использовать формат MS-DOS (FAT), более известный как FAT32.

macOS и Windows имеют массу отличий, одно из главных - файловая система. И если на Mac NTFS-диски можно хотя бы читать, то Windows диски, отформатированные в HFS+, не видит вообще. Но если вам очень надо, то есть несколько обходных путей.

Ситуации, когда это может понадобиться, бывают разными. Самая распространённая - это доступ к вашим файлам из Windows, установленной через Boot Camp (по умолчанию доступно только чтение файлов). В таких случаях либо ставят драйвер HFS+, добавляющий поддержку файловой системы Apple в Windows, либо используют специальные утилиты, которые уже умеют работать с HFS+. Мы рассмотрим оба варианта плюс ещё один, бонусный.

Способ 1. Работаем с HFS+ через драйверы

Драйверы хороши тем, что добавляют поддержку HFS+ на системном уровне, а значит, Mac-диски будут отображаться в «Проводнике» и других приложениях. Драйвер загружается при старте Windows, и разница между файловыми системами попросту перестаёт существовать: вы можете работать с дисками любых форматов.

Главное преимущество драйверов - это поддержка как чтения, так и записи файлов. Кроме того, этот способ обеспечивает максимально возможную скорость передачи данных. В качестве минуса можно упомянуть высокую цену: все популярные драйверы, обеспечивающие стабильную работу, довольно дороги.

Самый популярный драйвер с полной поддержкой HFS+ на дисках любого типа (GPT и MBR) и набором дополнительных утилит. Отличается высокой производительностью при передаче файлов большого объёма по различным интерфейсам, включая SATA и USB. Совместим с .

Лицензия стоит относительно недорого - 790 рублей. При этом есть 10-дневная пробная версия.

Более мощный драйвер с дополнительными возможностями. MacDrive умеет всё то же, что и драйвер от Paragon, но при этом позволяет открывать резервные копии и копировать файлы из них на Windows-диски. Также драйвер работает в виртуальных машинах и позволяет монтировать Mac-диски в режиме Target Disk Mode для загрузки на других компьютерах.

MacDrive стоит дороже - целых 50 долларов. Пробная версия тоже есть, но на 5 дней.

Способ 2. Работаем с HFS+ через утилиты

Работа с Mac-дисками через специальные приложения предоставляет более ограниченную поддержку HFS+. Доступ к файловой системе при этом будет возможен только в них, а в «Проводнике» диски даже не будут отображаться. Обычно приложения позволяют только просматривать и копировать файлы, но не записывать.

Утилиты для работы с HFS+ стоят гораздо дешевле, причём встречаются даже бесплатные. Этот способ подойдёт тем, кому нужно только чтение файлов. Кроме того, с помощью не требующих установки утилит можно просматривать файлы с Mac-дисков на компьютерах, где нельзя установить драйвер или стороннее ПО.

Простая и, что немаловажно, бесплатная утилита, которая позволит просматривать файлы с дисков HFS+ в среде Windows. HFSExplorer открывает содержимое Mac-дисков в виде дерева каталогов, где можно выбрать нужные файлы. Для просмотра их нужно скопировать на диск Windows. Также есть возможность создания образов дисков HFS+ для последующей работы уже с ними.

Утилита HFSExplorer не так удобна, как драйверы, и умеет только просматривать файлы, зато не стоит ни копейки.

Как и HFSExplorer, TransMac не устанавливает драйверы в систему, а открывает доступ к дискам HFS+ внутри своего окна. Более того, приложение вообще не нужно инсталлировать, благодаря чему его можно использовать на рабочем компьютере или в гостях. При этом доступны не только чтение, но и запись данных. Есть даже поддержка изменения и форматирования разделов на дисках HFS+.

Утилита будет полезна всем, кто по каким-либо причинам не хочет (или не может) установить драйверы, но нуждается в полноценной поддержке HFS+.

Стоимость лицензии - 59 долларов, ознакомительный период - 15 дней.

Бонус

Если вы не хотите тратиться и заморачиваться с установкой драйверов или дополнительных утилит, можно поступить по-другому: воспользоваться Live-USB-дистрибутивом Linux. Загрузившись с него, вы получите доступ ко всем вашим дискам, включая HFS+ и NTFS, а затем сможете просмотреть или скопировать любые файлы на них. Так умеет, например, Ubuntu.

Установочный образ обычно имеет и Live USB, поэтому всё, что вам останется сделать, - это скачать образ и записать его на флешку.

Структура каталогов Mac OS X и Windows Vista отличается коренным образом, что, впрочем, совершенно неудивительно - первая относится к UNIX-системам, вторая наследует принципы организации от Windows 2000 и более ранних версий, с сохранением определенной преемственности с DOS. Следует отметить, что Mac OS X, по крайней мере, на пользовательском уровне сильно отличается от стандарта FHS (). Более того, такие корневые каталоги, относящиеся к BSD-окружению, как /bin, /usr и прочие, в Finder"e, аналоге Проводника, так же, как и в прикладных программах, скрываются.

В Mac OS X корневой файловой системой становится та, которая соответствует загрузочному разделу. Все остальные разделы, включая находящиеся на сменных носителях, монтируются в /Volumes, под собственным именем, задаваемым в случае файловых систем FAT, NTFS меткой диска. Такой подход обеспечивает межмашинную унификацию - к какому бы компьютеру мы ни подключили, скажем, флеш-накопитель, у него будет один и тот же путь в структуре каталогов файловой системы. Это сильно облегчает создание переносимого рабочего окружения, включающего программы, настройки и документы пользователя. Второй неявный бонус в том, что стирается различие между реальными разделами и образами дисков - прикладные программы работают с последними в обычном режиме. Для полноценной имитации можно использовать формат образа, допускающий не только чтение, но и запись данных. Следует отметить, что пользователю нет необходимости задумываться о количестве подключенных носителей или образов.

В Windows Vista от более ранних версий унаследована концепция с обозначением разделов буквами латинского алфавита, загрузочный раздел получает букву «C» вне зависимости от того, есть ли в компьютере дисководы, за которыми во времена DOS резервировались «A» и «B». Каждый вновь подключенный носитель получает первую свободную букву (которые могут идти в не строгом порядке). В настройках Проводника можно установить параметр, позволяющий скрыть буквы дисков, но его действие распространяется только на стандартные диалоговые окна и Проводник, и то частично: так, в свойствах файлов и папок все равно показывается вся информация. Используя консоль управления, пользователь может либо поменять букву диска, либо задействовать штатную возможность файловой системы NTFS - примонтирование разделов в каталог. Строго говоря, поддерживается так называемая операция Directory Junction, позволяющая задать в роли объекта-источника не только раздел, но и отдельную папку диска, - но, к сожалению, недоступная через консоль управления. Использование букв диска, очевидно, порождает неоднозначность наименования разделов при подключении сменного носителя к разным компьютерам. Как следствие, при желании организовать переносимое рабочее окружение необходимо использовать либо программы, умеющие работать с относительными путями или абсолютными вида «» - корневой каталог текущего диска, либо специализированные адаптированные версии (в связи с этим представляет определенный интерес появление стандарта U3). Использование букв для наименования дисков также приводит к тому, что виртуальный привод, имитирующий реальный, в каждый конкретный момент времени ограничен одним подключенным образом, то есть нужно либо инсталлировать несколько таких эмуляторов, либо осуществлять «смену» образа.

Основные каталоги

В Mac OS X пользователь работает со следующими папками в корневом каталоге: Applications, как следует из названия, предназначена для прикладных программ; System - основные файлы операционной системы; Library - дополнительные файлы системы и прикладных программ, а также общесистемные настройки; Users - домашние каталоги пользователей, в которых, в свою очередь, могут находиться вложенные папки Library и Applications. Подобное деление позволяет четко разграничить права пользователей на доступ к отдельным объектам файловой системы: например, приложение не может осуществлять запись настроек вне пределов Library (либо системной, либо соответствующей у текущего пользователя), а пользовательских документов - куда-либо помимо домашнего каталога. Конечно, при желании (и при наличии соответствующих полномочий) пользователь может разместить приложение, например, на рабочем столе, а личные файлы - в /System, но в целом структура каталогов логична и достаточно хорошо сбалансирована для разграничения доступа на основе стандартной UNIX-схемы.

В Windows Vista также есть стандартные каталоги: Windows - назначение понятно из названия; Program Files служит для размещения прикладных программ; в ProgramData сохраняются глобальные настройки программ (аналог Documents and SettingsAll UsersApplication Data, а также ряда других папок в более старых версиях); Users предназначена для домашних каталогов пользователей. На последних нужно остановиться более подробно, так как изменился подход, он стал более приближен к тому, что используется в UNIX-системах: рабочие папки, предназначенные для документов, музыки, изображений и так далее, размещаются непосредственно в домашнем каталоге наравне со служебными каталогами, имеющими атрибут «скрытый». То есть структура стала более «плоской», без ветвления на дополнительные уровни иерархии. Основная проблема в Windows Vista связана со старыми программами, требующими соответствующих полномочий для записи настроек и временных и вспомогательных файлов в Program Files или Windows - многие из них создавались без учета возможности работы под учетной записью с существенно лимитированным доступом.

Возможности файловых систем

«Родной» для Mac OS X является файловая система Mac OS Extended, в некоторых источниках упоминаемая так же, как HFS+. В зависимости от выбранных при форматировании параметров может поддерживаться журналирование (вариант по-умолчанию при установке системы), а также использование регистрозависимых имен - при этом система будет различать объекты, находящиеся в одной папке и называющиеся практически одинаково за исключением регистра символов, например, «документ.pdf» и «Документ.pdf». Системный раздел также может быть отформатирован в файловую систему UFS (UNIX File System), но при этом, по утверждениям Apple, могут быть ограничения, связанные с работой отдельных подсистем операционной системы, в частности, беспроводного доступа. Поддерживаются также и иные файловые системы, в которые могут быть отформатированы не системные тома - FAT, FAT32 и NTFS в режиме только для чтения.

Для Windows основной файловой системой является NTFS, также поддерживающая журналирование и регистрозависимые имена. Впрочем, последняя возможность требует установки определенного параметра реестра и, естественно, поддержки на уровне прикладных программ. По вполне очевидным причинам, файловые системы Mac OS Extended и UFS не поддерживаются, но обеспечить переносимость данных в режиме не только чтения, но и записи, можно с помощью разделов, отформатированных в FAT.

В Mac OS X файлы состоят из двух компонент: так называемых, data fork и resource fork, в переводе на русский язык - вилки данных и ресурсов. Вилка ресурсов предназначена для сохранения вспомогательной информации, например, индивидуальной иконки файла. В некоторых случаях содержимое вилки ресурсов может быть основным - так, в ней может целиком содержаться файл шрифта. Что вполне естественно, файловая система HFS+ штатно поддерживает такое ветвление файлов, но что будет, например, при помещении такого файла на диск в FAT32? В таком случае формируется вспомогательный файл, имя которого начинается на «._», устанавливается атрибут «скрытый». При этом прикладные программы продолжают воспринимать файл так, как если бы он находился на диске с файловой системой HFS+.

Реализованный в NTFS механизм более гибок - каждый файл может иметь несколько произвольных файловых потоков, все они, за исключением основного, получают собственные имена. Когда пользователь обращается к файлу и не указывает дополнительное имя, то считается, что он работает именно с этим основным потоком. Файловые потоки поддерживались еще с самых первых версий NTFS и операционной системы Windows NT, но пользователь сталкивается с этой возможностью только при указании дополнительных атрибутов файла, таких как автор, название документа и так далее. Также в дополнительных потоках любит прятать свою сущность вредоносные программы - но это забота антивирусов и их производителей. И, как всегда при использовании «продвинутых» технологий, возникает вопрос совместимости, в частности, с файловой системой FAT. К сожалению, механизма сохранения дополнительных именованных файловых потоков не предусмотрено, разве что система (а, точнее, Проводник) предупредит о возможной потере информации при копировании или перемещении.

В каждой из операционных систем ограничения на допустимые в именах файлов символы, многие из этих ограничений вызваны историческими причинами и совместимостью с более ранними версиями операционных систем. Так, в Mac OS X для разделения имен каталогов используется «/», но в то же время в имени файла можно указать этот символ. Возникает вопрос - каким образом? На самом деле, в имени сохраняется двоеточие «:», которое и отображается в виде «/». Двоеточие в явном виде задать нельзя, так как в более ранних версиях Mac OS, до эпохи X-версии, этот символ использовался для разделения каталогов. Кроме того, в именах можно задавать знаки, наподобие «?» и «*», используемые при указании масок файлов. В Windows Vista ограничения чуть более строгие, так как нельзя использовать не только слэши «/» и «», но и кавычки, двоеточие и ряд других символов.

Следует отметить, что в целом файловая система NTFS более гибкая и функциональная, чем HFS+ - так, поддерживаются прозрачное сжатие и шифрование файлов, дисковые квоты (ограничения по использованию дискового пространства), точки монтирования - reparse points.

Инструментарий


В Mac OS X все задачи по обслуживанию дисков и разделов, а также сменных носителей возложены на специальную программу Disk Utility, в Windows Vista аналогичную роль играет консоль управления «Disk Management». И то, и другое средство позволяет разбивать диски на разделы, в обеих системах поддерживаются схемы разбиения на основе Master Boot Record (основная в Windows) и GUID-таблицы разделов (используется в макинтошах на Intel-процессорах). Кроме того, в Mac OS X можно задействовать и Apple Partition Map, актуальную для старых компьютеров на процессорах PowerPC, а в Vista - так называемую схему Dynamic Disk. Вполне очевидно, что у пользователя возникает закономерный вопрос: а какую схему разбиения диска следует выбрать с точки зрения максимальной совместимости, особенно в случае компьютеров Apple? Если речь идет о внешних сменных носителях, подключаемых в том числе и под другими операционными системами, то ответ однозначен - MBR, но в случае системных дисков не все так просто. Проблема вызвана тем, что в новых макинтошах нет BIOS как таковой, соответствующая функциональность по загрузке операционной системы возложена на интерфейс EFI - Extensible Firmware Interface. Windows Vista загрузку на компьютерах с EFI поддерживает, но при этом добавляет в системный EFI-раздел Windows Boot Manager с перспективой невозможности загрузки Mac OS X. Очевидно, такой вариант развития событий не слишком желателен, поэтому наиболее целесообразным является вариант с использованием утилиты Apple Boot Camp, добавляющей эмуляцию BIOS и MBR-разбиения на системном диске с GUID-таблицей.

И Windows Vista, и Mac OS X поддерживают создание программных RAID-массивов с помощью средств управления дисками. Следует отметить, что речь идет о средствах именно операционных систем - многие распространенные в настоящее время RAID-контроллеры тоже являются программными, но только на уровне драйвера. Различие в подходах в том, что в Windows Vista необходимо сконвертировать диск в Dynamic, в Mac OS функциональность RAID-массивов поддерживается и при других схемах разбиения.

В Windows Vista поддерживается неразрушающее уменьшение и увеличение разделов даже на дисках со схемами разбиения на основе MBR и GUID-таблицы - это означает, что пользователь сможет сохранить информацию при переразбиении. Но, разумеется, перед выполнением столь ответственных операций с диском имеет смысл создать резервную копию данных.

В Mac OS X крайне широко поддерживаются образы дисков - так, образ можно создать на основе диска или раздела (то есть, заложена функциональность коммерческих продуктов клонирования дисков под Windows), а также отдельной папки. Образы могут быть сжатыми, доступными в режиме не только чтения, но и записи, а также зашифрованными. Следует отметить, что помимо «родных» для Mac OS X форматов DMG и CDR (так называемые мастер-диски CD/DVD), поддерживается популярный ISO. Таким образом, образы отчасти играют ту же роль, что и архивы в других операционных системах.

Обе операционные системы позволяют выполнить проверку дисков на предмет логических ошибок, которые могли возникнуть в результате пропадания электроэнергии, повреждения носителя или множества иных причин. Отличие проявляется в способе проверки загрузочного диска - по вполне понятным причинам, для его проверки необходимо заблокировать запись (или отмонтировать), что мало осуществимо. В Windows используется так называемый режим boot-time, то есть может быть запланирован запуск проверки на этапе загрузки операционной системы. В Mac OS X для восстановления системного раздела следует использовать инсталляционный диск - загрузившись с него, можно запустить Disk Utility.

Интересной возможностью Mac OS X является так называемая проверка разрешений, verify disk permissions. Суть ее в том, что Disk Utility осуществляет сканирование диска и проверку разрешений файлов, находящихся в /System, /Library и /Applications, и - при необходимости, - исправление. Выполнение такой процедуры гарантирует, что никто не получит полномочий сверх необходимого.

Дефрагментация... Рано или поздно любой пользователь задумывается о необходимости ее выполнения, особенно, если он интенсивно работает с видео, аудио или графикой, то есть файлами большого и заранее непредсказуемого размера (а в таких условиях обеспечить низкий уровень фрагментации не может ни один самый продвинутый алгоритм). В Vista есть штатное средство - пусть и не такое наглядное, как в Windows 2000/XP, но, тем не менее, эффективно выполняющее функции. В Mac OS X соответствующего инструментария нет, поэтому для дефрагментации дисков приходится прибегать к сторонним коммерческим продуктам - что, естественно, не может не вызывать удивления при четкой «мультимедийной» направленности макинтошей.

Как в Mac OS X, так и в Windows Vista поддерживается запись CD и DVD дисков, она может осуществляться как из Finder"а и проводника, так и соответствующих мультимедийных приложений, входящих в комплект поставки. Кроме того, Disk Utility позволяет прожигать образы дисков - в силу поддержки этих образов.



Статьи по теме